Премьеру «Апошні атракцыён» в Купаловском театре дарит искрометный дуэт Татьяны Мироновой и Ольги Нефедовой

И жизнь, и слезы, и любовь

В Национальном академическом театре имени Я. Купалы состоялась премьера трагикомедии «Апошні атракцыён» по пьесе американского драматурга Дэвида Линдси-Эбера в постановке заслуженного артиста России Андрея Заводюка. Кстати, это дебют актера московского театра имени А.С. Пушкина в режиссуре.


С Купаловским Андрея Заводюка связывают добрые дружеские отношения: когда-то он принимал участие в белорусско-российском спектакле «Свадьба» по одноименной чеховской пьесе. Постановка Владимира Панкова всколыхнула наше культурное пространство, объездила полмира и была показана на Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова.

Главные роли в спектакле «Апошні атракцыён» исполнили народная артистка Беларуси Тамара Миронова (Абби) и художественный руководитель театра заслуженная артистка Беларуси Ольга Нефедова (Мэрилин). Компанию им составили молодые актеры.

Давно на купаловской сцене не появлялось такого энергичного дуэта антагонистов с разными темпераментами. Волею судеб Абби и Мэрилин становятся соседками по комнате в пансионате, хотя их взгляды на жизнь, бытовые и прочие вопросы кардинально разнятся. Весь спектакль — череда увлекательных козней, перипетий, стрессов и испытаний, которые женщины устраивают друг другу, тщетно пытаясь найти общий язык. И как бы ни призывал их к миру работник пансионата Скотти (Сергей Бирульчик), они как будто не слышат его. И вот когда, казалось бы, все аргументы уже исчерпаны, соседки затевают спор, последствия которого окажутся неожиданными для них самих…


Психологическая дуэль оптимистки Мэрилин и пессимистки Абби поднимает целый пласт проблем современного общества: взаимоотношения отцов и детей, сострадание к ближнему, эгоизм, творческое отношение к жизни в любом возрасте, позитивное мышление. Именно оптимизм, радушие, всепрощение, по мнению героини Ольги Нефедовой, являются ключом к счастливой жизни. И если первое действие спектакля откровенно комедийное, то второе переходит в формат высокой человеческой драмы, демонстрируя новую эмоциональную грань в энергичном и стремительном повествовании. Появляется больше меланхолии, трагическое начинает превалировать над комедийным и фарсовым. Одна из самых пронзительных сцен — встреча Абби со своим сыном. В игре Тамары Мироновой здесь столько скрытой боли и горечи, столько богатых нюансов в подтексте, что невольно к горлу подкатывает ком.

Постановка Андрея Заводюка призывает к милосердию и человеколюбию — легко, не натужно, без дидактики. Все мысли режиссер облек в форму легкой, на первый взгляд, комедии, которая постепенно выходит на философское обобщение.

Андрей Заводюк попробовал себя и в качестве художника-постановщика. Крайне эмоциональную и настроенческую музыку написал белорусский композитор Леонид Ширин.

КСТАТИ

В оригинале пьеса Дэвида Линдси-Эбера, лауреата Пулитцеровской премии, номинанта на премию «Тони», автора сценариев к фильмам «Чернильное сердце», «Полтергейст», «Кроличья нора», называется Ripcord, что переводится как вытяжной трос — веревка, раскрывающая парашют. В марте 2022 года в Московском театре Олега Табакова эту пьесу поставил его режиссер и худрук Владимир Машков. Спектакль получил название «Схватка». По словам Андрея Заводюка, «Схватку» он смотрел, но ничего общего белорусский спектакль с ней не имеет.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter