«Играют наши дети»: в Белорусской государственной филармонии отмечают Международный день семей

По традиции в этот день Государственный камерный оркестр Республики Беларусь предоставляет сцену детям. Они солисты, и чуткая рука главного дирижера, заслуженного артиста России Евгения Бушкова ловит и воплощает их собственные музыкальные замыслы.


И это не просто дети, а дети артистов оркестра. Они выступают с родителями на одной сцене, и это ярчайший символ преемственности поколений, духовного единства семьи.

Вы спросите, кто они — дети оркестра?

Никон Мазоль — сын замечательной скрипачки Екатерины Мищанчук. Помимо служения в камерном оркестре, его мама еще и первая скрипка Минского струнного квартета и нередко играет соло. Екатерина — актерская дочь, в детстве — кинозвезда в фильме «Крест милосердия», но выбрала скрипку, и этот же выбор с легкостью и любовью совершил ее сын.

Ольга Сидорук — старшая из троих детей в скрипичном семействе Сидоруков. Папа Константин играет в Государственном камерном оркестре, мама Маргарита в симфоническом. Из троих детей только Ольга пошла по стопам родителей и уже почти двадцать лет не расстается со скрипкой. Глеб и Софья виолончелисты. 


- У семейства Сидорук Музы кормятся из рук! - говорит стихами Евгений Бушков, и это чистая правда. Все дети в этой семье очень талантливы, и родители ими гордятся. 

Зато в семействе Цховребовых обе дочки — Мария и Анна — скрипачки, и обе участвуют в нынешнем концерте. Папа Игорь — альтист в камерном оркестре, мама Татьяна — скрипачка в симфоническом.

Именно эти дети выступят в концерте Международного дня семей нынешнего года.

Для зрителей это редкая возможность заглянуть в мастерскую цеха музыкантов-профессионалов и убедиться воочию, как работает семейная традиция и какие потрясающие результаты она даёт, — убежден Евгений Бушков. 
Циклу концертов «Играют наши дети» в этом году исполняется 15 лет. Время идет, дети вырастают и сменяют друг друга. Дети разновозрастные — от малышей до консерваторцев. Не меняется только сам принцип выступления родителей вместе с детьми. 

Кто-то скажет «династия», кто-то «семейственность», хотя какая тут выгода? Учиться двадцать лет и продолжать учиться всю жизнь за скромную зарплату. Так не в зарплате дело! Живут музыкой и ради музыки.


В моих записках сохранились слова, которые сказал одиннадцатилетний в ту пору Никон Мазоль. Сейчас он повзрослел, но все еще школьник, а играет на скрипке лучше любого взрослого: 

— Музыка для меня — это все. Когда мне будет шестьдесят лет, я тоже буду играть на скрипке и не буду переставать заниматься по шесть-семь часов в день, потому что мне это очень нравится. Она живая, конечно! Если взять скрипку, то она будет похожа на человека. Вот голова, вот туловище, а вот руки. Я задаю ей вопросы, а она мне отвечает разными звуками.

При этом он обычный мальчик, обожающий футбол… Но обычный мальчик не будет играть по шесть-семь часов в день. 

В этом и чудо. Потому-то на Западе больше нет выдающихся музыкантов, потому что «либералы» сказали: «Нельзя! Нельзя с ранних лет мучить детей музыкой!» И там нет музыкальных школ. Об этом мне рассказывал наш композитор, живущий в Германии, Леон Гурвич:  

Конечно, там тоже есть талантливые люди. Но я вспоминаю наших детей 11-12 лет, которые у нас играли и сейчас до сих пор играют. Это к тому разговору, чем можно удивить в других странах. Привезите этих детей! Они как восьмое чудо света! Этому будут удивляться, этого не понимают, как это возможно — в 12 лет играть этюды Шопена. 


Это он о пианистах. Скрипачи будут играть Паганини, Чайковского и многое другое.

И нет тут никакого принуждения. Да, есть тяжелый труд, но есть зато осмысленное детство, когда ребенку есть за что себя уважать, когда у него есть цели в жизни и есть достижения. 

Да, в обществе потребления такой ребенок неудобен. Он не будет просаживать деньги на развлечения, чтобы хоть чем-то заполнить пустоту. Его не интересуют игры и игрушки. Ему не особенно важно, какой модели у него смартфон. Его не подсадишь на наркотики. 

А музыкантов можно выманить из бывших стран СССР. Пообещать высокие заработки, интересную яркую жизнь, отличные перспективы. Исполнят ли обещания — уже другой вопрос.

Но вернемся к нашим детям! Победителям конкурсов и тем, кто пока еще не успел блеснуть на большой сцене. Они прекрасны. И счастье, что филармония дает им возможность выступать, в том числе и с оркестром. Сколько радости для родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер! 

А выступление на одной сцене с родителями, когда мама или папа в оркестре аккомпанирует своему ребенку, — незабываемое событие в истории семьи. Этот праздник родители и дети проживают в музыке, в единстве с благодарными зрителями, на волнах аплодисментов, в потоках душевного тепла, и это самая большая награда за повседневное горение, за любовь и подвижнический труд.

Фото из семейных альбомов и архива Белгосфилармонии
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter