«Гражданское общество гражданских собственников»
26.04.2007 01:00:00
– Геннадий Федорович, что заставило вас, известного специалиста в области социологии конфликтов, взяться за создание новой концепции общественного обустройства России и, как перспектива, Союзного государства?
– Прежде всего глубокое осознание того, что навязываемые России и, как следствие, Союзному государству извне модели общества нам не подходят в силу целого ряда объективных причин. Судите сами: перестроечные реформы привели к трем разделам: разделу собственности, разделу народов, разделу территорий. Именно с этими разделами связаны все беды современной России, и встал вопрос о ее целостности. Чтобы сохранить страну от развала, обеспечить большинству достойную жизнь, нужна стратегия прорыва в новую историческую реальность.
– Вы никогда не состояли в КПСС, более того, зарекомендовали себя убежденным противником коммунизма. При этом не приемлете и либерализм. Вас не устраивает демократический вектор развития?
– Меня не устраивают те процессы, которые происходят под прикрытием демократии. Давайте честно порассуждаем. Общенародная собственность существовала. Она была создана самоотверженным трудом нескольких поколений советских людей, которые работали за отсроченное вознаграждение – за счастливое будущее своих потомков. Парадокс заключался в том, что советское государство распоряжалось собственностью, но не владело ею, а народ владел, но не распоряжался. Выражение «разгосударствление собственности», которым прикрывали передачу общенародной собственности в частные руки, было на тот момент гениальной пиар-находкой.
Однако сегодня большинство граждан считают результаты приватизации нелегитимными, передачу бывшей социалистической собственности в руки нынешних крупных собственников – неправовым актом.
Раздел народов и территорий усугубляет общее впечатление от реформ как от несправедливых. Миллионы людей оказались чужими на земле, которую они считали своей родиной, оккупантами ими же освобожденных территорий, угнетателями спасенных от уничтожения народов. Утрата территорий – это не просто потеря больших или маленьких кусков земли, это насилие над исторической памятью.
Реформы 90-х годов убивали душу народа. Народные сказки, песни, предания, классическая литература, давнее и недавнее прошлое, отраженное в массовом сознании, в душе каждого человека, – все против того, что делали либералы, что происходило с каждым из нас. Все это лишает как сами реформы, так и действия проводящих эти реформы властей морально-нравственного и правового обоснования.
– Правые обвиняют Владимира Путина в «закручивании гаек», в авторитаризме. Вы тоже считаете, что либерализм противоречит менталитету России?
– Владимиру Путину досталось очень тяжелое наследство, страна стояла на грани полного развала, власть захватил олигархат. Россия, быть может, единственная в мире страна, которая не может выжить без нравственного осознания справедливости. В 90-х годах государство присвоило себе общенародную собственность. Присвоенную собственность государственные чиновники распределили среди узкого круга доверенных лиц. Распределение было небескорыстным. Поэтому взятка изначально стала нормой жизни. Продавалось все: чиновник торговал должностью, партии – местами в партийных списках, ученые советы – учеными степенями, судьи – законами. Все разговоры высшей государственной власти о борьбе с коррупцией – лицемерие: невозможно выиграть бой с собственной тенью.
– Коррупция, в свою очередь, породила тотальную преступность…
– Причина роста преступности очевидна. Она растет еще и потому, что подорваны морально-правовые основы борьбы со злом. Мошенник провозглашен героем, пороки возведены в добродетель, убийцы остаются без наказания. Легализована организованная преступность. Разрушена трудовая этика: зачем рвать жилы, когда можно украсть? Простые граждане превращаются в оккупантов собственной территории: они растаскивают и разграбляют остатки благ. Их нельзя устыдить, так как они убеждены, что ради выживания вынуждены делать то, что другие делают ради непомерного обогащения. Кто может мошенничать и воровать – ворует. Тот, кто не может обманывать и воровать, – грабит. У кого нет сил и решимости грабить – забываются в пьяном или наркотическом сне. Народ с привычной и пугающей покорностью опускался в нищету.
– В одном из своих выступлений вы заявили, что наша страна сваливается в новый феодализм. Что это значит?
– С началом реформ началось не разгосударствление собственности, а ее огосударствление. Власть присвоила себе собственность и тем самым слилась с ней. Затем государство приступило к ее дележу. Но, поделив собственность, оно вынуждено было поделиться и властью. Образовалось как минимум 90 центров власти-собственности: 89 субъектов Федерации и Федеральный центр, не считая олигархических групп, которые не только слились с властью, но временами и соперничают с ней.
История знает периоды в развитии человечества, когда власть и собственность находились в одних руках. Этот период называется феодализмом. В России построено неофеодальное общество. Из этого вытекает ряд неизбежных следствий.
Первое следствие – «парад суверенитетов». Он был вызван отнюдь не разделением функций, не передачей полномочий от центра к местам, а именно слиянием власти и собственности. Субъекты Федерации стали владельцами собственности, которая оказалась, в конечном итоге, у руководителей федераций и их приближенных. Удельные феодалы озаботились в первую очередь приумножением и сохранением собственности. Местнический интерес возобладал над общим. Удельный суверенитет стал выше государственного. «Парад суверенитетов» прекратился, но удельщина осталась.
– В СССР если и стоял национальный вопрос, то не так остро, как сейчас. Что, по-вашему, порождает рост национализма и связанных с ним опасных разрушительных процессов?
– Слияние власти и собственности подстегнуло, если не запустило, националистические движения. Собственность делилась среди своих. Чужаков надо было оттеснить от раздела.
Второе следствие – отсутствие единого экономического, политического и правового пространства. Удельные феодалы во главе с властью субъектов Федерации торопятся запустить в оборот доставшееся им богатство, ничуть не озабочиваясь интересами государства.
Контроль за использованием природных богатств отсутствует, не говоря уже о плановом, рачительном использовании. Для бесконтрольного обогащения нужна независимость от центральной власти. Региональные власти делают все для того, чтобы обособиться от центра. Без прочно утвердившейся единой системы суверенной власти не может быть единого правового пространства, обязательного для всех закона.
Феодализм характеризуется отсутствием единого правопорядка и единой законности, правами-привилегиями, разного рода исключениями из общих правил и льготами в пользу отдельных лиц, групп, территорий. Но главное его отличие в том, что историки назвали «кулачным правом». Захваты предприятий, демонстрации угроз под названием «маски-шоу» стали обычным явлением нашей жизни, явлением, за которым стоит чиновник.
Третье следствие – неограниченное всевластие чиновничества. К нему как никогда применимо определение Маркса: «Государство – это частная собственность бюрократии». Всюду и везде собственность зависима от государственной власти, а государственная власть не свободна от собственности. Во власть идут не ради служения или хотя бы службы, а ради стремительного обогащения.
Поэтому чиновник не озабочен публичными интересами, что является его прямой обязанностью. Он обеспокоен наживой. Словами об общественном интересе он только прикрывается. Приходящий на его место новичок хлопочет о том же: как бы завладеть собственностью. Чем он хуже предшественника? Только тем, что позже родился. Перманентный передел собственности неизбежен.
Четвертое следствие – распад государственно-правового и общенационального сознания. В России вырастает поколение, для которого Москва – такой же чужой город, как Вашингтон или Париж. Многие жители отдаленных от Москвы территорий согласны стать гражданами сопредельных государств ради достойной жизни, ибо убогое существование им обрыдло. Государственное, правовое, национальное сознание граждан сужается, что делает их послушной игрушкой в руках манипуляторов.
– Но ведь Кремль пытается укрепить вертикаль власти…
– Центральная власть вынуждена искать способ обуздания местнических сил, чтобы сохраниться в качестве именно центральной власти. Президент Путин старается ограничить феодальную вольницу. Он использует подручное средство – бюрократию. Процесс идет тяжело. Провалилась судебная реформа, буксует административная. И это закономерно. «Реаль-политики» поголовно стали председателями наблюдательных советов крупнейших корпораций. И так сверху донизу.
Президент пытается опереться на так называемых «силовиков». Его мотивы понятны. Неофеодализм вредит всем. Он связал по рукам и ногам предпринимателей. Он превращает честного чиновника в лихоимца. Он лишает гражданина прав. Он разрушает государственно-правовое сознание, подменяя его местническим интересом. Он разрушает государство. Неофеодализм намного отвратительнее своего классического предшественника, так как не стеснен религиозной моралью, традициями, личной и родовой честью. Новая опричнина только подтверждает слова Гегеля о том, что повторение истории оборачивается фарсом.
– Насколько высока, на ваш взгляд, угроза развала России, о которой говорят не только политики, но и высокопоставленные чиновники?
– Распад СССР сопровождался разделом бывшей общенародной собственности. Раздел подстегнул дремавшие национализмы не только в бывших республиках СССР, но и в республиках России. Однако раздел собственности был не единственной, а возможно, и не главной причиной.
После распада СССР, где все граждане вольно или невольно называли себя советскими (сначала советский, а затем узбек; сначала советский, а затем уже украинец), перед гражданами встал вопрос: кто мы? Украинец вспомнил, что он в первую очередь украинец, узбек вспомнил свою изначальную принадлежность к мусульманскому миру. Проблема национальной самоидентификации на первых порах объективно способствовала взрыву национализма.
Русское сознание изначально было наднациональным: православным, затем имперским, далее – советским. Однако буйство национальных интересов вокруг и внутри России понуждает к актуализации русское узконациональное сознание, что чревато новыми угрозами.
Социально-классовое расслоение с неизбежностью вызывает классовую вражду. Последняя находит различные формы выражения, среди которых национализм и антисемитизм являются наиболее понятными массовому сознанию: «чужой» богач раздражает сильнее «своего».
– На фоне очень сложных экономических и социальных проблем активные разговоры о глобальной угрозе терроризма уже напоминают пиар-кампанию. Терроризм действительно страшнее псевдореформ либеральных министров?
– Террор – это устрашение. Но далеко не всякое устрашение. На страх опираются и тиран, и деспот, и бандит. Но только террорист устрашает тем, что ставит на кон свою жизнь. Поэтому террорист внушает мистический ужас своей непобедимостью. Его можно убить, но нельзя победить. Готовность террористов к самопожертвованию указывает на то, что есть нечто более высокое и важное, нежели жизнь. Это нечто высокое есть смысл жизни.
Объектом террора, который называют международным, являются западные страны. Именно они во главе с Соединенными Штатами осуществляют экспансию своих ценностей. Не США, Англия или Италия и даже не все они вместе взятые, а именно Запад в лице западной цивилизации. Итальянские или испанские солдаты, американские или английские корабли – все это есть и все различимо. Но в глазах иракца или афганца все это – плод западной цивилизации, которая вторгается в их мир и готова разрушить его.
На смертельно опасный вызов западной цивилизации должен быть адекватный ответ. Поэтому иракцы, афганцы и другие народы отвечают на угрозу не как представители конкретных стран, а как представители единой цивилизации. Отсюда и появление исламского фундаментализма. Мусульманский мир вынужден был обратиться к своим первоосновам, чтобы дать ответ на вызов западной цивилизации.
Россия видится частью Запада и при этом такой частью, где все мерзости западного мира обнаружились с ужасающей очевидностью. Призывы к тесному союзу с Израилем и США в борьбе с международным терроризмом еще больше подтверждают видение России как части Запада. Поэтому Россия стала объектом террористических актов.
Положение России в этой связи намного трагичнее. Одно дело США, Англия, Франция или Германия, где представители других цивилизаций, и в частности мусульмане, – чужие. Терроризм может подорвать могущество государства, но не разорвать страну. За ними остается законное право освободиться от чужаков, если те станут активно поддерживать террористов. Иное дело Россия.
Ее мусульманское население проживает на исконных территориях. Конфликт с ними не закончится «парадом суверенитетов». Цивилизационный разлом пройдет через тело России и разорвет его. Разрыв тем более неизбежен, что терроризм послужит бикфордовым шнуром для социального взрыва в группах, чья жизнь обессмыслена. Призыв к борьбе с международным терроризмом под командованием США – это призыв к самоубийству России.
Народ не откликается на призыв, не объединяется вокруг власти, как это сделали американцы, в силу двух причин. Во-первых, мусульманская часть населения России в какой-то мере солидарна с мусульманами всего мира в оценке западной экспансии. Во-вторых, граждане задаются простым вопросом: если власть не заботится о нас, то почему мы должны беспокоиться о ней?
Терроризм можно победить только справедливостью.
– Уже всем очевидно, что СНГ умирает. Антироссийские позиции активно культивируются в бывших советских республиках, прежде всего Вашингтоном. США тем самым хотят создать механизм давления на нашу страну, и в этом их не стоит обвинять: каждая страна отстаивает свои стратегические интересы. Каковы геополитические позиции России сегодня?
– С утратой бывших союзных республик Россия утратила важные геополитические позиции. Вступление бывших братских государств в НАТО, ЕС, появление западных военных баз на их территориях объективно способствуют появлению чувства опасности. Если учесть, что немалая часть населения России сформировалась в те времена, когда Запад объявлялся врагом, то влияние чувства опасности на отрицательное отношение к прозападным реформам получает дополнительную подпитку.
Возврат утраченных геополитических позиций возможен, если Россия будет пользоваться среди соседей безусловным авторитетом. Авторитета нет. Более того, провалы в Грузии, Украине, Молдавии, в Киргизии приводят к тому, что Россия оказывается в кольце недружественных стран, ибо от любви до ненависти – один шаг. Болезненность от раздела народов и территорий усиливается, что подогревает националистические и шовинистические настроения. Дрейф бывших братских республик в сторону Запада еще больше актуализирует нелюбовь к Западу и прозападным реформам в массовом сознании русского населения.
– Хотя вы и были противником коммунизма, согласитесь, что большинство народа сегодня тоскует по социалистической стабильности.
– Даже провальные реформы не покончили с тем главным, к чему стремились отечественные преобразователи, – они не покончили с соблазнами социализма. Мечты о прежней жизни все сильнее захватывают массовое сознание. Если они исполнятся, Россия будет обречена. Она вынуждена будет идти по порочному кругу. Отказ от социализма и передача общенародной собственности в частные руки не стали средством оживления общества.
Да, оно уже не живет по указке сверху и тем более не уничтожается целенаправленно и планомерно. Просто большая его часть не получила никакой собственности и никаких гарантированных источников существования. Она оказалась брошенной на произвол судьбы. Стены пали, но бежать некуда. Для подавляющего числа граждан родина по-прежнему остается лагерем, хотя и без стен. К отсутствию свободы добавилось еще отсутствие гарантированной пайки.
История человечества – это история борьбы обделенных за право справедливого владения. Свобода – это в первую очередь выбор. Народ, которому не оставлено выбора, обречен на восстание.
Угроза бунтом, восстанием стала привычной «страшилкой» в устах политиков и аналитиков различного толка. Мы напоминаем лишь об одном: русские крестьяне считали, что земля в России была поделена несправедливо. Они ждали несколько веков, чтобы начать Великую крестьянскую войну за возвращение земли.
От окончания этой войны прошло всего 80 лет. Пепел многочисленных жертв стучит в сердцах миллионов российских граждан. Его не заглушить разговорами ни о природной ренте, ни о справедливом распределении сверхприбылей, ни о социальной ответственности олигархов, ни национальными проектами.
Перечень последствий показывает, что история в очередной раз поставила Россию перед выбором: быть или не быть? Вызов сделан снова. Ему нет аналогов в прошлом. Еще никогда общество не было расколото таким количеством непримиримых противоречий.
Но главная беда в другом: в обществе отсутствует не только политическая сила, способная дать достойный ответ на вызов истории, обществу не предложен сам ответ. Так называемые политологи упорно продолжают рассуждать о тех или иных вариантах социализма или капитализма. Но граждане России отказались от социализма, а сегодня подавляющая часть населения не хочет в капитализм. Мы предлагаем ответ: необходимо соединить достоинства социализма с преимуществами капитализма.
– Как соединить достоинства социализма с преимуществами капитализма? Представляете, какая потечет кровь при очередном переделе собственности?
– Великий русский мыслитель В. Соловьев говорил: чтобы победить неправду социализма, надо признать его правду и осуществить ее. Правда социализма – в фактическом равенстве граждан. Блага, которыми мы владеем, не только плод нашего труда. Часть из них нам дана Природой или Богом, что звучит понятнее для верующего человека. Другая часть – плод труда и страданий непрерывной человеческой общности, труда наших отцов и дедов. Справедливость требует равного и свободного доступа к ним. Эта мысль питает социалистическую идею уже тысячи лет.
Неправда социализма в том, что он лишил индивида права собственности на средства производства. Тем самым он лишил его свободы, права на собственное мнение. Фактическое равенство превратилось в уравниловку. У многих на памяти лозунг времен советской власти о «социализме с человеческим лицом». В нем признание бесчеловечности социализма. Этот опыт помог советскому обществу без сожаления отказаться от социализма.
Не лучше обстоят дела и с капитализмом.
Капитализм с его буржуазным обществом обоснованно гордится своим изобретением – правом как воплощением формального равенства. Все равны перед законом – короли и мельники, мужчины и женщины, янки и бедуины. Именно формальное равенство позволяет реализовать индивидуальные таланты и возможности. Именно оно послужило условием впечатляющего научно-технического прогресса и промышленного развития.
Однако формальное равенство оборачивается вопиющим фактическим неравенством. «Бедные и богатые в равной мере могут ночевать под мостами Сены», – съязвил по этому поводу А. Барбюс. Россия пережила ужасы социализма, а сегодня в полной мере переживает мерзости капитализма.
В то же время только у России имеются на сегодняшний день уникальные возможности соединить правду социализма с достоинствами капитализма. Эти возможности связаны с наличием общенародной собственности.
Все мы – наследники социалистической собственности в равной мере и с равным правом. Следовательно, бывшую общенародную собственность надо поделить таким образом, чтобы каждый гражданин бывшего СССР стал реальным собственником.
Разумеется, что бывшую собственность невозможно изъять из оборота, поделить на части и закрепить за гражданами. Речь идет о равном праве каждого гражданина на некую идеальную долю от всей собственности. Для этого все объекты собственности должны быть оценены и включены в единый фонд общей гражданской собственности, в рамках которой каждый гражданин обладает равным правом на гражданскую собственность. Право гражданской собственности носит личный, прижизненный и неотчуждаемый характер.
– Давайте уточним термин «гражданская собственность».
– Идея гражданской собственности была впервые высказана и разработана известным юристом, академиком В. Нерсесянцем. Гражданская собственность отличается от всех других известных истории видов собственности – частной, личной, государственной, общенародной. Ее нельзя конфисковать, продать, подарить и совершить с ней прочие гражданско-правовые сделки. Право на гражданскую собственность появляется с рождением в стране с бывшей общенародной собственностью. Право исчезает по смерти гражданина. Гражданская собственность – это не часть какого-либо имущества, не акция какого-либо предприятия, а идеальная доля во всей собственности, на которую будет начисляться часть денежных доходов от эксплуатации этой собственности.
Фактически каждый отдельный владелец гражданской собственности будет получать лишь соответствующую его идеальной доле часть денежных доходов от использования объектов общей гражданской собственности. Эти денежные поступления и будут той самой реальной долей владельца гражданской собственности, которой он может распоряжаться по собственному усмотрению и с которой можно будет совершать все разрешенные гражданско-правовые операции. В них будет воплощаться социалистическая идея фактического равенства.
Сверх этой равной и, следовательно, минимальной гражданской собственности допускаются и все другие виды собственности. Формальное равенство – безусловное достижение капитализма – сохраняется. Поэтому каждый может испробовать себя в любом виде предпринимательства. Наиболее инициативные и умелые смогут стать богачами. Но их обогащение увеличит реальную долю каждого владельца гражданской собственности, так как стоимость объектов собственности по мере их эксплуатации и усовершенствования возрастает. В этом случае общество будет становиться тем богаче, чем больше в нем богатых людей.
Общество гражданских собственников уже нельзя будет назвать капиталистическим, ибо капитализм – это торжество частной собственности. С появлением нового вида собственности – гражданской собственности – радикально изменятся отношения собственности и тип общественного и государственно-правового строя: одно дело – антагонистические противоречия между собственниками и несобственниками, и совсем другое дело – отношения между владельцами большей и меньшей собственности в условиях пожизненного неотчуждаемого равного права каждого на минимум собственности.
Общество гражданских собственников нельзя будет назвать и социалистическим, ибо социализм – это торжество общенародной собственности. На ее основе появится гражданская собственность, полученная по праву рождения в стране с бывшей общенародной собственностью и утрачиваемая только со смертью гражданина. Частная собственность сохраняется, но она уже не несет в себе угрозы для общества и человека, а станет всего лишь одним из способов реализации способностей.
– Эта формула носит радикальный характер. Какие выгоды она в себе несет?
– Предлагаемый проект покончит с перечисленными бедствиями от реформ с их тремя разделами: разделом собственности, разделом народов и территорий. Он сделает главное, что необходимо сделать: подведет под общество и проводимые в нем реформы морально-правовой фундамент.
Общество гражданских соб-ственников станет поистине гражданским обществом, ибо оно будет опираться на трех китов: Свободу, Солидарность, Справедливость. Впервые в истории человечества объединятся поистине свободные граждане – фактические собственники средств производства, свободные от унизительного страха перед бедностью, перед неизвестностью завтрашнего дня, как собственники средств производства, обладающие политической свободой. Их объединит общий интерес в повышении благосостояния всех и каждого в отдельности. В основу их свободного объединения будет положена справедливость – справедливый раздел собственности.
Общество гражданских соб-ственников – это прорыв в новую историческую реальность. Россия потерпела идеологическое банкротство. Поэтому от нее отпали страны и народы, которые поверили ей и увлеклись идеей социалистического строительства. Россия способна вернуть идеологическое лидерство и стать ядром новой цивилизации. Она покажет, что жертвы социализма не были напрасными, что социализм может и должен стать ступенью для перехода к новому типу общества.
Наивно полагать, что в обществе гражданских собственников сами по себе исчезнут коррупция и преступность. Но можно смело утверждать, что в этом обществе будет создана небывалая морально-этическая база для борьбы со злом. У преступников нельзя будет отнять гражданскую собственность в силу ее характера. Но их можно будет исправлять за счет их собственных средств – доходов от использования их доли общегражданской собственности.
В обществе гражданских собственников государство приобретет необходимый ему суверенитет. Оно будет опираться на гражданское общество, а не на постоянно враждующие между собой кланы или «новых опричников».
В обществе гражданских собственников будет восстановлен на новой основе общероссийский дом, который был построен много раньше общеевропейского. Калмык и якут в равной мере вкалывали на светлое будущее. Почему же одному досталась выжженная степь, а другому – лес, алмазы, руды, которые он не может освоить своими силами?
Граждане не станут держаться за лидеров, которые ради политических амбиций настаивают на суверенитете и тем самым лишают их доходов от эксплуатации общего имущества. Чеченцы перестанут бегать по горам с автоматами и прятаться в норах, когда в долинах начнется новая жизнь. Евреи избавятся от кошмаров антисемитизма, так как за счет своих талантов разбогатеют не только сами, но и приумножат общее благосостояние. Общероссийский дом, где все жители имеют равные возможности, подорвет основу терроризма. В нем воцарится социальный мир.
Многоукладность экономики не отменяется. Поэтому богатые станут уважаемыми людьми, так как прибыль от их предпринимательской деятельности будет пополнять общую копилку. Лозунг «чем больше богатых, тем богаче общество» из зазывно-рекламного и обманчивого сделается реальным.
Повысится рождаемость, так необходимая России из-за стремительного вымирания русских, ибо граждан уже не будет страшить мысль о будущем детей, так как новорожденные будут иметь право на долю общегражданской собственности. Побуждением к труду станет стремление к еще более зажиточной жизни, к труду как способу саморазвития и самоусовершенствования. Соревнование, конкуренция останутся, но с собственности будут сняты ее наиболее агрессивные формы, принесшие столько бед человечеству.
Одинокие, немощные, увечные будут жить за счет средств, заработанных их предками. Они не станут унижаться из-за нужды и оскорблять общественную нравственность вопиющей бедностью. Старики получат достойную старость. Тогда право на уважение получим все мы: ведь нынешнее бесстыдное отношение к старшему поколению видят наши дети.
– Как вы предполагаете отнять собственность у нынешних владельцев, олигархов?
– Это самый главный вопрос. Собственность не изымается у нынешних собственников. Она остается в их владении. У общества остаются все те механизмы контроля за действиями собственников, которые выработали развитые капиталистические страны. Даже у самого богатого человека неприкосновенной будет только гражданская собственность, которой он будет обладать наравне с другими гражданами.
Новый вид собственности смоет с нынешних собственников клеймо воров и мошенников. Как бы там ни было, но за последние 15 лет произошел естественный отбор. Среди предпринимателей полно талантливых людей. Расправа с богатеями – несложное дело. Гораздо труднее сделать так, чтобы они сами и деньги, которыми они распоряжаются, служили общему благу. От социального противостояния – к Общественному договору (оптимальный способ бес-кровного передела собственности).
Из трех разделов – раздела собственности, раздела народов, раздела территорий – наибольший вред нанес раздел собственности. С ним надо покончить в первую очередь. Как говорили древние, поставь первое на первое место, а все остальное выстроится само собой. Сегодня еще существует возможность реализовать раздел собственности мирным путем, с помощью Общественного договора. Сегодня все – собственники и несобственники, представители власти и обыватели – понимают, что сложившееся положение бесперспективно.
Собственники отлично осознают нелегитимность и нестабильность своего положения. Но, несмотря на это, большинство из них мечтают о честной работе, о признании и уважении на родине.
Несобственники должны понять, что социалистическая национализация не является светом в конце тоннеля, а заведет в очередной тупик. Им также надо уразуметь, что предлагаемый раздел является не переделом собственности, когда каждый получит какое-то имущество в свое распоряжение, а созданием нового типа собственности, доходы от использования которой надо будет подождать. Несобственникам необходимо уяснить, что собственники – не объект для расправы, а равноправная сторона в договоре.
Несобственники в глубине сознания понимают бесперспективность социалистического пути, так как продолжают терпеливо сносить лишения, не бросаются в объятия коммунистов. Однако надо помнить, что их терпение имеет границы. Когда терпение закончится, все слова о договоре и согласии будут бесполезными.
Государственные чиновники, как бы тесно они ни были связаны с собственниками, вынуждены решать общегосударственные задачи. Для них все очевиднее тщета усилий.
Желательно, чтобы инициатором договора выступило государство. Если даже появится политическая сила, заинтересованная в предлагаемом бескровном переделе собственности, она должна приложить все силы, чтобы принудить государство к инициации договора.
Основные стороны в договоре: большинство членов общества (несобственники), то есть граждане, оказавшиеся в результате реформ и приватизации общенародной собственности без своей равной доли от социалистического наследства; меньшинство членов общества (собственники), ставшие собственниками средств производства в ходе приватизации объектов социалистической собственности; государство в двух своих ипостасях – в качестве собственника объектов социалистической собственности, огосударствленных в ходе приватизации, и в качестве публичной власти.
Цена договора ясна: собственники должны согласиться на уступку части собственности в пользу большинства, а несобственники воздерживаются от силовых методов передела собственности. Государство в лице своих силовых структур выступает гарантом исполнения условий договора и, следовательно, социальной стабильности.
Первый шаг – передел собственности – с неизбежностью повлечет за собой другой: желание бывших братских народов к воссоединению с Россией. Вряд ли кто-нибудь откажется от возможности быть гражданином богатой страны со справедливым общежитием. Второй и третий шаги будут сделаны с легкостью еще и потому, что соответствуют естественно-историческим процессам.
Россия обречена быть сильной державой, центром самостоятельной цивилизации. Тому виной ее геополитическое положение. Историческая память лелеет воспоминания о величии России не потому, что принадлежит воинственному народу, а потому, что возникла у народа, волею судеб поселившегося на стыке миров.
Россия – мост между Западом и Востоком. С одной стороны, она – ворота в Азию, а с другой – в Европу. Россия – буфер между крайностями, которые мирно сосуществуют, если противоположности плавно переходят из одной в другую. Поэтому она является гарантом мирового порядка.
Россия – не просто взаимообмен культур. Она подобна плавильне, где из множества составляющих образуется не похожий ни на одну из примесей сплав. Без этой ее уникальной роли противоположные миры Запада и Востока будут соприкасаться своими воспаленными краями. Стоило России на время отказаться от своего исторического предназначения, как начались кровавые конфликты.
Все здравомыслящие люди планеты понимают уникальную роль России в мире. Они будут приветствовать ее возрождение в качестве центра самостоятельной справедливой цивилизации. Поддержка преобладающего большинства граждан планеты тем более обеспечена, что объединение граждан, которые долгое время жили в пределах Российской империи и СССР, а сегодня причисляют себя к разным и, более того, враждебным цивилизациям, покончит с так называемым международным терроризмом.
– Коммунисты в свое время заявляли, что Россия была тюрьмой народов. Сегодня антикоммунисты убеждают, что при советской власти все мы были узниками социалистического лагеря. Вы считаете, что с такой репутацией наша страна может стать центром притяжения других народов?
– Россия никогда не была тюрьмой народов, как говорили большевики. Российская империя формировалась веками. И далеко не все народы были присоединены к империи в результате насилия.
Для многих из них вхождение в состав Российского государства позволило не только выжить, сохранить культурную и конфессиональную самобытность, но и получить возможность для участия в научно-технической революции.
СССР был лишь искаженным воплощением исторической России. Российская Федерация возникла на карте мира как самый крупный осколок Советского Союза. Поэтому ее нынешние границы – результат самоуверенной близорукости и политической бездарности советской элиты. Неуправляемый раскол СССР произошел чисто по формальному признаку – по административным границам, которыми большевики разделили бывшее унитарное государство на условные образования, что привело к разъединению народов и утрате территорий. Нынешние политические лидеры держатся за эти условные образования, прикрываясь надуманным принципом нерушимости границ. Чтобы самосохраниться, они обольщают своих граждан, не смущаясь также угрозами и обманом.
Мировой опыт показывает, что никакие обольщения не сдерживают желания народов к воссоединению.
Подкормка и подпитка ФРГ и ГДР не остановили немецкого народа. Богатеющий, но не богатый Китай добился воссоединения с процветающим Гонконгом после столетия его колонизации. Сближаются Северная и Южная Кореи.
Нужно признать очевидную волю народов к единению с Россией, которые выразили ее самыми разными способами вплоть до вооруженного сопротивления. Воля народов была и остается главным принципом международного права. Глас народа – глас Божий!
Мир пришел в движение. Он выстраивается по цивилизационному принципу. Хватит вытягиваться на цыпочки и льстиво заглядывать в глаза богатому западному дядюшке через головы соседей. Соседи – наша судьба, и она во многом зависит от соседей. Необходимо восстановить цивилизацию, где Россия была ядром. Россия, в которой утвердится гражданская собственность, возобладает воля народов, которая станет притягательной силой для всех отпавших от нее, но кровно связанных с нею частей.
Россия отказывается от мессианства: она не будет жертвовать собой и требовать жертвы от других. Но она не отказывается от своей исторической миссии ради процветания и безопасности ее народов, а также народов сопредельных стран.