В Национальном художественном музее открывается уникальная выставка буддийского искусства
09.09.2016 21:54:56
Они живые!
Значительная часть этой коллекции оставалась недоступной для публики с 1919 года, со времен первой буддийской выставки в Петербурге, устроенной по случаю открытия там первого же буддийского храма. Идея об общности коммунистической идеологии и буддизма в те годы была очень популярной, экспедиции художника–мистика Николая Рериха открыто поддерживались государством, но очарование советских лидеров древней восточной философией продлилось недолго.
— К сожалению, буддизм у нас был долго запрещен, мы сильно отстали от Европы и всего остального мира, где такое искусство хорошо знают и выставляют в музеях, — сетует хранитель тибетской, монгольской и хотанской коллекций Эрмитажа Юлия Елихина, куратор выставки с российской стороны. — Нашим людям пока сложнее воспринимать эти вещи, чем европейской публике. Но подобные выставки очень обогащают.
Прошлой осенью выставка буддийской скульптуры и живописи прошла в Эрмитаже. Публика оценила — даже четыре месяца спустя «Обитель милосердия» (под таким названием раритеты, привезенные в Минск, выставлялись в Зимнем дворце) была едва ли не такой же многолюдной, как в день вернисажа. Почти за 100 лет уникальные предметы из собраний Рериха, Козлова, Ухтомского и других знаменитых российских исследователей Центральной Азии не утратили ни блеска, ни мистической силы. Магические тексты, вложенные в запечатанные основания большинства скульптур, остались нетронутыми на протяжении сотен, а в некоторых случаях даже тысяч лет. Что означает, многозначительно улыбается Юлия Игоревна, они до сих пор «живые» и способны услышать любого. К слову, обращаться к буддийским божествам можно без затей, просто рассказав им о своем желании. Скажем, у Будды обычно просят мудрости, у Красной Тары — взаимной любви и удачи, Зеленая Тара поможет обзавестись потомством, а оседлавший льва пузатый божок с мангустом, выплевывающим драгоценности, обеспечит богатство и благополучие...
— Многие служительницы Эрмитажа не скрывают, что часто обращаются с просьбами к божествам из нашей коллекции, — откровенничает Елихина. — Говорят, помогают.
Размер не имеет значения
Юлия Елихина.
|
— По художественной ценности и исторической значимости сравнить наше «Искусство буддизма» можно, пожалуй, только с выставкой из собрания Метрополитен–музея, которая проходила здесь еще в 1978 году, — рассуждает научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства НХМ Никита Монич, куратор с белорусской стороны. Однако даже человек, далекий от истории мирового искусства и сложной символики буддийской живописи и скульптуры, способен испытать потрясение, разглядывая неправдоподобно точные, причудливые и очень подробные фигурки тибетских божеств. Размер не имеет значения — и у самых крошечных, величиной чуть больше спичечного коробка, все анатомические подробности и украшения будут изображены предельно реалистично. Вплоть до морщинок на суставах пальцев каждой из 16 рук и бусин в ожерелье — меньше миллиметра каждая...
Страховую стоимость выставки организаторы не называют. Однако стоимость некоторых из выставленных экспонатов — отнюдь не тайна. На аукционах начальная цена таких бронзовых скульптур начинается с десятков миллионов долларов. Но коллекция Эрмитажа — неприкосновенна.
Продолжение следует
Выставка «Искусство буддизма» — главный подарок Национального художественного музея к своей сегодняшней «Сентябрьской ночи». Каждый год к этой элитарной «ночи» музей готовит десятки необычных событий и презентаций. Но в этот раз их, пожалуй, будет несколько меньше обычного — конкурировать с вернисажем под вывеской Эрмитажа сложно. Через два месяца выставка переедет в Гомель — в позапрошлом году директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский побывал во дворце Румянцевых и Паскевичей, чрезвычайно заинтересовался тем, что там увидел, и отметил, что сотрудничество Эрмитажа и музея Гомельского дворцово–паркового ансамбля могло бы стать весьма плодотворным. Действительно, архитектура гомельского дворца очень созвучна с Петербургом (недаром среди авторов этого памятника культуры чаще других называют имя Ивана Старова, архитектора знаменитого Таврического дворца в Санкт–Петербурге). Есть где развернуться.
Кстати
Только сегодня кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Юлия Елихина поможет гостям Национального художественного музея оценить выставку с точки зрения профессионалов. Лекция «Искусство буддизма: от истоков к современности» запланирована на 15 часов.
cultura@sb.by
Советская Белоруссия № 174 (25056). Суббота, 10 сентября 2016