Играй, «Музыкант», я буду верить
29.04.2013 22:31:12
С этого колдовства мы и начали разговор с автором новополоцкого «Музыканта»:
— За последнее двадцатилетие в нашей стране произошли разительные перемены с точки зрения взаимодействия искусства и города. Мемориальность, монументализм активно стали пополняться камерной скульптурой, сходящей с пьедесталов. Минчане запомнили имя Владимира Жбанова, поселившего своих «Девочку с зонтиком» и прекрасную «Даму» в Михайловском сквере... Появились картины на... заборе. Все минувшее лето провисела на ограде парка имени Челюскинцев выставка белорусских художников. К 125–летию Шагала на площади Якуба Коласа стояла экспозиция его работ. Замечу, ни одно из произведений, появившихся на улицах, не было испорчено, разбито, замалевано...
Пример? Когда норвежский белорус Александр Рыбак выиграл «Евровидение» и Осло принимал у себя песенный фест, что для нахлынувших туристов стало центром внимания? Парк скульптур норвежца Густава Вигеланда. Кстати, знаете, как государство поддерживало мастера? Соревноваться в гонорарной гонке за скульптуры гения денег у страны не было. Ему установили пожизненную ренту и отвели место для работ — так родился парк, в центре которого и стоит его всемирно известное «Древо жизни». У нас тоже может быть парк с работами творцов, чьи имена связаны с Беларусью, — Цадкина и Липшица, Грубе, Азгура, Манизера, Глебова, Коненкова, да и мы, современники, поборолись бы за право стоять рядом...
— Нет! Поэтому самим приходится искать работу. Это непросто. Но уж коль в вузе готовят скульпторов, то необходимо их и поддерживать. Например, в Эстонии эту проблему решили так: 5% от продажи табака и алкоголя, прибыли игорных заведений идет на развитие искусства. А вот английский скульптор Генри Мур сумел провести через парламент решение — 1% от стоимости строящегося здания тратится на искусство, имеется в виду, конечно, не многосемейка... Понятно, что это не только гонорары художникам, но и постоянная величина, на которую ориентируется, например, политика монументального облагораживания белорусской земли.
— У вас есть профессиональная мечта?
— У меня их много! Недавно закончена реставрация Лошицкого парка. А ведь с ним связана трогательная и трагичная история влюбленных, которая пришла к нам, как сказка, из глубины лет, — очень бы хотелось воплотить ее в скульптуре. Не дает мне покоя мысль посягнуть в какой–то мере на наше пуританство и поставить в городе обнаженную скульптуру — целомудренную и прекрасную, поднимающую красоту до божественного творения. Ведь никого уже не смущают обнаженные нимфы у фонтана возле цирка прекрасного скульптора Анатолия Аникейчика. Мечтаю сделать скульптуру архитектора Глаубитца, автора полоцкого Софийского собора, создателя целого направления в архитектуре, названного виленским барокко. Хотелось бы предложить уже существующие в набросках работы для района «Немига–Сити».
— Произведения искусства должны оценивать специалисты, чтобы, как вы сказали, присутствовало разнообразие. Скульптура вообще — сложное искусство уже тем, что воспринимается объемно, очень важны масштаб, умная привязка к уже сложившемуся архитектурному фону.
— Ваш пример идеальной работы скульптора и архитектора в Минске?
— Памятник Ленину Матвея Манизера возле Дома Правительства. Я слышал голоса: снести, очистить от политики город! Неразумно. Недавно приезжала в Минск делегация маститых зарубежных мастеров скульптурного дела, и, собравшись у памятника, они восхищались его совершенством. А ведь только случайность помогла восстановить скульптуру и вернуть на старое место. Во время войны ее уничтожили. И где–то на задворках чудом сохранились формы для отливки. И скульптуру возродили. Историю надо беречь.
Советская Белоруссия №80 (24217). Вторник, 30 апреля 2013 года.