Институт финансового омбудсмена планируется ввести в Беларуси
10.03.2017 14:35:00
Проект указа о введении в Беларуси института финансового омбудсмена с целью разрешения споров между гражданами и финансовыми организациями находится в стадии подготовки, сообщила заместитель начальника главного юридического управления Национального банка Любовь Слободчикова в пятницу журналистам в Минске.
— Национальный банк работает над проектом указа главы государства в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, — сказала она. — Предполагается введение в нашей стране института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг — это так называемый в мировой практике финансовый омбудсмен. Такой институт внедрен во многих странах — более 50 государств используют его в своих правовых системах.
По словам специалиста, за рубежом активно внедряют альтернативные способы разрешения споров. В Беларуси, в частности, есть институт медиации, институт третейского суда. Дополнительным инструментом призван стать институт финансового омбудсмена.
В свою очередь заместитель начальника управления законопроектных работ и экспертизы нормативных правовых актов главного юридического управления Нацбанка Беларуси Виталий Сорокин отметил, что медиация и третейские суды, как показала практика, мало востребованы в тех случаях, когда речь идет о взаимоотношениях между гражданами и юридическими лицами. Во-первых, чтобы обратиться в данные структуры, необходимо соглашение между двумя сторонами, которое предполагает такое рассмотрение спора. Во-вторых, сам процесс является возмездным, и зачастую сумма, которая оспаривается между сторонами, гораздо меньше, чем понесенные издержки. Благодаря наличию института финансового омбундсмена рассмотрение спора будет беплатным, а вынесенное решение вступит в силу через 10 дней, если его не обжалуют.
— Предполагается, что Национальным банком будет создано государственное учреждение «Агентство уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг», — рассказал Виталий Сорокин. — Глава этой организации, в частности, будет принимать решения о привлечении финансовых арбитров для разрешения споров между гражданами как потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Будут выдаваться свидетельства о подтверждении квалификации данных финансовых арбитров.
Представитель Нацбанка уточнил, что потребитель финуслуг в случае наличия разногласий с финансовой организацией сможет обращаться к финансовому арбитру за разрешением спора при соблюдении нескольких условий. Во-первых, сумма спора не должна превышать 500 базовых величин. Во-вторых, должен быть соблюден претензионный порядок рассмотрения спора: до обращения к финансовому арбитру гражданин обязан обратиться с претензией к самой финансовой организации. И только после получения от нее ответа либо неполучения его в 30-дневный срок он имеет право обратиться к финансовому арбитру. Наконец, третий момент — выносимый спор ранее не должен был являться предметом рассмотрения в суде.
— Проект указа направлялся заинтересованным госорганам и в целом был ими поддержан, — отметил Виталий Сорокин. — Были высказаны отдельные замечания, в соответствии с которыми данный документ в настоящее время дорабатывается.
— Национальный банк работает над проектом указа главы государства в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, — сказала она. — Предполагается введение в нашей стране института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг — это так называемый в мировой практике финансовый омбудсмен. Такой институт внедрен во многих странах — более 50 государств используют его в своих правовых системах.
По словам специалиста, за рубежом активно внедряют альтернативные способы разрешения споров. В Беларуси, в частности, есть институт медиации, институт третейского суда. Дополнительным инструментом призван стать институт финансового омбудсмена.
В свою очередь заместитель начальника управления законопроектных работ и экспертизы нормативных правовых актов главного юридического управления Нацбанка Беларуси Виталий Сорокин отметил, что медиация и третейские суды, как показала практика, мало востребованы в тех случаях, когда речь идет о взаимоотношениях между гражданами и юридическими лицами. Во-первых, чтобы обратиться в данные структуры, необходимо соглашение между двумя сторонами, которое предполагает такое рассмотрение спора. Во-вторых, сам процесс является возмездным, и зачастую сумма, которая оспаривается между сторонами, гораздо меньше, чем понесенные издержки. Благодаря наличию института финансового омбундсмена рассмотрение спора будет беплатным, а вынесенное решение вступит в силу через 10 дней, если его не обжалуют.
— Предполагается, что Национальным банком будет создано государственное учреждение «Агентство уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг», — рассказал Виталий Сорокин. — Глава этой организации, в частности, будет принимать решения о привлечении финансовых арбитров для разрешения споров между гражданами как потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Будут выдаваться свидетельства о подтверждении квалификации данных финансовых арбитров.
Представитель Нацбанка уточнил, что потребитель финуслуг в случае наличия разногласий с финансовой организацией сможет обращаться к финансовому арбитру за разрешением спора при соблюдении нескольких условий. Во-первых, сумма спора не должна превышать 500 базовых величин. Во-вторых, должен быть соблюден претензионный порядок рассмотрения спора: до обращения к финансовому арбитру гражданин обязан обратиться с претензией к самой финансовой организации. И только после получения от нее ответа либо неполучения его в 30-дневный срок он имеет право обратиться к финансовому арбитру. Наконец, третий момент — выносимый спор ранее не должен был являться предметом рассмотрения в суде.
— Проект указа направлялся заинтересованным госорганам и в целом был ими поддержан, — отметил Виталий Сорокин. — Были высказаны отдельные замечания, в соответствии с которыми данный документ в настоящее время дорабатывается.