Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Получается, человек на коляске должен доплатить за то, что не может подняться по лестнице?» Когда оформление авто превращается в испытание

Испытание вторым этажом

Для Евгения Шевко, председателя центрального совета Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, автомобиль – предмет если не первой необходимости, то второй точно. Без машины ему сложно добираться до работы, делать покупки в супермаркете и забирать из сада двухлетнюю дочку Настю. Особенно зимой, когда коляска так и норовит увязнуть в снежной каше. С недавних пор 17-летняя «Ауди» на ручном управлении, которая верой и правдой служила семье последние годы, стала часто ломаться. Евгений решил заменить «старушку» четырехлетним «Фольксвагеном». Но купить авто оказалось проще, чем оформить: таможенные процедуры превратились в настоящий квест.

В здании, где расположен пункт таможенного оформления, лифта и пандуса между этажами нет
Фото declarant.by

Приехав в пункт таможенного оформления «Белтамож­сервис-ТЛЦ», расположенный на 17-м километре трассы Минск – Дзержинск, Евгений обнаружил, что все процедуры по оформлению авто проводятся на втором этаже. Лифта в здании нет, пандус только у входа, так что попасть наверх для человека в коляске, даже такого активного и тренированного, как Евгений, нереа­льно. Он попытался объяснить ситуацию сотрудницам Минской региональной таможни, которые как раз проходили мимо:
Евгений Шевко


– Провести все процедуры прямо здесь, внизу, они отказались, объяснив это тем, что компьютер, рабочие программы, документы – все находится на втором этаже. Единственный вариант, который мне предложили, – оформить нотариальную доверенность на кого-то из близких, чтобы они «могли бегать на второй этаж вместо вас». Но мои родители живут в Мозыре, жена Аня тоже в коляске, так что этот вариант не подходит. Да и почему я должен просить кого-то решать мои вопросы, с которыми в состоянии справиться сам? Тем более, согласно пункту 2.2 Директивы Президента № 2, руководители госорганов должны обеспечить для людей с инвалидностью беспрепятственный доступ к местам приема граждан.

Выход Евгений все же нашел: на помощь пришли сотрудники коммерческой организации, которые трудятся здесь же, на первом этаже. Они предложили оформить договор поручения на представление интересов и сами ходили за документами к коллегам по зданию. И хотя свою проблему Евгений решил (машина оформлена, на днях получает номера и будет заниматься переводом авто на ручное управление), но как общественника и активиста ситуация его не устраивает:

– Со мной заключили договор поручения на безвозмездной основе, хотя эта услуга платная. Получается, человек в коляске должен дополнительно платить за то, что он не может подняться по лестнице? Кстати, оформление не потребовало никакого специального оборудования: мне просто принесли со второго этажа несколько документов на подпись. 

Евгений описал ситуацию в Книге замечаний и предложений в надежде на то, что руководство Минской региональной таможни обратит внимание на проблему. 


– Я прекрасно понимаю, что не во всех зданиях по проекту предусмотрены лифты и пандусы, установить их часто бывает трудно, дорого, а порой вообще невозможно. Ситуацию могла бы исправить информационная наклейка вроде тех, что висят на входе в метро: «Людям с инвалидностью просьба звонить по телефону…» Чтобы ты набрал номер, и к тебе спустился сотрудник таможни с ноутбуком и все оформил или хотя бы подсказал, как действовать тому, кто не может попасть на второй этаж.

Пост о своих приключениях, который председатель центрального совета РАИК выложил на страничке в Фейсбук, уже за первые сутки собрал сотню лайков и десятки комментариев. Оказалось, Евгений не единственный, кто столкнулся с подобной проблемой:

– Ребята писали мне, что специально брали с собой родственников покрепче, которые могли бы помочь попасть наверх: оформлять машину-то нужно! Хочется, чтобы у сотрудников таможни появился алгоритм, как действовать, если к ним обратился человек в коляске. Сейчас это особенно актуально: в апреле вступил в силу Указ Президента № 140, по которому государство стало возмещать людям с инвалидностью 50 процентов таможенных пошлин и налогов при ввозе легкового автомобиля. Многие решили воспользоваться этой возможностью и сменить авто. 

К слову, за последние годы в жизни Евгения подобный неприятный случай единственный:

– В целом ситуация улучшается, безбарьерная среда действительно создается на практике, не на бумаге. Для меня не составляет труда попасть в большинство ведомств и организаций. К примеру, в Министерстве труда и социальной защиты я способен сам, без посторонней помощи, заехать в любой кабинет: в здании есть и лифт, и пандус. 

БУКВА ЗАКОНА

В пункте 2.2 Директивы Президента № 2 говорится, что руководители государственных органов обязаны обеспечить «надлежащую организацию мест приема граждан в государственных органах, осуществляющих административные процедуры, включая обеспечение достаточным количеством сидячих мест для посетителей и парковочных мест для транспорта, питьевой водой, иными удобствами, формирование безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения в целях их беспрепятственного доступа к местам приема граждан».

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Попылин, исполняющий обязанности начальника Минской региональной таможни:

– Жалоба, которую оставил Евгений Шевко, рассматривается в служебном порядке, и в скором времени он получит на нее ответ. Хотел бы отметить, что все помещения, где находятся пункты таможенного оформления Минской региональной таможни, арендованные. Мы не являемся собственниками зданий, поэтому построить лифт, установить пандус – эти вопросы не в нашей компетенции. Хотя, безусловно, стараемся ставить в известность владельцев помещений, с какими проблемами сталкиваются наши посетители. Так, к примеру, в ПТО «Колядичи-авто» сейчас ведутся работы по установке пандуса – это облегчит доступ в здание.

Что же касается ситуации с Евгением, то мы приняли ряд мер для того, чтобы посетители с инвалидностью чувствовали себя комфортно. Предусмотрены разные варианты решения проблемы: в зданиях, где пункт таможенного оформления находится на втором этаже, организовано информирование таможни о прибытии человека с инвалидностью.  Дополнительно разместим у входа информационные наклейки, чтобы человек на коляске мог сам позвонить сотруднику таможни и попросить его спуститься. Личный состав таможни и таможенные представители дополнительно инструктированы о том, как действовать в подобных ситуациях, обеспечивая создание безбарьерной среды. Пользуясь случаем, руководство таможни приносит Евгению извинения за доставленные неудобства.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter