Главное, чтобы костюмчик сидел!
03.11.2010
Предприятия легпрома готовы удовлетворить запросы даже самого «нестандартного» человека
Около половины мужчин и женщин не могут подобрать себе отечественную одежду по размеру – такие выводы сделали исследователи, произведя обмеры современных покупателей. Да и неудивительно: швейная промышленность стран СНГ до сих пор работала по стандартам, принятым в 1977 году.
Инициаторами разработки новой документации выступили российские швейники, в адрес которых поступало немало нареканий от потребителей: мол, длина не та, да и вообще одежда жмет и давит… Оказалось, что это вовсе не женские капризы или мужское недовольство, доказали эксперты российского Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности (ЦНИИШП).
Как выяснилось, за последние 30 с лишним лет у представительниц прекрасного пола заметно увеличилась длина тела и рук, при этом вытянулись ноги и соответственно линия талии поднялась выше. Для фигур наших современниц характерны более широкие бедра и узкие талии, а вот обхваты груди и плеча изменились мало. Кроме того, женщины стали более осанистыми. Анализ показал, что до настоящего времени предприятия легпрома изготавливали одежду только для 40 % женской аудитории, остальным достаточно сложно подобрать себе готовый костюм, платье или юбку по размеру. Противоположному полу повезло несколько больше: в группу счастливчиков, обеспеченных соразмерной одеждой, попадало около 51 % мужчин. Однако за последние десятилетия молодые люди в возрасте 18—29 лет «выросли» на 12 см, среднее поколение, 30—44 лет, – на 6 см, появились атлеты с широкими плечами и узкой талией. Размеры форм и пропорций современных мужчин значительно изменились, поэтому ситуация, когда им приходится покупать брюки на размер меньше пиджака, стала типичной. Кроме того, на ряде торговых предприятий появились специалисты, готовые подогнать «по плечу» приглянувшийся наряд.
«Изделия, в конструкцию которых заложены старые размерные характеристики, являются несоразмерными: они плохо садятся на фигуру и, как следствие, не находят своего потребителя», — поясняет заместитель директора Центра научных исследований легкой промышленности Беларуси Зинаида Лобан. Новые антропометрические исследования провели несколько лет назад российские специалисты, но они вполне применимы и для белорусского населения – ввиду схожести генотипа, климатических условий, среднего уровня доходов. Основываясь на полученных данных, ЦНИИШП разработал новые стандарты, устанавливающие соответствующие требования к одежде для взрослых и детей. Эта документация, в подготовке которой принимали активное участие специалисты Центра научных исследований легкой промышленности и концерна «Беллегпром», переведена в статус межгосударственных стандартов для всех стран СНГ, в том числе и Беларуси. На территории нашей республики они вступили в действие с 1 июля 2010 года, но предприятиям легпрома дано полгода на то, чтобы постепенно перейти на выпуск изделий в соответствии с новыми требованиями стандартов.
«Мы обязательно должны заниматься этой работой, поскольку основная часть продукции белорусского легпрома идет на российский рынок, где эти стандарты уже действуют, — оценивает ситуацию первый заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО «Знамя индустриализации» Станислав Свирковский. – При этом, безусловно, учитываются интересы отечественного потребителя». Сомневаться в экономической эффективности не приходится: например, опыт российских коллег показывает, что после перехода на новую размерную типологию продажи увеличиваются на десятки процентов. «Сама процедура непростая: надо изготовить новые лекала, манекены, решить другие организационные вопросы. При этом основная нагрузка ложится на конструкторов и модельеров», — рассказывает Зинаида Лобан. Но, по ее мнению, полугода вполне достаточно для перехода на новые стандарты, тем более что ряд предприятий уже завершили этот процесс.
Специалисты обещают, что выпущенная в следующем году отечественная одежда будет заметно отличаться от той, которая имеется в наших магазинах сейчас. Все нашитое до 1 января следующего года с полок, конечно, исчезнет не сразу, но определенные метаморфозы произойдут. «Сегодня идет тенденция к подчеркиванию фигуры – как женской красоты, так и мужского стиля. Новые стандарты позволяют удовлетворить этот спрос», — считает Станислав Свирковский. Еще одна огромная и слабо заполненная ниша – одежда больших размеров. Например, если в 1980-е годы покупателей с обхватом груди свыше 124 см насчитывалось не более 5 % от общей массы, то сейчас – 7—10 %. Еще одну хорошую новость разработчики новых стандартов подготовили для беременных женщин, которым раньше приходилось носить бесформенные балахоны, сшитые кустарным способом. Будущих мам тоже обмерили со всех сторон, рассчитали их «деликатные» размеры по сложной математической формуле, да еще и с медико-профилактической точки зрения доказали: от соразмерности одежды зависит здоровье женщины и ее ребенка.
Возникает, конечно, вполне закономерный вопрос: если такая огромная армия потребителей была обделена вниманием предприятий легпрома, то почему так поздно спохватились? Ведь проблемы со сбытом продукции отрасли уже давно стали хроническими… Понятно, что в 1990-е годы, когда и следовало заняться этим вопросом (в зарубежных странах антропометрические замеры производят каждые 15—20 лет), было, мягко говоря, не до того. «На самом деле все обстояло не так плохо, — объясняет Зинаида Лобан. – Продукция, которая выпускалась не по ГОСТу, а по техническим условиям, восполняла недостаток размерного ассортимента на рынке». Но для этого требовалось проводить маркетинговые исследования, выяснять, чего же не хватает нашим потребителям. «Мы всегда прислушиваемся к торгующим организациям, они могут, например, отрегулировать рост изделий, но не вправе корректировать саму шкалу размеров, — поясняет Станислав Свирковский. – Поэтому новые стандарты – это практически европейские изменения для отрасли и чем быстрее мы внедрим их, тем успешнее будет продаваться продукция».