Фестиваль "Наш Грюнвальд" прошел в музее старинных ремесел и технологий "Дудутки"

Грюнвальд наш!

На подступах к «Дудуткам» по обе стороны обочины дороги битком забиты автомобилями: на территории музея старинных ремесел и технологий нынче проходит рыцарский фест «Наш Грюнвальд», и желающих посмотреть на реконструкцию Грюнвальдской битвы оказывается немало. Правда, для тех, кто добирается до музейного комплекса на перекладных, дорога превращается в настоящий квест.


Несмотря на жару, рыцари фестивалят в полном облачении

Команда «СБ» решает на личном опыте убедиться, так ли удобен способ передвижения, предложенный на сайте организаторами, — и отправляется электричкой до Руденска: оттуда всем жаждущим средневековых развлечений обещают бесплатный трансфер до «Дудуток». В вагоне нас таких оказывается человек десять, на перрон в пункте назначения вываливается толпа молодежи с рюкзаками, палатками и туристическими ковриками. Юноши в дредах и девушки с готическим макияжем намерены пофестивалить с ночевкой, расположившись в кемпинге, их больше привлекает рок–концерт, который обещан после того, как реконструкторы вдоволь намашутся мечами и алебардами. Молодые родители отправляются в путь с другими целями — показать детишкам «настоящих» рыцарей.

Но оказывается, что попасть в точку назначения не так–то легко — молодежь штурмует заказанный двухэтажный автобус, энергично пихаясь локтями, более интеллигентная публика вежливо ждет в сторонке и, разумеется, остается на остановке. Парочка особо отчаянных, махнув рукой, отправляется пешком — 15 км для молодых ног не такое большое расстояние. Время от времени подъезжают микроавтобусы и постепенно увозят ожидающих, однако нам, чтобы наконец–то выбраться из Руденска в сторону «Дудуток», приходится печься на солнце более часа.

Правда, окунувшись наконец в фестивальную кутерьму, о неудобствах дороги забываешь быстро: на турнирном поле между собой соревнуются мечники, лучники, алебардисты — на «Наш Грюнвальд» съехалось свыше 600 участников из военно–исторических клубов Беларуси, России, Украины и стран СНГ. Фестиваль проходит уже в 8–й раз, рассказывает его идейный вдохновитель, руководитель экстрим–театра «Берсерк» Александр Рак:


Оружие и доспехи реконструкторов полностью соответствуют эпохе — и по внешнему виду, и по весу

— В белорусской истории было немало событий, сейчас почти неизвестных широкой публике. Одно из них — битва под Грюнвальдом 15 июля 1410 года, в которой половина участников была выходцами с территорий нынешней Беларуси. Пусть сражение 600–летней давности, но такие вещи нужно знать и гордиться! В Польше есть Грюнвальдский фест, он ежегодно проходит прямо на месте битвы, собирает огромное количество людей, масштаб грандиозный! В Литве 15 июля является праздником. А у нас, несмотря на то что именно наши предки составляли половину армии победителей, Грюнвальдское сражение никак не отмечалось. Мы решили исправить эту несправедливость.

Конечно, до 10–тысячной толпы, собирающейся на польском фесте, белорусам пока далеко, однако в остальном «Наш Грюнвальд» «их Грюнвальду» не уступает. Историческая реконструкция — хобби недешевое и специфическое, костюмы, доспехи и оружие воссоздаются точно и до мелочей, на турнирах сражаются настоящими мечами, только затупленными.

— Никаких постановочных сцен — только реальный бой, — уверяют организаторы. — Фишка нынешнего года — так называемая битва дворов.

Это, как выясняется, действительно существовавший средневековый формат турнира, с условиями, приближенными к боевым. Сражаться выходят две партии — 10 на 10 человек, и запрещено им разве что бить в спину, поскольку это недостойно благородных рыцарей. «Трупы» остаются лежать на лужайке и, вытянув из средневековых поясных кошелей смартфоны, снимают, как дерутся те, кто пока остался «в живых».


Тонкости средневековой кулинарии

Залог успеха таких фестивалей, безусловно, зрелищность, и если в первый день зрителей привлекают воспроизведением во всей красе Грюнвальдской битвы, то на второй придумано специальное развлечение — конный турнир. Да–да, с лошадями, рыцарскими сшибками и прочими испытаниями.

— В Беларуси есть конные клубы, которые занимаются обучением лошадей, и люди, которые там тренируются, — посвящает нас в реконструкторские секреты Александр Рак. — Такие вещи, безусловно, сопряжены с риском для жизни. Большинство наших реконструкторов, связанных с конными турнирами, воспроизводят XIII век, когда еще не было полного доспеха. Поэтому сшибка с полным контактом небезопасна, и мы смягчаем какие–то моменты.

Впрочем, и без рискованных эскапад интересно наблюдать, как лихие рыцари на скаку рубят насаженные на колья капустные кочаны или 5 — 6–метровым копьем поднимают с земли шелковый платочек. А если спустишься с трибун, тебя ждут ярмарка с сувенирами, кафе, палатки с квасом и сбитнем, акробаты на ходулях, мастер–классы по старинным народным танцам... Танцоров зазывают сперва на латышскую польку, затем на краковяк с хулиганской присказкой: «Мара кожнага мужчыны — адзiн хлопец, дзве жанчыны!» И над всем этим раздольем плывет запах шашлыка, без которого у нас не мыслится ни одно народное гулянье, историческое оно или нет.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 141 (25023). Вторник, 26 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter