Из города — в сельский магазин
05.12.2008
Потребкооператоры Гродненщины учатся работать в условиях конкуренции
Они имеют сеть магазинов в городах и деревнях, выпекают хлеб, производят мясные и колбасные изделия, безалкогольные напитки, отправляют на экспорт ягоды, грибы, дикорастущие травы, кормят вкусными обедами школьников, удивляют своим кулинарным мастерством посетителей ресторанов, баров и кафе. Все вышесказанное — о работниках потребительской кооперации. В Гродненской области 1475 магазинов кооперативной торговли, 302 предприятия общественного питания, 13 предприятий кооперативной промышленности.
Потребительская кооперация в жестких условиях конкуренции сохранила свою многоотраслевую структуру, сберегла кадры и, как полагают в облпотребсоюзе, научилась работать рядом с конкурентами, одерживая локальные победы в борьбе за покупателя. В отличие от других торговых предприятий: государственных, частных, акционерных — кооперативная торговля несет еще и социальную функцию, обслуживая все сельское население области. Как заметил председатель Мостовского райисполкома Алексей Шафаревич, «пока в деревне есть магазин, там есть жизнь, ведь человек приходит туда не только за хлебом, но и за общением. Некоторые продавцы даже скамеечки специальные ставят, чтобы сельчанам удобно было обмениваться новостями».
Количество жителей в деревнях сокращается, поэтому треть магазинов на селе работают без прибыли, но, понимая их социальную значимость, райпотребобщества содержат такие торговые точки за счет эффективной работы других предприятий отрасли.
В каждом районном центре Гродненщины рядом с кооператорами торгуют частники. Как привлечь покупателя в свой магазин?
На этот вопрос нашли ответ в Мостовском районном потребительском обществе. Первое, на что обратили здесь внимание, – внешний и внутренний вид торгового предприятия, удобное размещение товаров в зале. Стали ремонтировать, обновлять, реконструировать магазины. Одновременно изучали спрос, насыщали прилавки самыми востребованными товарами. За последние три года благодаря ремонту и реконструкции появилась возможность организовать в торговых залах свободный доступ к каждой группе товаров, увеличить и разнообразить ассортимент. Это незамедлительно сказалось на товарообороте. Если четыре года назад удельный вес потребкооперации в товарообороте Мостовского района составлял 38 %, то в настоящее время он увеличился на 7 %. Благодаря реконструкции в Мостах появились специализированные магазины: «Мебель», «Детский мир», «Хозмаг» с широким ассортиментом товаров разных производителей. Сегодня в эти магазины приезжают покупатели из Гродно, Слонима, Волковыска. Их привлекает разнообразие, качество предлагаемых товаров, заботливое, вежливое обслуживание.
— В последнее время мы приобрели новое торгово-технологическое оборудование для многих магазинов потребительского общества, — рассказывает председатель правления Мостовского райпо Геннадий Нестер. — Большинство магазинов перевели на работу по методу самообслуживания, открыли в райцентре новый продовольственный магазин, за счет чего получили дополнительно 311,5 млн. рублей.
Порой одно маленькое новшество в организации торговли дает весомый материальный результат. В Мостах рассказывают, как простым способом смогли увеличить выручку: во все магазины ежедневно в 17.00 (к концу рабочего дня) стали завозить горячий хлеб, и люди, изменяя привычный маршрут, потянулись в торговые точки коопторга. А коль человек пришел за хлебом, значит, купит и другой товар.
Предприимчивость, поиск новых форм обслуживания свойственны многим потребобществам Гродненщины. В Щучине, так же как и в Мостах, много внимания уделяется обновлению торговой сети. В центре города привлекает внимание красивый большой универсам «Центральный». В его реконструкцию, закупку технологического оборудования вложено почти полмиллиарда рублей, но цель достигнута: люди предпочитают этот магазин всем остальным. Товарооборот здесь с момента реконструкции увеличился в три раза. Закончена реконструкция магазина «Стройматериалы». Здесь покупатель найдет все товары, предназначенные для ремонта и строительства.
Для клиентов четырех крупных торговых объектов руководство районного потребительского общества планирует ввести дисконтные карты. Такая форма обслуживания, по мнению председателя правления Щучинского райпотребобщества Сергея Ляха, также привлечет в магазины новых покупателей.
Внедрение системы самообслуживания, расчет за покупки с помощью пластиковых карточек, замена устаревшего холодильного оборудования, прием заказов на доставку габаритных товаров на дом – все это дает возможность совершенствовать работу магазинов в районных центрах и в сельской местности, а значит, увеличить товарооборот.
Рост продаж особенно заметен там, где покупателю предложены вкусные натуральные продукты: мясные, хлебобулочные, кондитерские. Перерабатывающие предприятия коопторга успешно конкурируют с другими производителями, предлагая покупателю изделия по умеренным ценам. Единая цепочка «производство—обслуживание—торговля» помогает лучше видеть меняющиеся запросы сельчан и, следуя этим запросам, расширять услуги, приближать их к человеку. В ближайших планах кооператоров — создание агротуристического комплекса с гостиницей, баней, баром в красивом лесном массиве на берегу озера в Щучинском районе, организация услуг по ремонту автомобилей, реконструкция и техническое перевооружение хлебозавода.
— В нашей сфере работают инициативные, трудолюбивые, ищущие эффективные способы вложения финансовых средств люди, — сказал председатель правления Гродненского облпотребсоюза Станислав Микша. — Поэтому все намеченное осуществимо.
На снимке: продавец из деревни Правые Мосты Светлана БАХАР.