Кто и почему устраивает расстрелы в школах и университетах?

Имитаторы

Отсутствие мозга, набор подростковых комплексов и неспособность проявить себя в нормальных делах. Вместо них отупевшие в радикальных интернет-сообществах имитаторы, убивая и калеча людей, меряются, как им кажется, крутостью и предвкушают чуть ли не мировую славу. Это поначалу. Совсем скоро попадают за решетку, понимая, что просидят там до конца жизни. В лучшем случае. И никто о них больше не вспомнит.

Эффект заразности

Эксперты в области психологии все чаще говорят о растущей радикализации молодежи. Далеко не последнюю роль в этом играют деструктивные интернет-группы, выросшие из субкультурных молодежных сообществ с их культом насилия и мизантропии, агрессивным информационным контентом. (Как вовлекают в эти интернет-сообщества — отдельная тема.) Наиболее радикальное — движение «колумбайн», или «скулшутинг», вооруженное нападение в школьной или другой учебной среде. 
20 апреля 1999 года двое учеников школы «Колумбайн» (штат Колорадо, США) расстреляли одноклассников, 13 детей погибли. Эта трагедия в городке Литлтон стала именем нарицательным для случаев скулшутинга. Каждый последующий случай называли «колумбайн». 
...3 февраля 2014-го десятиклассник московской школы, вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя и взял в заложники одноклассников. Затем открыл огонь по прибывшим на место правоохранителям, убив одного сотрудника и тяжело ранив другого. 

5 сентября 2017-го учащийся 9-го класса в подмосковной Ивантеевке пришел в школу с пневматической винтовкой, кухонным топориком нанес травмы учительнице, устроил в классе взрывы и стрельбу. Пострадали четыре человека, трое из них — дети. 

15 января 2018-го двое вооруженных ножами подростков стали виновниками резни в школе Перми. Пострадали более десяти человек. 

18 апреля того же года 17-летний ученик в городе Стерлитамак (Башкортостан) нанес удары канцелярским ножом учительнице и однокласснице. После этого на глазах у перепуганных школьников облил бензином парты и поджег их. 

17 октября 2018-го в Керчи учащийся колледжа привел в действие СВУ (по сведениям экспертов, его мощность — около 300 г в тротиловом эквиваленте), а потом стал стрелять по людям. 21 человек убит, более 50 ранены. 

Минск, 23 мая 2016-го. Ученик гимназии напал на учителя, нанес 17 ударов ножом в область шеи. 

8 октября того же года в столичном торговом центре «Новая Европа» первокурсник Международного университета «­МИТСО» с бензопилой и топором напал на посетителей. От полученных травм одна женщина погибла на месте, вторая с множественными ранениями доставлена в больницу. Изначально убийца планировал кровавую бойню в ­МИТСО. От трагедии спасла случайность — бензопила не завелась. 

11 февраля 2019-го в Столбцах ученик 10-го класса нанес учителю смертельное ножевое ранение. Затем ранил вступившихся за педагога одноклассников. В соседнем помещении напал на ученика 11-го класса, школьник погиб. По информации правоохранительных органов, при задержании у убийцы обнаружены дымовые шашки, петарды, молоток...
Движение «колумбайн» («скулшутинг») — разновидность массовых вооруженных нападений в учебной среде. «Скулшутинг» (англ. school shooting) — термин, означающий стрельбу в школе.

Послание. «Пермский колумбайн»

«­ВНИМАНИЕ! Если вы на данный момент находитесь в университете, если вы находитесь в аудитории, пожалуйста, постарайтесь закрыться изнутри и оставаться на месте. Если вы находитесь на территории кампуса, покиньте территорию, если это возможно. Если вы едете в университет — ­РАЗВОРАЧИВАЙТЕСЬ!» — такое сообщение появилось утром 20 сентября в группе Пермского исследовательского университета в соцсети. 

В интернет стали попадать жуткие видео: первокурсник расстреливает одного человека за другим, студенты выпрыгивают из окон второго этажа. О стрельбе рассказывали перепуганные очевидцы. Погибли шесть человек, десятки раненых, 19 — попали в больницу с огнестрельными ранениями. Нападавший ранен при задержании.

Такие не прячутся. Наоборот, стараются привлечь к себе внимание. Внешним видом, поведением, «утечкой» информации о планируемом массовом убийстве. 
Международный опыт показывает, что школьные убийцы оставляют много предупреждений о своих намерениях. 
«Это может быть тонкая угроза, хвастовство, инсинуации, прогнозирование или ультиматумы. Они могут быть произнесены или выражены, к примеру, через истории, записи в дневнике, сочинения, поэмы, письма, песни, рисунки, татуировки или видео», — говорят мне психологи.

Пермский студент в оставленном в соцсети послании признался, что нападение задумал давно. Рассказывал о планах, о том, как получил разрешение на оружие, объяснял мотивы поступка. Изначально, оказывается, хотел устроить стрельбу в своей бывшей школе, но передумал. 

Послание может быть и тогда, когда учащийся пытается найти сообщника. Например, просит знакомого достать патроны, так как якобы собирается на охоту. Такой сигнал может являться криком о помощи, признаком внутреннего конфликта или хвастовства, которое вроде кажется пустым, но на самом деле маскирует серьезную угрозу. То есть такое поведение, говорят специалисты, это важнейший намек, за которым возможет акт насилия. 

Другой пример. Учащийся интересуется темами, касающимися насилия, безысходности, отчаяния, ненависти, уединения, одиночества, нигилизма или апокалиптической философии и упоминает их в разговорах, шутках в отношении друзей, учителей, работников школы, родственников. Сигналом может стать и периодически повторяющиеся в письменных работах, рисунках учащегося темы ненависти, смерти, расчленения, нанесения увечий себе или другим, использования оружия большой разрушительной силы, убийства или суицида. Однако здесь надо учитывать и то, что все это может оказаться плодом богатой фантазии подростков. 
Распознать готовность атаки помогут определенные моменты. К примеру, конкретные подробности могут указывать на то, что уже были обдуманы детали совершения преступления, запланированы шаги, а значит, риск реализации угрозы высок. Чем более открыта и детализирована угроза, тем серьезнее вероятность воплощения ее в жизнь.

Профиль риска

Скулшутинг «заразен» для молодежи. Огромная ответственность лежит на окружающих, уверены эксперты. Родственники, одноклассники, преподаватели и особенно психологи должны обращать внимание, к примеру, на изменения поведения, манеры общения. Анализировать следует совокупность данных в четырех основных областях: личность учащегося — черты характера и особенности поведения, отношения в семье, учебном заведении и статус ученика в учебном сообществе, динамика социальных отношений.

Кто в группе риска? Чаще всего колумбайнер — это подросток мужского пола. Наиболее типичный возраст — 16 лет. Однако отдельные вынашивают планы долгое время, даже после окончания учебного заведения и могут быть гораздо старше.

Среднестатистический «школьный мститель» — из семьи среднего класса, но семья имеет серьезные внутренние проблемы, о чем окружающие не знают. В семье могли быть случаи психических заболеваний, отдельные подростки сами наблюдались у психиатра. В доме потенциального убийцы хранится оружие, он сам умеет стрелять и уже пытался применить его против врагов-родственников. 

Подросток-убийца, как правило, посещает общественную, а не частную школу. В школьном коллективе считает себя волком-одиночкой, а вне его принадлежит, скажем, к группировкам или организациям, пропагандирующим ненависть. Часто идеализирует вымышленных героев и их реальные прототипы, использует такие же псевдонимы (ники).
Специалисты отмечают у потенциального убийцы проблемы с самооценкой. Он нечестен, скрытен, склонен к нарциссизму, вандализму, не способен наладить контакт с основной группой своих одноклассников и часто испытывает серьезные проблемы в общении с девушками. 
В духовной жизни не проявляет интереса к религии. Интересуется насилием — реальным и нереальным. Между тем такие школьные преступники никогда не имели репутации драчунов или хулиганов. Чувство юмора у них не развито или принимало пугающие формы.

Еще деталь — «школьные мстители» долго обдумывают способы и планы, стараясь причинить максимальный вред учебному заведению, его имуществу, ученикам и педагогам. Большинство таких атак планировалось минимум за 2 дня до произошедшего, в некоторых случаях подготовка занимала до 1 года. Тщательно готовятся к преступлению, собирают и испытывают арсеналы, обсуждают свои планы со знакомыми. 
Более чем в половине инцидентов окружающие знали о замышляемом нападении. Бывало, что, готовясь к нему, подростки обучались на спецкурсах и в клубах владению оружием. 
Хотя часто преступник и проговаривает свои намерения, крайне редко он угрожает конкретному лицу, заметили психологи. Большинство подростков, участвовавших в целевых атаках, до инцидента демонстрировали, что им необходима помощь. Мотивом чаще всего являлась месть. Факты школьного насилия, видимо, играли ключевую роль в мотивации некоторых нападавших. Многим из них когда-то угрожали, на них нападали, их преследовали. Многие не могли справиться с какой-то потерей, о чем знали родственники, учителя, ровесники. Значительная часть несовершеннолетних до инцидентов пыталась совершить суицид или угрожала таковым, более половины детей пребывали в отчаянии, депрессии.
Что использовали для нападения

Петарды, дымовые шашки (Флорида), взрывпакеты (из арсенала «ивантеевского убийцы»), самодельные взрывные устройства («Колумбайн», Южная Каролина, Керчь). Бутылки, емкости с зажигательной смесью (Бавария — Анбах, Южная Каролина, Улан-Удэ, Стерлитамак). Самодельные огнеметы, ножи, кинжалы, мачете, бензопилы, топоры (Ивантеевка, Улан-Удэ, Минск, Столбцы), пики (Кельн), штык-нож (Улан-Удэ). Пневматическое (Ивантеевка), самодельное огнестрельное оружие (Москва, Керчь), арбалет (Барселона). 

Без ограничений

Специалисты рекомендуют сведения о подростках с потенциально опасным поведением собирать в учреждениях образования, соцсетях, на интернет-форумах, сайтах, где говорится о деструктивных субкультурных молодежных сообществах, площадках, оправдывающих и пропагандирующих экстремизм. Искать следует и среди стоявших на учетах в комиссиях по делам несовершеннолетних, совершивших правонарушения, связанные с насилием в школах, вузах, среди «учетников» психоневрологических больниц, диспансеров, участников других групп социального взаимодействия. 

Кто может стать жертвами? Как конкретные люди — из-за разрешения личных споров, мести, так и случайные граждане — чтобы выразить сильные чувства и оставить послание обществу, посеять страх. Атаки могут быть и без явного мотива либо из-за связи с криминалом. 
К слову, в обзоре секретной службы и министерства образования США приводятся такие данные по мотивам преступлений колумбайнеров: большинство преступников мстили, чуть меньше — пытались решить какую-то проблему, остальные думали о суициде либо искали признания.
Обучает всему этому интернет, неконтролируемый доступ к кино, телешоу, компьютерным играм и веб-сайтам, где полно насилия. Детской психике справиться с этим непросто. А если ребенок еще втянут в группу людей, разделяющих идеи насилия и экстремистских верований... Туда не вхожи те, у кого другие интересы, идеи. То есть учащийся не проводит или проводит мало времени с теми, кто думает иначе, он не слышит других мнений, не имеет возможности усомниться в навязанных ему смыслах. 
Только комплексный подход эффективен в профилактике молодежного экстремизма и реагировании на его проявления. К примеру, в школе, вузе нужен сотрудник, штатный психолог, отвечающий за вопросы оценки и мер в ответ на угрозы. В связке должны работать все профильные ведомства, общественные институты, основной из которых — семья. 
«Главное — именно обстановка в семье существенно влияет на формирование психологических свойств личности, которые могут привести к экстремистским действиям», — замечают эксперты. Полагая, что ответственность родителей за правильное воспитание детей должна быть закреплена законодательно, в частности в Кодексе об образовании. В помощь — создание специализированных центров мониторинга интернет-пространства для выявления ресурсов экстремистской, террористической направленности и их блокирования. 
Характерная одежда, экипировка скулшутеров

Противогазы, берцы, бронежилеты, разгрузка, одежда в стиле милитари, маски, каски, бейсболки, надетые задом наперед, темные очки, длинные черные плащи с капюшоном, ставшие ритуальной формой колумбайнеров.
ВАЖНО

Ряд представителей движения «колумбайн» являлись сторонниками неонацистских и анархистских взглядов. К примеру, керченский убийца Влад Росляков в соцсетях активно поддерживал различные анархистские инициативы (в интернет-анкете четко указывал, что на 55 процентов поддерживает анархистскую идеологию), размещал стикеры, призывающие к насильственным акциям «прямого действия». Американец Дилан Руф, сторонник неонацистских взглядов, устроил массовый расстрел в церкви в городе Чарлстон. Тогда погибло девять прихожан-афроамериканцев.

Более того, проведенное одним из аналитических агентств исследование профилей колумбайнеров в соцсетях показало, что к группе риска (вероятность проявления социальной агрессии в виде массовых расстрелов) относятся в том числе те, кому свойственно проявление экстремизма, национализма, радикальных взглядов. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter