В поисках утраченного. История елки как главного новогоднего атрибута

Гостья с опушки

В Новый год важно быть в хорошем расположении духа. Чтобы ни самим себе, ни близким не испортить праздник. Необходимость дарить радость окружающим наши предки понимали давно. Отсюда и поговорка: «Как встретишь год, так его и проведешь». В старину знали, как прощаться со всем старым и открывать двери для нового. Старались не ссориться, говорить только о самом лучшем, совершать больше добрых дел и поступков. Об этом и многом другом беседуем со старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси кандидатом исторических наук, доцентом Татьяной Кухаронак. 

Задел на будущее

Мало кто знает, что слова «год» в лексиконе наших предков изначально не было. Применялось слово «лето». Вместо праздника Новый год отмечали Новолетие. О том, когда именно оно наступало, существует множество версий. Татьяна Кухаронак рассказывает, что долгое время Новолетие на Руси праздновали 1 сентября. Его перенос на 1 января произошел после знаменитого указа Петра I от 20 декабря 1699 года. В нем говорилось: «По примеру всех христианских народов должно было устраивать в столице праздник, украшая ее вечнозеленой растительностью», «по большим улицам, у нарочитых домов, перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых...» Обычай ставить ель на Рождество, широко распространенный в Западной Европе, со временем стал элементом календарной обрядности в России и на белорусских землях.

— Обычно историю новогодней елки в России начинают с петровской эпохи,
— рассказывает Татьяна Ивановна. — Однако ель в новогоднем убранстве до конца ХVIII века фигурировала неповсеместно. На территории России первые рождественские ели появились в начале ХIХ столетия в домах петербургских немцев, затем других знаменитых и богатых людей этого города. 

С середины ХIХ века ель начинает завоевывать все большие территории, в том числе и Северо-Западный край, как называли тогда Беларусь. Сначала губернские и уездные города, а затем и усадьбы помещиков. 

Постепенно вырабатывался сценарий праздника. Новогоднее деревце ставили на стол, покрытый белой скатертью. К веткам прикрепляли свечи и развешивали конфеты, яблоки, орехи, пряники. Под елью раскладывали подарки для детей. Накануне Рождества зажигали свечи. Дети любовались елкой, затем разбирали подарки, срывали развешенные на елке сладости. В конце праздника деревце выбрасывали или сжигали. 

Постепенно складывалась и «елочная мифология», которая утверждала образ щедрого новогоднего дерева. Такие хорошо известные нам Дед Мороз и Снегурочка появились только в конце ХIХ века. Но о всеобщем признании елки нельзя было говорить даже в это время. Елку как новогодний атрибут так и не приняли в сельской местности. 

Символ вечности

В культуре белорусов, как и многих других народов, существует множество подтверждений того, что ель как дерево имело негативную окраску. Значительную роль в этом сыграло наличие иголок. Кроме того, ель, растущая в сырых, темных местах, считается неблагона­дежной, черной, поэтому ее никогда не высаживали вблизи дома. 

— В мифологическом плане колючесть, «отрицательность» ели отразились в ее связи с демонологическим миром,
— рассказывает Татьяна Ивановна. — Высокий ствол, низкие косматые ветки, зрительно занимающие все пространство от неба до земли, — все это создавало соответствующий фон для появления в народной фантазии различной нечистой силы. 

Вместе с тем в белорусской традиции существует представление о ели как о дереве «свенцоном», то есть освященном. Такие особенности ели объясняет этиологическое предание с чисто христианским сюжетом. В нем повествуется о том, как слуги царя Ирода хотели убить младенца Христа, и Божья Матерь прятала его под елью, которая сама опускала ветки, чтобы прикрыть ребенка. За это Бог освятил дерево и назначил всегда его ставить в доме или крепить за иконами на Рождество и Пасху. Защитные свойства ели объясняли также тем, что ее лапки растут крест-накрест.

Ель в балтославянской традиции считается деревом, которое связано с миром умерших. Ее ветви и сегодня используются в погребальных обрядах — из них делают венки, их бросают на дорогу к кладбищу и так далее. Это связывается в первую очередь с вечной зеленью ели, что не могло не ассоциироваться с вечностью жизни, с возможностью продолжения существования в других ее измерениях.

Ель занимает значительное место и в свадебном комплексе белорусов. Украшенная накануне свадьбы (в сборную субботу) «елочка» символизировала девичество молодой, ее красоту. Атрибут представлял собой небольшое деревце, даже его верхушку или веточку. Причем только зимой — еловую, летом же в качестве «елочки» выступали ветки плодовых деревьев. «Елочку» втыкали в каравай или ставили на специальную подставку, украшали лентами и цветами.

— Когда в советское время была проведена реформа старого календаря, о ели как о новогоднем символе забыли, — продолжает рассказ моя собеседница. — 24 января 1918 года на заседании Совета народных комиссаров был утвержден специальный декрет о новом советском календаре, согласно которому в России (а позже и в БССР) вместо юлианского был введен григорианский (западноевропейский) календарь. С переходом советской республики на новый календарь соответственно переместились и даты предыдущих праздников, что в значительной степени способствовало их трансформации. Вместе с Рождеством отменялась и ель, которая уже устойчиво с ним ассоциировалась.


В конце 1935 года газета «Правда» печатает заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Комсомольцам и пионерским работникам давалась директива срочно организовать для детей коллективные елки. Они уже назывались не рождественскими, а новогодними или просто советскими. 

Королёва кутья

В основу новогодних праздников наши предки закладывали надежду на лучшее будущее. По этой причине запрещалось на Новый год говорить о ком-то в отрицательном ключе, о смерти, вспоминать черта. 
— С надеждой и тревогой 1 января ждали первого гостя в дом,
— говорит Татьяна Ивановна. — Считалось, что если первым заглянет мужчина, то в наступившем году повезет во всех хозяйственных и семейных делах. Верили: чтобы в будущем быть здоровым, бодрым и активным, нужно в первый день нового года встать очень рано, принести воды из колодца и умыться. С самого утра крестьянские дети ходили по домам с мешочками, наполненными зерном, и, высказывая хозяевам традиционные новогодние пожелания, посыпали им все вокруг. В городе устраивались елка, танцы, спектакли. Во многих белорусских городах и местечках на Новый год открывались ярмарки, которые могли длиться целую неделю. На ярмарках проводились праздничные игры с выступлением скоморохов.

Новый год по старому стилю совпадал с «праздником Василье» (день памяти архиепископа Кесарии Каппадокийской, святителя Василия Великого) — одним из кульминационных моментов рождественского комплекса. Поэтому на праздничный торжественный семейный ужин обязательно подавали «Василеву кутью», «богатую Коляду», «щедруху», «щедру», «королёву кутью». Важный атрибут «свята» — богатый скоромный стол, который символизировал достаток семьи. 

У католиков 1 января — праздник Богородицы Девы Марии. В этот день в костелах проходят торжественные богослужения, чтобы «поблагодарить Бога за полученные благодеяния и вымолить себе благодати на новый год».

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter