За что Барановичи удостоены вымпела «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны»

Несгибаемые герои


С 27 июня 1941 года по 8 июля 1944‑го Барановичи были оккупированы немецко‑фашистскими захватчиками. За три года гитлеровцы установили здесь режим жесткого террора и насилия. Но это не сломило волю патриотов к сопротивлению. Они создали разветвленную сеть подпольных организаций и групп, внесших весомый вклад в общее дело разгрома врага. Вкупе с другими героическими фактами это послужило основанием для того, чтобы город указом ­Президента от 2 февраля 2024 года был удостоен вымпела «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны».

Барановичский краеведческий музей. Ирина Коптевич и учащиеся 8‑го класса барановичской средней школы № 12.

Листая страницы архивов

В 1973 году, в канун 30‑летия освобождения Барановичей от немецко‑фашистских захватчиков, по решению местного горкома КПБ была создана специальная комиссия по изучению деятельности патриотического подполья в годы войны. Она провела большую поисковую работу и собрала массу уникальных материалов. Часть из них хранится в Барановичском краеведческом музее и используется для исследовательской и просветительской работы.

— Во время немецко‑фашистской оккупации в нашем городе действовало десять подпольных групп, — рассказывает научный сотрудник музея Ирина Сайко. Первой в Барановичах сформировалась подпольная организация Петра Онуфриева и Иосифа Ковалевского, действовавшая с осени 1941 года при городской больнице. В ее состав входили медсестры Анна Кривопустова, Елена и Мария Шаповаловы, связные Степан и Константин Адамчуки, а также другие подпольщики. В 1942 году Ковалевский смог наладить связь с партизанским отрядом имени Котовского, в состав которого его зачислили разведчиком. После этого подпольщики начали активно помогать партизанам. Группа переправляла в отряд медикаменты, хирургические инструменты, выводила к партизанам работавших в больнице военнопленных красноармейцев. Всего с помощью членов подпольной группы в партизанскую бригаду «25 лет БССР» было переправлено 43 человека.

В связке с Онуфриевым и Ковалевским боролась еще одна подпольная группа во главе с 17‑летним комсомольцем Иваном Русаком. Его соратниками стали Иван Кунцевич, Александр Мохнач, Сергей Дробыш, Викентий Жук, Дмитрий Страх и другие. Юноши расклеивали листовки по городу, во время разгрузки поездов воровали и прятали оружие из немецких воинских эшелонов.

В свою очередь научный сотрудник музея Ирина Коптевич отмечает, что заметный рост численности антифашистских групп и их активности в Барановичах пришелся на 1943 год:

— В марте 1943 года на территорию Барановичской области прибыл подпольный обком КП(б)Б во главе с его секретарем Василием Чернышевым. Тогда же здесь началось массовое расширение партизанского движения: создавались новые отряды, а старые разворачивались в бригады. В итоге уже в апреле 1943‑го было образовано Барановичское партизанское со­единение, которое координировало борьбу антифашистского подполья в городе.

На прицеле — железная дорога

Поскольку Барановичи были крупным железнодорожным узлом, одной из приоритетных целей антифашистского сопротивления в городе стало нарушение движения через него немецких эшелонов к фронту. В это важное дело включилось сразу несколько не связанных между собой групп. К примеру, весной 1943 года в локомотивном депо Барановичей подпольная комсомольская группа под руководством Константина Бадака смогла провести удачную диверсию и на несколько дней вывести из строя водокачку, оборудование депо, повредить поворотный круг. Той же весной на железной дороге начала действовать и разведывательно‑диверсионная группа Анатолия Криштофика, в которую входило свыше трех десятков человек.

Осенью 1943‑го по Барановичам и окрестностям прокатилась целая серия диверсионных актов, осуществленных ее участниками. Подпольщики смогли взорвать здание управления Брест‑Московской железной дороги, несколько складов, автогараж и здание пересыльного пункта на станции Барановичи‑Центральные вместе с десятками находившихся там гитлеровцев.

Самой известной и дерзкой операцией группы стало похищение заместителя бургомистра Барановичей Валентина Русака. 31 января 1944 года Анатолий Криштофик, Константин Долгер, Леонид Бородинский и Михаил Никитин прямо в центре города проникли в дом, где жил коллаборационист. Подпольщики связали ему руки, сунули кляп в рот и обмотали лицо заранее припасенным окровавленным бинтом. Под видом раненого предателя вывели из города и доставили в штаб партизанской бригады «Первомайская».

Несломленные патриоты

Из‑за того что в Барановичах и окрестностях активно действовали подпольные группы и партизанские отряды, оккупанты и их приспешники нигде не могли чувствовать себя в безопасности, говорит Ирина Коптевич:

— Поэтому местное гестапо и СД бросали все силы на поиски партизан. К сожалению, с помощью предателей и провокаторов фашисты смогли выйти на след многих из подпольщиков.


Так, в конце 1943‑го — начале 1944‑го фашисты раскрыли подпольную группу комсомольцев Ивана Русака. Большинство юных патриотов были казнены, спастись удалось немногим. Раскрытой оказалась и подпольная группа Константина Бадака. Комсомольцы прошли через страшные пытки в гестапо и были повешены на территории локомотивного депо 26 апреля 1944 года.

Не дожили до Победы и руководители подпольной организации в горбольнице. Иосиф Ковалевский погиб 12 августа 1943 года в бою с карателями возле деревни Гайбуты Барановичского района. А Петра Онуфриева гестаповцы арестовали в мае 1944‑го, отправили в Колдычевский лагерь смерти, где в июне, буквально за месяц до освобождения города, он был расстрелян.

— Особенно рьяно искали фашисты участников похищения Валентина Русака, — уточняет Ирина Коптевич. — В этом им помог один из членов группы, который стал предателем. В марте 1944 года значительная часть группы по его наводке была арестована.

Двенадцать человек, в том числе Константин Долгер и Леонид Бородинский, были казнены либо замучены в застенках гестапо. А Михаил Никитин после неравного боя, чтобы не попасть живым в руки врага, застрелился. Оккупанты, вымещая свою злость, для устрашения населения повесили его тело на базарной площади.

Многим из барановичских подпольщиков не было и тридцати лет, подчеркивает сотрудник музея:

— Впереди у них была целая жизнь, которой они пожертвовали ради своей Родины. И этот подвиг не забыли — сегодня имена героев‑подпольщиков носят многие улицы нашего города. Так что сохранение памяти о событиях военных лет, как бы они ни отдалялись от нас во времени, — святая обязанность всех ныне живущих.

Живущий в Барановичах ветеран Великой Отечественной войны подполковник в отставке Алексей Гапонов был участником трудового фронта, за что награжден знаками отличия. Многие годы он прослужил в рядах Во­оруженных Сил. Уйдя на заслуженный отдых, активно включился в общественную жизнь города и сейчас, несмотря на преклонный возраст, встречается с моло­дежью, участвует в ее патриотическом воспитании.

Алексей Гапонов

— Я, как и все земляки, с ра­достью принял новость о том, что указом ­Президента Барановичи награждены вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны», — говорит Алексей Степанович. 

— Это еще раз подтверждает то, что у нас в стране чтут память своих героев и передают ее из поколения в поколение. Для меня это имеет огромное значение. Мой отец Степан Васильевич погиб в 1944 году, сражаясь на фронте. И хоть в Барановичах он никогда не бывал, приходя к Вечному огню в нашем городе, я отдаю дань уважения ему и всем павшим за свободу нашей Родины, среди которых были и барановичские подпольщики. Искренне убежден, что память о них должна жить в веках!

poplavskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter