Белорусских школьников научат программированию со второго класса
10.08.2016 19:28:56
Гаджетом сегодня никого не удивишь — современные технологии плотно вошли в нашу жизнь. Молодые мамы говорят, что уже годовалое чадо тянет ручку к кнопочке телефона и уверенно листает фотографии. Что уже говорить о ребятах постарше. Наверное, у всех есть сегодня самые различные технические приспособления. Но вот правильно ли они их используют? А ведь технологии движутся вперед семимильными шагами. И тот же компьютер давно перешел из разряда роскоши в категорию необходимости. Программирование уже сегодня называют второй грамотностью. Так что, наверное, новый проект Министерства образования и Парка высоких технологий по обучению школьников со второго класса программированию в среде Scratch, который стартует в этом году, вполне в духе времени. Подробнее о нем нам рассказал заместитель директора по маркетингу и развитию ПВТ Александр МАРТИНКЕВИЧ (на снимке).
— В нашем проекте на первом этапе участвует 15 учреждений образования из Витебской и Гродненской областей. Это школы как в небольших населенных пунктах — Василишки, Вороново, так и в крупных городах — Витебск, Орша. Задача преподавателей, а участие в проекте примут более 50 учителей, с 1 сентября запустить факультативные курсы программирования для ребят с первого по шестой класс. Будет вырабатываться и методика преподавания новых программ, которые затем могут использоваться во всех общеобразовательных школах. То есть прежде чем масштабировать проект на всю страну, необходимо создать ядро инновационных преподавателей, которые смогли бы не только изучить учебную программу, но и создать методику преподавания тех или иных тем. На сегодняшний день это перечень учебных тем с указанием количества часов, отведенных на их изучение. Но мы пока не знаем, как они будут интегрированы в учебный процесс. Задача первопроходцев — апробировать эту программу на практике. Методисты образовательного центра ПВТ лучшие их решения разместят на интернет-портале педагогического сообщества, который создается в рамках проекта. Этим материалом потом смогут пользоваться все желающие.
— В минувший вторник вы начали подготовку тренеров по проекту, тех, кто будет учить школьных педагогов. Кто они?
— Их шестнадцать человек. Это представители вузов, например БГПУ имени М. Танка, ВГУ, ряда институтов образования, структур IT-сферы. Мы полагаем, что сообща создадим ту инфраструктуру, которая позволит реализовать нашу задачу.
— Для образовательного проекта в белорусских школах выбрана среда Scratch. Почему?
— По нескольким причинам. Во-первых, есть положительный опыт стран, которые включили уроки программирования в школьный курс. Это Болгария, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Греция, Ирландия, Италия, Литва, Франция, Польша и Великобритания. Во-вторых, Scratch идеально подходит для школьников. Это программа, в которой можно легко создавать фильмы, игры, анимированные открытки и презентации. У нее порог входа очень невысокий. То есть не нужно быть суперподготовленным, иметь высокий уровень математических знаний. Пользоваться ею после 30-минутного знакомства под силу даже первокласснику. Что уж говорить об учителе! Но нужно быть готовым постоянно учиться. Здесь все как в IT. Здесь нет того запаса знаний, который можно использовать всю жизнь. Так, совсем скоро появится третья версия Scratch. То есть педагог, который хочет к нам присоединиться, должен быть готов к этому и должен быть готов обучаться сам.
— Когда к проекту смогут присоединиться другие школы?
— До конца года мы планируем провести еще несколько тренингов для учителей, и тогда к упомянутым 15 школам подключатся те преподаватели, которые уже имеют практические навыки в среде Scratch. А таких немало. Это показал конкурс, который мы проводили на базе ПВТ. Участие в нем принимали около 300 школьников со всей страны. За ними стоят преподаватели, которым не надо объяснять, что такое Scratch. Они его преподают. Но пока делают это разрозненно. Объединить новаторов поможет платформа Scratch.by, которая нацелена на создание сообщества профессионалов, которые бы обменивались своими идеями и достижениями. И эти учителя подключатся к нашему проекту вторым составом. Их нужно научить только основам работы в сетевом сообществе. Еще до 17 августа мы принимаем заявки от этих педагогов. И в зависимости от степени их квалификации мы отберем кандидатуры для следующего тренинга.
— Как быть тем, у кого таких знаний нет?
— В сентябре мы создадим бесплатную онлайн-программу «Введение в Scratch» и предоставим ее всем учителям. Такой заочный курс, по нашему мнению, сделает обучение более эффективным, нежели очные курсы. Мы видим, что иногда в течение очного курса человек теряет интерес, не справляется с программой и так далее. Здесь мы даем возможность каждому решить, под силу ему это или нет. И темп можно выбрать свой: справляешься — учи за неделю, нет — месяц. Мы планируем на базе нашего образовательного центра, скажем, каждую неделю проводить сертификационный экзамен. Для сдавших его мы организуем тренинг. Нашими помощниками будут наши региональные центры, а также институты образования, которые по программе повышения квалификации кадров смогут давать педагогам эти знания. Подключившиеся к нашему проекту вузы смогут учить Scratch будущих педагогов уже со студенческой скамьи.
— Есть ли задумки развивать проект?
— В планах проекта на следующем этапе — разработка новых учебных программ. Первый этап — это создание учебных программ для вторых-шестых классов — фактически позади. Дальше в седьмом-восьмом классах в учебной программе появляется физика. Сегодня мы видим интересный тренд, связанный с робототехникой. Я думаю, что до нового года мы разработаем еще одну учебную программу по использованию языка программирования Scratch для робототехники. И есть идея в следующем году создать сетевое сообщество преподавателей-информатиков и попробовать посмотреть, что мы можем предложить по совершенствованию программы по информатике средней школы.
МНЕНИЯ
Руководитель региональной новополоцкой IT-академии «НОТА» Анна Тверитнева:
— Смотрите, уже никто не спорит с тем, что английский язык — второй разговорный. И чем раньше ребенок начнет его изучать, тем лучше он его будет знать. Сегодня программирование рассматривается как вторая грамотность. Даже в обыденной жизни, сами того не подозревая, мы занимаемся программированием. Я готовлю и составляю программу, что за чем делать. Я выбираю между одним и другим и делаю лучший выбор. То есть программирование нас окружает повсюду. И чем раньше ребенок этому научится, тем проще ему будет жить. Он может и не стать программистом в будущем, но ему эти навыки, бесспорно, пригодятся.
Преподаватель оршанской региональной IT-академии «КомпАС» Светлана Иванова:
— Помимо того что программирование — вторая грамотность, язык программирования сегодня очень интересен для учащихся. Проект дает возможность научить детей понимать с малого возраста, для чего нужен компьютер. Что они свой интерес могут реализовать с пользой. Сейчас, в преддверии нового учебного года, у нас раздается много звонков от родителей, которые интересуются, как будут организованы занятия по программированию. Так что проект своевременный. Родители переживают, чтобы их чада использовали компьютер правильно.
Преподаватель кафедры информационных технологий в образовании БГПУ имени М. Танка Галина Скомьянова:
— На мой взгляд, проект полезен всем нам, в том числе вузам, ведь наши выпускники — будущие педагоги — станут вести этот курс в школах. Чего им сегодня не хватает? Лаборатории вуза по информационным технологиям работают на достаточно высоком уровне. Программы наши также современные, но в них мало внимания уделяется программированию, если речь не идет о специализированных факультетах. И вот проект как раз может эту брешь закрыть. Думаю, что проект повысит профессиональную грамотность наших выпускников.
Преподаватель начальных классов СШ № 111 Минска Инга Тихоновецкая:
— Я активист проекта и автор факультативного курса. Работала с детьми со Scratch. Заметила много позитивных результатов. Например, развитие коммуникативных навыков — ведь дети учатся общаться и сотрудничать во время обучения. Курс учит не просто программированию, но и созданию каких-либо проектов в команде. Например, третьеклассники могут получить задание подготовить мультфильм для первоклашек об азбуке. Ребята программируют действия героев, озвучивают их или пишут видеоряд. Суть не в том, что мультфильм нарисован, а в том, что он запрограммирован. Таким образом, мы развеиваем представление о программировании как о чем-то далеком и недоступном. Ребятам нравится. На мой взгляд, очень важно, чтобы преподаватели, давая эти знания, подходили к урокам творчески. Не нужно усаживать ребят на 45 минут за компьютер. Нужно учитывать возраст. Все, что можно сделать на бумаге, в движении, нужно сделать так. А в программу внести только свои выводы.
— В нашем проекте на первом этапе участвует 15 учреждений образования из Витебской и Гродненской областей. Это школы как в небольших населенных пунктах — Василишки, Вороново, так и в крупных городах — Витебск, Орша. Задача преподавателей, а участие в проекте примут более 50 учителей, с 1 сентября запустить факультативные курсы программирования для ребят с первого по шестой класс. Будет вырабатываться и методика преподавания новых программ, которые затем могут использоваться во всех общеобразовательных школах. То есть прежде чем масштабировать проект на всю страну, необходимо создать ядро инновационных преподавателей, которые смогли бы не только изучить учебную программу, но и создать методику преподавания тех или иных тем. На сегодняшний день это перечень учебных тем с указанием количества часов, отведенных на их изучение. Но мы пока не знаем, как они будут интегрированы в учебный процесс. Задача первопроходцев — апробировать эту программу на практике. Методисты образовательного центра ПВТ лучшие их решения разместят на интернет-портале педагогического сообщества, который создается в рамках проекта. Этим материалом потом смогут пользоваться все желающие.
— В минувший вторник вы начали подготовку тренеров по проекту, тех, кто будет учить школьных педагогов. Кто они?
— Их шестнадцать человек. Это представители вузов, например БГПУ имени М. Танка, ВГУ, ряда институтов образования, структур IT-сферы. Мы полагаем, что сообща создадим ту инфраструктуру, которая позволит реализовать нашу задачу.
— Для образовательного проекта в белорусских школах выбрана среда Scratch. Почему?
— По нескольким причинам. Во-первых, есть положительный опыт стран, которые включили уроки программирования в школьный курс. Это Болгария, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Греция, Ирландия, Италия, Литва, Франция, Польша и Великобритания. Во-вторых, Scratch идеально подходит для школьников. Это программа, в которой можно легко создавать фильмы, игры, анимированные открытки и презентации. У нее порог входа очень невысокий. То есть не нужно быть суперподготовленным, иметь высокий уровень математических знаний. Пользоваться ею после 30-минутного знакомства под силу даже первокласснику. Что уж говорить об учителе! Но нужно быть готовым постоянно учиться. Здесь все как в IT. Здесь нет того запаса знаний, который можно использовать всю жизнь. Так, совсем скоро появится третья версия Scratch. То есть педагог, который хочет к нам присоединиться, должен быть готов к этому и должен быть готов обучаться сам.
— Когда к проекту смогут присоединиться другие школы?
— До конца года мы планируем провести еще несколько тренингов для учителей, и тогда к упомянутым 15 школам подключатся те преподаватели, которые уже имеют практические навыки в среде Scratch. А таких немало. Это показал конкурс, который мы проводили на базе ПВТ. Участие в нем принимали около 300 школьников со всей страны. За ними стоят преподаватели, которым не надо объяснять, что такое Scratch. Они его преподают. Но пока делают это разрозненно. Объединить новаторов поможет платформа Scratch.by, которая нацелена на создание сообщества профессионалов, которые бы обменивались своими идеями и достижениями. И эти учителя подключатся к нашему проекту вторым составом. Их нужно научить только основам работы в сетевом сообществе. Еще до 17 августа мы принимаем заявки от этих педагогов. И в зависимости от степени их квалификации мы отберем кандидатуры для следующего тренинга.
— Как быть тем, у кого таких знаний нет?
— В сентябре мы создадим бесплатную онлайн-программу «Введение в Scratch» и предоставим ее всем учителям. Такой заочный курс, по нашему мнению, сделает обучение более эффективным, нежели очные курсы. Мы видим, что иногда в течение очного курса человек теряет интерес, не справляется с программой и так далее. Здесь мы даем возможность каждому решить, под силу ему это или нет. И темп можно выбрать свой: справляешься — учи за неделю, нет — месяц. Мы планируем на базе нашего образовательного центра, скажем, каждую неделю проводить сертификационный экзамен. Для сдавших его мы организуем тренинг. Нашими помощниками будут наши региональные центры, а также институты образования, которые по программе повышения квалификации кадров смогут давать педагогам эти знания. Подключившиеся к нашему проекту вузы смогут учить Scratch будущих педагогов уже со студенческой скамьи.
— Есть ли задумки развивать проект?
— В планах проекта на следующем этапе — разработка новых учебных программ. Первый этап — это создание учебных программ для вторых-шестых классов — фактически позади. Дальше в седьмом-восьмом классах в учебной программе появляется физика. Сегодня мы видим интересный тренд, связанный с робототехникой. Я думаю, что до нового года мы разработаем еще одну учебную программу по использованию языка программирования Scratch для робототехники. И есть идея в следующем году создать сетевое сообщество преподавателей-информатиков и попробовать посмотреть, что мы можем предложить по совершенствованию программы по информатике средней школы.
МНЕНИЯ
— Смотрите, уже никто не спорит с тем, что английский язык — второй разговорный. И чем раньше ребенок начнет его изучать, тем лучше он его будет знать. Сегодня программирование рассматривается как вторая грамотность. Даже в обыденной жизни, сами того не подозревая, мы занимаемся программированием. Я готовлю и составляю программу, что за чем делать. Я выбираю между одним и другим и делаю лучший выбор. То есть программирование нас окружает повсюду. И чем раньше ребенок этому научится, тем проще ему будет жить. Он может и не стать программистом в будущем, но ему эти навыки, бесспорно, пригодятся.
— Помимо того что программирование — вторая грамотность, язык программирования сегодня очень интересен для учащихся. Проект дает возможность научить детей понимать с малого возраста, для чего нужен компьютер. Что они свой интерес могут реализовать с пользой. Сейчас, в преддверии нового учебного года, у нас раздается много звонков от родителей, которые интересуются, как будут организованы занятия по программированию. Так что проект своевременный. Родители переживают, чтобы их чада использовали компьютер правильно.
— На мой взгляд, проект полезен всем нам, в том числе вузам, ведь наши выпускники — будущие педагоги — станут вести этот курс в школах. Чего им сегодня не хватает? Лаборатории вуза по информационным технологиям работают на достаточно высоком уровне. Программы наши также современные, но в них мало внимания уделяется программированию, если речь не идет о специализированных факультетах. И вот проект как раз может эту брешь закрыть. Думаю, что проект повысит профессиональную грамотность наших выпускников.
— Я активист проекта и автор факультативного курса. Работала с детьми со Scratch. Заметила много позитивных результатов. Например, развитие коммуникативных навыков — ведь дети учатся общаться и сотрудничать во время обучения. Курс учит не просто программированию, но и созданию каких-либо проектов в команде. Например, третьеклассники могут получить задание подготовить мультфильм для первоклашек об азбуке. Ребята программируют действия героев, озвучивают их или пишут видеоряд. Суть не в том, что мультфильм нарисован, а в том, что он запрограммирован. Таким образом, мы развеиваем представление о программировании как о чем-то далеком и недоступном. Ребятам нравится. На мой взгляд, очень важно, чтобы преподаватели, давая эти знания, подходили к урокам творчески. Не нужно усаживать ребят на 45 минут за компьютер. Нужно учитывать возраст. Все, что можно сделать на бумаге, в движении, нужно сделать так. А в программу внести только свои выводы.
veraart14@mail.ru