Старейшая художественная галерея Бреста может закрыться в Год культуры

Искусство выживать

В конце июля творческая элита Бреста собралась в художественной галерее «БелАрт», чтобы обсудить «погоду в доме». Лица художников строги, воздух как будто наэлектризован, а вокруг тихо-тихо. Чего таить: галерея на грани ликвидации, художники рискуют остаться без творческой крыши над головой.

искусство_b.jpg
Творческие летучки художников обычно происходят в помещении галереи. Не исключено, что июльское собрание было последним

Купить оригинальные картины в Бресте можно в нескольких местах. Но наиболее популярны художественная галерея от Белорусского союза художников и частная

«БелАрт». Негусто даже по меркам областного центра, где проживает более 300 тысяч человек. Конечно, мы могли бы потянуть за уши статистику и тоже «похвастаться»: у нас есть музей «Спасенные художественные ценности», Художественный музей Брестской крепости, Брестский областной краеведческий музей, несколько частных площадок, где можно выставляться. Приходи и смотри. Но этот формат немного не тот, продолжает председатель Брестской областной организации Белорусского союза художников Павел Рябов:

— Художественная галерея занимает важное место в становлении художника. Во-первых, она служит автору площадкой для выражения себя. Многие именитые мастера начинали творческий путь с выставок в небольших местных художественных галереях. Во-вторых, галерея — это всегда обмен опытом. На витринах соседствуют работы и начинающих, и опытных мастеров. Порой именно здесь они знакомятся, завязывается дружба. В-третьих, галерея — это как бы объединяющее звено, место коллективных встреч. Ну и конечно, через галерею художник может заработать на жизнь: продать картину и получить заказ.

Директор «БелАрта» Людмила Крапивная (на снимке) листает необычный альбом: с момента основания галереи владелица ведет подробную летопись публикаций о своем детище. Вот, например, творческий отчет журналиста с первой выставки Игоря Романчука. Тогда он был молодой и застенчивый новичок, сегодня — известный городской пейзажист.

— Мы всегда пытались быть интеллектуальным и творческим центром для наших художников, — листает альбом Людмила Крапивная, — поэтому двери салона были открыты не только для белорусских мастеров, но и для зарубежных авторов и нестандартных художников. Помню, с каким восхищением приняла публика польского художника-инвалида Станислава Кмецика. От рождения у парня не было рук, все представленное на выставке — дело ног. Полюбился брестчанам и этот мальчуган, — Людмила Петровна останавливается на репортаже о 10-летнем Роме Мурашове. — Тяга к искусству оказалась в нем настолько сильной, что маленький инвалид взял кисть в зубы.

За 24 года существования галерея «БелАрт» открыла 71 выставку, организовала множество мастер-классов и творческих встреч. Годы работы «на авторитет», конечно, дали салону узнаваемость, но финансовой роскоши переехать из тесной, арендованной у города «пятистенки» в фешенебельные хоромы с хрустальными люстрами и мраморными полами не принесли. Пыталась галерея наладить вспомогательную коммерческую деятельность. Те же мастер-классы по изобразительному искусству от известных брестских художников. В прошлом году дали рекламу, решив приобщить к искусству циклом бесплатных встреч. Желающих побывать на уроках мазка и штриховки было не счесть. Но как только в рекламках появилась строка, что вход — 15 тысяч для детей и 30 для взрослых, желающих и след простыл.

Печально, но не привык наш человек вкладываться в искусство. Он как бы не против приобщиться к высокому, но делать хочет это и дешево, и сердито. Подавай покупателю и холст, и масло, и авторское исполнение — за рублей 50. Если картина побольше — максимум 200. «Ну как за такие деньги продавать картины? — сокрушается хозяйка «БелАрта». — Художник больше тратится на расходные материалы!»

Цена работ формируется по схеме: затраченные на производство картины средства плюс 10 процентов от суммы галерее за услугу, плюс 10 процентов мастеру как гонорар. Если картина залеживается, цена может быть снижена до пяти процентов.

Раньше в смотрящей витринами на набережную Ф. Скорины галерее «БелАрт» не закрывались двери. Кто-то на искусство посмотреть приходил, за эксклюзивным подарком. Продавалось по пять картин в день. Сейчас, по словам Людмилы Петровны, за рабочую неделю если и наберется пятерка потенциальных покупателей, и то хорошо. Люди экономят. А картины реализуются плохо. Приблизительно одна в неделю.

— Тем не менее наши расходы на содержание салона не уменьшаются, — рассказывает главный бухгалтер галереи Лариса Босак. — Например, в январе этого года на оплату коммунальных платежей, отопление, аренду, налоги, банковские расходы мы отдали около 20 неденоминированных миллионов. Доход галереи составил около 8.

Прибыли нет. Да и особо никогда не было. Крапивная не раз повторяла, что затевала свой «бизнес» под лозунгом «искусство ради искусства», потому что понимала: грех зарабатывать на таланте. Но она не знала, что будет так тяжело. Ведь во всем мире принято продвигать и поддерживать арт-сообщество. Известная аксиома: посредством простых средств искусство способно выразить и объяснить сложные явления. Поэтому людям «не от мира сего» нужно помогать.

Некогда городские власти солидарно восприняли проблемы салона и периодами переводили галерею на «искусственное вскармливание» — снижали арендные ставки. Но галерея по-прежнему захлебывается: не справляется с огромными коммунальными платежами. Именно поэтому, обсуждая и не найдя выхода из финансового тупика, на последнем собрании художники определили точную дату «смерти», то есть последнего рабочего дня галереи. Символично это будет — 19 августа. Именно в этот день в 1992 году открылся уютный и душевный «БелАрт». Именно в этот день в 2016 году галерея навсегда закроется.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Начальник отдела аренды КУП «ЖРЭУ г. Бреста» Наталья Переходская:

— Город неоднократно оказывал ОДО «БелАрт» посильную помощь, пошел навстречу и в этом году. Брестский горисполком как собственник имущества, согласно Указу 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», имеет возможность регулировать ставку арендной платы путем понижения коэффициента. С 1 апреля по 31 декабря текущего года для ОДО «БелАрт» установлен коэффициент 0,5, что значительно снижает арендную плату: с около четырех миллионов до около двух. Однако, насколько нам известно, основной вопрос данного юрлица заключается в оплате услуг отопления в холодный период, расценки на которые горисполком не регулирует.

Заместитель начальника управления культуры главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского обл­исполкома Вячеслав Гарбузов:

— Проблемы выставляться и продать картины у брестских художников сегодня нет. В областном центре работает около десяти выставочных площадок. Например, магазин «Скарбнiца» на главной прогулочной улице Советской, которая соседствует с выставочным центром областного общественно-культурного центра. Ассортимент есть, представлено много авторов. Другой вопрос, что современный человек не готов сегодня покупать такой товар из-за падения потребительской способности. Оставаться экономически стабильным в сложившейся ситуации действительно непросто. Но «БелАрт» — частная галерея, и должна принимать общие для всех правила рынка.

ЦИФРА

В январе сего года галерея «БелАрт» на содержание потратила около 20 неденоминированных млн (из них отопление — 4,5 млн). Доход составил около 8 млн.

В ТЕМУ

В Пинске на рынке «Солнечный» уже несколько лет работает павильон «Художественная лавка». Раньше выбор картин кистей местных авторов был широким. Теперь поредел: изменились экономические реалии, изобразительное искусство стало не столь популярным. Образцы искусства можно купить и в Музее Белорусского Полесья. Правда, продаются здесь только репродукции находящихся в экспозиции работ. Они выполнены печатным способом в типографии. Предлагаемый формат — А4.

hanna.petrachenka@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter