Идем на миллиард
11.10.2007 01:00:00
Что стало причиной торгового взрыва? Александр Герасименко считает, что общее развитие экономик двух стран. Возьмем на себя смелость предположить, что немало помог динамике состоявшийся в октябре прошлого года в Минске II Белорусско-Латвийский финансово-инвестиционный форум, на котором помимо межправительственной работы договаривались о бизнесе сами деловые круги двух стран. Как рассказали журналистам вчера, все основные поручения по итогам II форума были выполнены. На таком перспективном фоне в Риге и состоялся III Латвийско—Белорусский инвестиционный форум.
Совместными предприятиями на рынок ЕС
Недаром и Александр Герасименко, и Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвии в Беларуси Майра Мора на открытии форума отметили перспективность дальнейшего сотрудничества. Майра Мора, выражая заинтересованность латвийских бизнесменов в процессе приватизации в Беларуси, даже сузила вопрос до конкретного решения, принятие которого растянулось уже на несколько лет, — о создании совместного предприятия на базе Борисовского завода медпрепаратов и латвийской фармацевтической компании “Гриндекс”. В то же время г-жа Мора снова посетовала на существование в Беларуси “золотой акции”. Позже, комментируя “НГ” это замечание, министр экономики Николай Зайченко скажет: “Не в Беларуси “золотую акцию” придумали. Но мы слышим голоса инвесторов и думаем, как изменить в лучшую сторону правила ее использования”. И еще раз забегая вперед, скажу: стороны подписали соглашение о намерении создать совместное фармацевтическое предприятие в Борисове с контрольным пакетом акций у белорусской стороны. К слову, заинтересованность Латвии в этом проекте является отличным примером роста иностранных инвестиций в белорусскую экономику — латвийские инвестиции выросли в этом году на 77,9 процента, до 70 млн долларов и обосновались на шестом месте по этому показателю. В Беларуси действуют более 180 предприятий с участием латвийского капитала.
Ключевой вопрос — транзит
Форум проходил очень насыщенно. Пока в большом зале проводились секции и читались доклады, межправительственная комиссия работала в отдельном режиме. Во второй половине дня Николай Зайченко и Александр Герасименко отправились в Рижский свободный порт (“свободный” — это просто часть названия) на встречу с управляющим портом Леонидом Логиновым. Встреча оказалась лестной для белорусской стороны, которая может сама решать, через какие порты отправлять свои грузы: литовские, российские, украинские или латвийские. На последнем варианте, разумеется, настаивало руководство местного порта.
Дело в том, 15 млн тонн груза из Беларуси чуть ли не на треть загружают работу латвийских портов. Только концерн “Белнефтехим” по двум категориям товаров (калийные удобрения и нефтепродукты) объемом в 11,6 млн тонн в этом году добавит латвийскому ВВП около 175 млн долларов. Естественно, что местные порты, которые справедливо считаются одними из лучших на Балтике, крайне заинтересованы в увеличении поставок.
Но у Беларуси свои интересы. По данным на этот период, литовский клайпедский порт обходится на 2 доллара дешевле за перевалку каждой тонны груза. Поэтому в нынешнем году объем грузов через литовский порт вырос почти на 80 процентов, а через латвийские порты — остался на прежнем уровне. На заседании межправительственной комиссии белорусская сторона обратила внимание на ценовой фактор и предложила Латвии скорректировать условия и прежде всего железнодорожные тарифы.
По воде из Балтики в Черное море через... Беларусь
И вот представьте, в какой обстановке проходила встреча в порту: Латвия стремилась “продать” порт, Беларусь внимательно рассматривала “товар” перед “покупкой”. Кстати, “покупку” можно было писать и без кавычек, потому что латыши вежливо, но настойчиво предложили Беларуси рассмотреть вариант приобретения собственного терминала в порту и создания своей инфраструктуры. Николай Зайченко был дипломатичен:
— В свое время мы обозначили курс на диверсификацию грузопотоков. Создание собственной инфраструктуры “привяжет” нас к одному порту — мы хотели бы сами выбирать условия. Вместе с тем, если по нашим калькуляциям это будет на самом деле выгодно, мы готовы рассмотреть вариант с покупкой терминала.
Затем латыши даже предложили Беларуси место в порту для собственного рыболовецкого морского флота. Беларусь в лице министра вежливо объяснила, что популярная несколько лет назад идея создания морского флота сегодня не находится в списке приоритетных.
И самое любопытное: Леонид Логинов вспомнил далекую историю, когда грузы из Черного моря поднимались по Днепру и на веревках тянулись по суше до Двины, по которой и доходили до Балтийского моря. Управляющий предложил Беларуси... прокопать канал между двумя реками и наладить поток грузов по воде “из варяг в греки”. Сейчас же приходится в буквальном смысле огибать всю Европу.
Конечно, разговор в порту не закончился ничем конкретным, но дипломатические “узоры” Николая Зайченко, который умудрился ни разу не сказать “нет” в переговорах, дают шанс на жизнь и собственному терминалу, и морскому флоту, и увеличению грузопотока из Беларуси в Ригу.
Итоги: МАЗы, лифты, таблетки...
Зато конкретные итоги были подведены вчера утром, после подписания 11 пунктов протокола форума. Министр экономики Беларуси обозначил главные итоги:
— Мы обсудили, причем в острой и заинтересованной форме, перспективы транспортного сотрудничества и прежде всего касательно тарифных ставок. Обсудили вопрос расширения пропускной способности железнодорожного участка на переходе Бигосово.
Также стороны договорились о конкретных проектах кооперации. Помимо упомянутого выше фармацевтического сотрудничества в Латвии планируется создать совместное предприятие по сборке автобусов “МАЗ” с двигателем стандарта Евро-4.
— Пока речь идет всего о десяти автобусах, но позже со своим товаром надо выходить на европейские рынки, — так обрисовал перспективу проекта посол Александр Герасименко.
Подписана договоренность о поставке в Латвию могилевских лифтов (по словам нашего посла, более половины всех лифтов Латвии — белорусского производства).
В Риге в эти дни работали также совместные комиссии органов стандартизации двух стран, органов по науке и технологии, спортивных и туристических ведомств.
Если закончившийся форум будет таким же урожайным, как в 2006 году, то, полагаю, не мешало бы проводить подобные мероприятия с каждой страной, с которыми Беларусь ведет торговлю.
Комментарий к фото с вагонами:
Уже второй год подряд Беларусь покупает в Риге четыре дизельных поезда: один шестивагонный и три трехвагонных на сумму 11 млн долларов. Почему-то вагоны раскрашены в цвета румынского флага:)