Интервью с петлей на шее...

О массовых сокращениях персонала в Москве

Сегодня никто не застрахован от увольнения и сокращения. Мое резюме тоже кружит в базах данных крупных московских рекрутинговых агентств. А недавно пришлось наблюдать интересный эпизод. Москва. Центр по подбору специалистов для крупных компаний. Вместе со мной в очереди на интервью — два бывших сотрудника «Газпрома» и в недавнем прошлом кризисный менеджер «Росбанка». Имена, брэнды, послужной список: сегодня все это не столь важно. Важно, что ты умеешь делать и на какие уступки работодателю готов пойти. К примеру, в своих анкетах соискатели указывают гораздо большие зарплатные ожидания, а на встрече с будущим возможным «хозяином» или представляющим его интересы рекрутером готовы говорить о гораздо более низких окладах.


Многие компании требуют сегодня у агентств по подбору персонала предоставить для интервью в своем офисе всех возможных кандидатов на позицию, тогда как раньше полностью доверяли этот выбор консультантам. Сейчас никто не хочет тратить ни рубля понапрасну.


Отбор кандидатов на позиции топ–менеджеров почти полностью заморожен. Сильно пострадали менеджеры по маркетингу и PR: желающих на эти позиции в два раза больше, чем вакансий. Не востребованы также юристы и финансисты. Под массовые сокращения в Москве попали сотрудники по работе с персоналом, т.е. так называемые HR–менеджеры. Во многих крупных фирмах, банках аннулируются должности, на которые уже идет отбор кандидатов. Знакомый специалист по подбору кадров в беседе рассказала, что часть организаций отказывается рассматривать даже подобранных и обнадеженных перспективой специалистов.


Недавно заметил интересный нюанс. На известном сайте по поиску работы Headhunter размещено чуть более 70 тысяч вакансий, а вот соискателей на эти самые вакансии уже более 2 миллионов, и вторая цифра в отличие от первой растет с каждым днем.


Немудрено, что в таких условиях работодатели хотят заполучить лучших из лучших. Для этого ужесточаются требования к будущим работникам. К примеру, на позицию помощника первого лица компании требуется знание как минимум двух — трех иностранных языков, наличие опыта работы в аналогичной должности от двух лет, отличные профессиональные навыки и как предпочтение гражданство РФ. Бывают, конечно, редкие случаи, когда доверенными лицами президентов, председателей правления или «топов–экспатов» (иностранных топ–менеджеров) становятся граждане других республик бывшего СССР, но это скорее исключение из правил.


Большинство крупных компаний заняли выжидательную позицию в надежде на то, что им удастся дождаться более хороших кандидатов, попавших под сокращение или уволившихся по собственному желанию.


Активизировались в Москве и различные шарлатаны вроде «сетевых маркетологов» в надежде найти себе подручный людской материал, который будет распространять товар непонятного происхождения и приносить прибыль различным темным личностям.


Сокращения и увольнения, пожалуй, в наименьшей степени коснутся бюджетной сферы, т.е. врачей, учителей и военных.


Службы занятости в авральном темпе разрабатывают программы по переподготовке кадров. Стоит «кадровая перековка» не так уж и дешево. К примеру, переподготовка менеджера для ведущей западной компании может стоить до 5 тыс. долларов.


Вот и кружат «белые воротнички» по Москве с надеждой в душе, резюме в кармане и смутными мыслями и сомнениями в голове. Возьмут не возьмут? А если возьмут, то сколько «положат»?


Что касается Беларуси, то, как я выяснил, здесь несколько иная ситуация на рынке труда. Государственный сектор априори застрахован, а предприятия с зарубежным капиталом либо заранее позаботились о своей стабильности, либо делают это сейчас. Причем оптимизация и сокращение персонала не рассматриваются ими как лучший способ для решения текущих проблем. Так что есть над чем поразмышлять...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter