Минск
+12 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Александр Швец и Андрей Смоляр — о том, как привлечь крупный бизнес в регионы

Глубокая проработка глубинки

Хорошо иметь домик в деревне. А бизнес? Ответ не столь однозначный. Плох предприниматель, который не мечтает стать миллионером. По идее, успешных и амбициозных должно тянуть в столицу: там спрос, партнеры, на центре замыкаются многие финансовые потоки… Но сверхурбанизация несет в себе слишком много проблем, рисков и неудобств. Поэтому бросать регионы на произвол судьбы принципиально неверно не только с моральной, социальной, но и с макроэкономической точки зрения. Да, небольшие города сегодня не купаются в богатстве, инвестициях, да и современных производств там не так уж и много. Масштабного бизнеса в поселках, даже городского типа, не построишь. Но шансы у предпринимателей в глубинке есть. Конечно, прежде всего, у малых и средних предприятий, а также филиалов крупных компаний. В конце концов, некоторым коммерческим направлениям необходим простор и свежий воздух: деревопереработке, пищевой промышленности принципиально быть поближе к сырьевой базе, транспортным компаниям, логистическим… Как завлечь инвесторов в регионы и инициировать местную инициативу, продолжаем обсуждать с членами Совета по развитию предпринимательства при Президенте. Председатель совета директоров ООО «ИНТЕРТРАНС­АВТО» Андрей Смоляр «вырастил» свой транспортный бизнес в Дзержинске и знает все правила игры в регионах. Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец давно и плотно общается с бизнесом и знаком с проблемами предпринимателей на периферии.

Автоперевозки — одна из отраслей, которая может прекрасно развиваться в регионах.

Притяжение трассы

Андрей Смоляр убежден: транспортным компаниям не место в крупных городах. Впрочем, грамотные перевозчики и сами стремятся за пределы крупных населенных пунктов с их пробками и ограничениями для движения фур — практически нигде в Европе нет автобаз в больших городах. Логистика, перевозки как раз удел пригородов и малых городов. Поэтому транспортные компании — потенциальные кандидаты для развития регионов. Для международных перевозчиков принципиально наличие поблизости от «прописки» крупной автотрассы.



«Могут быть использованы практически любые населенные пункты вдоль трассы Е30, — убежден Андрей Смоляр. — Перевозки логично развивать, скажем, в Столбцах и других райцентрах за Барановичами, в сторону Бреста. По гродненской трассе, рядом с Гродно, ближе к границе. На пересечении нескольких крупных транспортных коридоров целесообразно возводить логистические центры». Причем, убежден эксперт, это не обязательно должны быть крупные объекты. Сегодня в этой отрасли важен спектр оказываемых услуг, а не размеры и площади. Просто склады для хранения (если говорить именно о транспортной логистике) уже не столь востребованы. Но относительно небольшой центр, который способен выполнять большой набор операций с транзитными грузами, будет пользоваться спросом. «Мы построили такой объект, который обошелся нам приблизительно в миллион евро и вполне эффективно выполняет функции по управлению грузопотоками», — объясняет Андрей Смоляр, личным примером как бы доказывая, что технологии могут выигрывать у гигантомании.

Кстати, малый бизнес уже неплохо прижился в регионах. Ведь больше 80 процентов международных перевозчиков — малые предприятия с парком меньше 10 машин. Другой вопрос, что для их более динамичного развития в регионах объективно не хватает ни компетенции, ни инвестиций. Никаких актуальных льгот для международников ни в малых городах, ни в сельской местности нет. Впрочем, налоговыми преференциями транспортники в целом не избалованы.

«Вместе с тем хочу отметить, что за последний год принято несколько существенных послаблений. Во-первых, это Указ Президента № 67, который позволяет не уплачивать утилизационный сбор при приобретении автомобилей класса «Евро-6», — говорит Андрей Смоляр. Он надеется: действие Указа будет продлено и на этот год. Ибо по качеству автопарка наши компании пока отстают от соседей. В той же Литве уже около 70 процентов машин соответствуют «Евро-6». У нас — 6 процентов. А качество парка — краеугольный камень конкурентоспособности. Положительно сказалось на перевозчиках недавнее постановление Совмина по увеличению суточных для водителей-международников до 150 евро. Кроме этого, при содействии БАМАП и Совета по развитию предпринимательства активно ведется работа по упрощению условий хозяйствования.

Андрей Смоляр убежден: крупные компании могли бы создавать филиалы в небольших населенных пунктах, расположенных в 20-30-километровой полосе вдоль международных трасс. Но с точки зрения экономики предприятий для этого должны быть веские причины, так как создание удаленных подразделений требует и дополнительных инвестиций, и усложняет управление компанией. Кроме того, для быстрого развития международных перевозок в регионах необходимо обеспечить туда трансферт компетенций, поскольку в данный момент квалифицированные кадры в небольшом населенном пункте — это скорее исключение, чем правило. В результате для новой автобазы пришлось бы создавать на существующем предприятии-доноре «группу внедрения» из 10-15 человек, которым придется переехать на новое место. А связанные с этим издержки и организационные хлопоты (поиск и мотивация сотрудников, обеспечение жильем и т.п.) далеко не всегда перевешивают налоговые льготы.

Простота с новыми подходами

На пересечении нескольких крупных транспортных коридоров целесообразно возводить логистические центры.
Только льгота по налогу на прибыль — слабый аргумент для переселения из столицы, областных центров и их окрестностей вглубь страны, убежден Андрей Смоляр. «Для вновь созданных предприятий эта преференция не актуальна минимум пять лет, а возможно и больше, — объясняет предприниматель. — Компания развивается, все деньги уходят в инвестиции, о прибыли и думать не приходится. Необходимо предлагать какие-то другие бонусы».

Для международников, как и для любой сферы услуг, принципиальны размеры отчислений в фонд социальной защиты населения. Ибо зарплата является существенной статьей расходов: конкурировать-то за работников приходится с соседними странами. Поэтому уровень вознаграждений надо максимально приближать к европейскому.

«У нас средняя зарплата по предприятию 1,4 тысячи рублей, — объясняет Андрей Смоляр. — И это с учетом того, что у нас много студентов-стажеров». Профессиональный логист зарабатывает 3-4 тысячи рублей, продавец транспортных услуг — 3-5 тысяч, начальники колонн — 2-4 тысячи, механики — около 2-3 тысяч… Эксперт напоминает: преференция по уплате в ФСЗН дала серьезный толчок для развития IT-индустрии. Может она стать катализатором и для транспортно-логистической отрасли. По крайней мере, такой льготой крупных перевозчиков можно заманить в малые города. Например, она может распространяться исключительно на работников, которые живут и трудятся в небольших населенных пунктах. Вопрос, несомненно, непростой и требует дополнительного обсуждения и соответствующего анализа. Но снижение нагрузки на фонд заработной платы может реально заинтересовать предпринимателей.

Городки и поселки, расположенные вдали от бойких транспортных артерий, логично развивать через активизацию местных предприимчивых людей. И стараться идти через специализацию, концептуальное изучение конкурентных преимуществ каждого региона и формирование условий для развития этих перспективных направлений. Где-то это может быть деревопереработка, где-то — туризм. «Инфраструктура — первое, что нужно для бизнеса, — убежден Андрей Смоляр. — Электричество, вода, коммуникации… Крупные компании способны сами решить эту проблему, небольшие и делающие первые шаги — нет». Один из выходов он видит в строительстве микротехнопарков. Хотя убежден: производства с большими потоками сырья и готовой продукции в глубинку не пойдут. А вот небольшие компании вполне могли бы на периферии чувствовать себя комфортно.

«В каждом регионе есть предприниматели — несколько десятков или сотен, — говорит Андрей Смоляр. — У них есть и определенные компетенции, и ресурсы. Но необходимо людей раскачать, иногда и направить, чтобы они загорелись, захотели инвестировать, рискнуть. И в этом направлении должна проводиться большая социальная работа». В целом же, убежден предприниматель, у местного бизнеса тоже есть потенциал. Но он еще не всегда используется на полную мощность.

А вот Александр Швец убежден: для активизации деловой активности на местах необходимо и дальше упрощать налоговую систему. Чтобы она была совершенно простой. Он считает: в этом отношении прекрасный опыт в агроэкотуризме, когда обязательства перед государством укладываются в один фиксированный платеж.

Надо больше общаться


Существуют для развития предпринимательства в регионах и субъективные причины. Александр Швец признается: в РСПП обращаются предприниматели с самыми разнообразными проблемами. Многие из них могут и должны решаться на местном уровне. Но далеко не всегда предпринимателям удается найти общий язык с представителями райисполкомов. Александр Швец уверен: необходимо местные советы по развитию предпринимательства вмонтировать в административные регламенты. Например, чтобы заместителем председателя совета являлся заместитель председателя райисполкома. У него есть все возможности, полномочия и даже обязанности развивать предпринимательский сектор. И тогда обсуждения проблем на совете не будут лишь обменом мнений, а будут находить отражение в конкретных административных решениях. «Необходимо, чтобы бюрократическая машина взаимодействовала с бизнесом по привычным и понятным им правилам», — убежден эксперт.

Андрей Смоляр уверен: у тех же местных советов по развитию предпринимательства есть огромные ресурсы для развития. «Многие вопросы, которые поднимают региональные бизнесмены, решаются на раз-два», — поясняет он. Но не всегда в районах и у деловой среды, и у чиновников хватает компетенций, чтобы решить ту или иную проблему в правовом поле.

Предприниматель считает: целесообразно для регионального бизнеса использовать институт менторства, распространенный во многих европейских городках. Суть этого инструмента в следующем: организовываются встречи бизнесменов, на которых рассматриваются конкретные проблемы бизнеса, например, как получить кредит, как выйти на международные рынки, как внедрить планирование продаж, как внедрить управленческий учет, как оформить помещение в собственность и т.д., а состоявшиеся и более опытные бизнесмены выступают экспертами, выслушивают проблемы местных предпринимателей, помогают найти правильные решения. Вся аудитория принимает активное участие в обсуждении.

Так и рождаются истины, удачные идеи. А также происходит обмен опытом и повышаются общие компетенции. Несомненно, было бы целесообразно такие практики внедрить в наших райцентрах. Другой вопрос, что должна привиться соответствующая бизнес-культура: увы, отечественные предприниматели, в массе своей, не склонны к консолидации и широкому общению.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ
Загрузка...