– В нашей стране уже несколько лет апробируется модель «Университета 3.0». Она подразумевает сочетание образования, науки и предпринимательской деятельности. А где и когда появились учебные заведения, которые послужили основой для создания модели исследовательского университета?
– Модель исследовательского университета появилась в Германии во время реформы образования, проведенной во главе с Вильгельмом фон Гумбольдтом. В Берлине в 1811 году по его инициативе был открыт университет, в котором студентов не только обучали, но и привлекали к научным исследованиям. К слову, предшественником исследовательского университета Гумбольдта можно считать модель знаменитой Политехнической школы в Париже, созданной в 1794-м. В ее учебном процессе объединили теорию (изучение фундаментальных наук) и практику (обучение инженерным технологиям). Исследовательский университет Гумбольдта впоследствии расширил идею практического использования теоретических наук – не только технические, но и все науки должны были служить интересам власти.
– А когда появился первый исследовательский университет в Беларуси?
– В 1921-м. Это Белорусский государственный университет. Он был создан по аналогии с МГУ имени М. В. Ломоносова и при поддержке профессуры Московского университета. Названия факультетов БГУ – физический, химический, исторический, филологический, механико-математический – это названия наук. Именно выпускники БГУ в основном пополняли кадровый состав Национальной академии наук Беларуси. В свою очередь, НАН Беларуси активно участвовала в космических программах Советского Союза. Успехи СССР в космосе создали славу советской науке и образованию: в мире утвердилось мнение, что советское образование – одно из лучших. И это правда, только с одним уточнением: речь идет о научно-техническом образовании. Остальные белорусские университеты следовали за БГУ и перенимали его опыт по организации научно-исследовательской работы студентов. В середине ХХ века в мире начались процессы массовизации и профессионализации классических университетов, а также расширение сектора университетского образования за счет вузов неуниверситетского профиля (например, политехнических колледжей). Сейчас университеты в Беларуси (как и во многих других странах) представляют собой комбинацию исследовательской и профессионально-ориентированной моделей университетского образования.
– Научно-исследовательская работа – неотъемлемая часть университетской подготовки, все студенты должны двигать науку. Согласны ли с этими утверждениями жители нашей страны? Что говорят по этому поводу социологические исследования?
– Соцопрос, который мы провели, показал: 31,4 процента жителей Беларуси уверены – ценность образования в том, что «оно развивает ум и способности человека» (это второе место из предложенных 12 вариантов ответа на вопрос «в чем главная ценность образования, что оно дает человеку?»). И это неудивительно: значительная доля граждан нашей страны занята интеллектуальным трудом. Подобное ценностное отношение связано именно с тем, что наши университеты, начиная с БГУ, строились по исследовательской модели, которая способствовала развитию научно-технического прогресса. В итоге мы имеем довольно качественную популяцию людей в нашей стране. Судите сами: примерно треть населения считает ценностью интеллектуальное развитие человека в процессе образования. Подобная популяция людей – наше достояние, которое мы должны сохранить. Ведь именно те страны, в которых учат граждан (и прежде всего молодежь) относиться к труду как к творчеству и исследованию, будут лидировать в XXI веке.
– Белорусские вузы стараются быть в тренде: при университетах открываются технопарки, бизнес-инкубаторы, в расписании занятий появляются курсы по предпринимательству…
– Эффективный способ включения исследовательского университета в инновационную экономику – формирование вокруг учебного заведения инфраструктуры, которая будет помогать коммерциализации инновационных продуктов и технологий (в том числе создание стартапов). Кроме того, следует организовать обучение в технических университетах части студентов-инженеров как предпринимателей. Такая практика уже широко применяется в западных инженерных вузах: студентам предлагаются курсы по предпринимательству, причем в процесс преподавания вовлечены представители бизнес-сообщества. Пример подобной инженерной подготовки – Илон Маск. Он одновременно и инженер, и бизнесмен.
– Насколько сами студенты хотят изучать бизнес-технологии?
– Институт социологии НАН Беларуси совместно с Национальным техническим университетом Украины «Киевский политехнический институт им. И. Сикорского» провели исследование (при грантовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований и аналогичного украинского фонда), чтобы выяснить, насколько мотивированы и готовы студенты инженерных специальностей БНТУ и НТУУ «КПИ» заниматься инженерным бизнесом, запускать стартапы. Статистические результаты нас обнадежили: 28,3 процента украинских и 25,6 процента белорусских студентов на вопрос «хотите ли вы обучаться предпринимательским знаниям и умениям в вашем университете?» однозначно и уверенно ответили «да, конечно». Среди опрошенных 7,3 процента студентов НТУУ «КПИ» и 5,5 процента студентов БНТУ уже имеют свой бизнес. Какой хотелось бы сделать вывод? В Беларуси достаточное количество инженерных вузов – у нас их семь (для сравнения: в Чехии, которая по количеству населения приближена к Беларуси и является страной, в основе экономики которой лежит промышленность, тоже семь технических вузов). Если наши студенты, получающие инженерную специальность, будут в качестве исследователей участвовать в разработке инженерных идей, а в качестве бизнесменов – в коммерциализации этих идей, мы значительно увеличим потенциал для развития инновационной экономики.
uradova@sb.by