На детях гениев природа отдыхает: миф или правда?

Гениальность в наследство

В центре яростных обсуждений вновь оказался Евгений Плющенко. А все из–за достаточно безобидного заявления о том, что его пятилетний сын Саша приступает к полноценным тренировкам, — папа намерен вырастить из него новую звезду фигурного катания, хотя мальчик вроде бы хочет в футбол или хоккей. Что тут началось! Чету Плющенко уже обвинили в бесстыдном пиаре. Саше сочувствуют: «Из него так усиленно лепят будущую знаменитость, что становится страшно. Отнимают детство у мальчика». И ставится приговор: на детях гениев природа отдыхает. За это безапелляционное утверждение и зацепились участники сегодняшнего спора. Действительно ли дар не может наследоваться, а семейная биография — повторяться? Как вырастить человека, который оставит после себя след в истории, и надо ли вообще к этому стремиться? Такими вопросами наверняка задавались многие родители и будут задаваться вечно.




Ген желания

Людмила ГАБАСОВА
Надеюсь, что у Евгения Плющенко все получится, если он отбросит пиар–шелуху, которая, к сожалению, к нему сильно прилипла и уже мешает воспринимать всерьез. Сам Евгений к своим двум золотым и двум серебряным олимпийским медалям продирался сквозь лишения, травмы, обиды и даже травлю. Когда он только начинал свое победное шествие, был одиноким мальчиком в чужом городе без копейки денег. Жил в коммуналке, терпел издевательства старших товарищей по группе. А на излете карьеры его дружно окатили ведром помоев за то, что снялся с индивидуальных соревнований после командного золота Олимпиады. Он все это с честью пережил, имеет собственное шоу и академию фигурного катания. И сына своего может научить быть настоящим бойцом. Ведь для истинного таланта это самое главное — железный характер.
Вообще, что такое гениальность? Я однозначно не берусь определить. Некоторые же и Мавроди называют гением коммерции... Спорить об этом можно долго, нудно и бесплодно. Давай лучше говорить о способностях и их реализации. Не верящие в чемпионское будущее Саши Плющенко приводят в качестве доказательства своей позиции незадавшуюся карьеру детей Пушкина, Достоевского и Льва Толстого. Но история знает и массу других примеров — когда божий дар проявлял себя и во втором, и в третьем, и в последующих поколениях. Скажем, разве природа отдохнула на сыне лауреата Нобелевской премии Петра Капицы Сергее? Он же стал лучшим советским популяризатором науки. А на внуке Федоре, известном этнографе, литературоведе, писателе? Они просто заявили о себе по–другому. Или возьмем другого Толстого, который Алексей Николаевич, автор бессмертной эпопеи «Хождение по мукам». Сын — отличный физик и общественный деятель. Внучка — яркая телеведущая и прекрасная писательница, одна из моих самых любимых. А правнук — Артемий Лебедев, всем известный веб–дизайнер. Я уже не говорю об артистических и цирковых династиях. В следующий раз мы с тобой, Рома, можем голос сорвать в спорах, какой актер из династии Ефремовых лучше — Олег, Михаил или Никита? Сергей или Федор Бондарчук? Аркадий или Константин Райкин? Евгений Самойлов или его дочь Татьяна? Только придем в глухой тупик. Потому что на весах ни истории, ни Википедии, ни любви зрителей разных поколений такое не измерить. Все суперталантливы, все — явления культуры. Народная мудрость сильно переборщила. Может быть, сработал известный феномен: «Сто попаданий в «молоко» забывается, одно в яблочко передается из уст в уста»?

Кстати, о династиях. То, что они существуют в совершенно разных сферах и профессиях, — еще одно доказательство, что поговорка, из–за которой у нас тут вышел сыр–бор, весьма сомнительна и зла. Дети и внуки прекрасно продолжают дело родителей. И даже их превосходят. Не зря в мире столько медицинских династий. Гиппократ, знаешь ли, считается доктором в семнадцатом поколении! Династии Боткиных, Бехтеревых, Оппелей... Да в каждом районе, в каждом городе можно найти прекрасных потомственных медиков и учителей. Лауреаты последних Государственных премий в области науки и техники по части медицины — и академик Юрий Островский, и член–корреспондент Олег Руммо, и профессор Олег Соколовский — тоже продолжатели семейной традиции.

Воспитать ребенка как минимум вровень себе, говорят ученые, можно. Да, по данным физиологов Нью–Йоркского университета, развитие личности на 60% зависит от природных способностей, но и у окружения немалый вклад — целых 40%. Тут, конечно, много подводных камней. Надо не задавить чадо звездным авторитетом. Встроить в свой насыщенный жизненный график. Не сломать завышенными ожиданиями, но и не стелить бесконечно соломки. Увидеть в нем самостоятельную личность. Помочь справиться с колоссальным психологическим прессом, ведь отпрыски известных людей — как под микроскопом. Но если выдерживать определенные условия, почему не должно получиться, Ром? Ведь ребенок уже растет в среде, в которой все его развитию благоприятствует. У него перед глазами пример самоотверженности, неординарная личность (и не одна!), которая многому может научить раньше, чем сама когда–то освоила, умело направлять. Да и какой родитель не желает своему ребенку превзойти себя — стать лучше, счастливее, успешнее?

Более того, эксперты все чаще говорят не о «гене гениальности», а о «гене желания». Мол, вся тайна не столько в генетическом коде, сколько в сложной клеточной машине, его обслуживающей. Стало быть, с генами идеально бы передать и этот сервис. Возможно, речь именно о «гене желания», внутреннем моторе, двигателе таланта, который помогает по максимуму реализовать свои задатки. Способности и среда, помноженные на стремление во что бы то ни стало проявить себя, плюс немножко везения — разве не это почва для того, чтобы рано или поздно о тебе заговорил весь мир?

gabasova@sb.by

Провальный эксперимент

Роман РУДЬ
Из ребенка Евгения Плющенко еще не получился гений, а мне уже жалко обоих. И бедное дитя, из которого будут лепить (наверняка против его воли) вундеркинда, и папашу, которого может постичь жестокое разочарование. Если его опыт не удастся. А то, что это именно опыт сродни химическому эксперименту, говорит нацеленность родителя на конкретный результат смешивания элементов воспитания. И ты сама, Людмила, косвенно это подтверждаешь, когда твердишь о создании необходимых условий для удачного выращивания из обычного ребенка чемпиона. Ну, знаешь, как говорят о создании нужной температуры и давления для превращения графита в алмаз. Правда, в роли бездушного вещества тут выступает живой, хотя и маленький человек. Вот это и страшно. Хотя дальше — еще страшнее.

Будь уверена, у Плющенко–младшего никто не спросит, хочет ли он стать чемпионом. Возможно, с возрастом он ощутит тягу к хирургическому скальпелю или кисти художника, захочет быть моряком или собаководом. Папе это все равно. По его неумолимой отцовской воле у сына обязана лежать душа к конькам. По–моему, это психологическое насилие во всей неприглядной красе. Оно аукнется папе, когда сын повзрослеет. Думаю, ты тоже наблюдала примеры, когда дети начинают мстить родителям за отнятое детство. Я лично знаю двух человек, у которых постепенно разладились отношения с родителями. Последние сейчас недоумевают: как так, отдавали детишкам все силы, задействовали все связи, тратились на репетиторов, покупали дорогие инструменты... И вдруг такая черная неблагодарность! Сыновья даже не звонят, не говоря уже о помощи на даче. Отгадка проста: эти парни просто не хотели проводить детство в обнимку с виолончелью и пианино. Им мечталось гонять со сверстниками в футбол (как теперешним детям охота играть по сети в компьютерную стрелялку). У них отняли эту упоительную возможность. И теперь родители, когда–то наплевавшие на интересы детей, полной мерой огребают аналогичную реакцию в свой адрес. По–моему, все справедливо.

А самое страшное — это то, ради чего из ребенка лепят супермена. Разве для его лучшего будущего? Нет, ты сама проговорилась — чтобы о дитятке заговорил весь мир. То есть ради удовлетворения банального родительского тщеславия. Мол, ваши–то дети — обычные, а мой вот какой — о нем весь мир говорит! Эгоистичная позиция, уместная для участия в собачьей выставке, где владельцы хвастаются экстерьером домашних питомцев. Но никак не для вдумчивого воспитания человека. Неужели ты сама не видишь этого ужасного перекоса в сознании, случившегося с миром в последние десятилетия? Успехами детей начали бахвалиться, как свежим автомобилем или этажностью нового дома. Победа ребенка в олимпиаде по физике ставится в один ряд с материальным подтверждением высокого социального статуса родителей. Раньше стремились, чтобы из наследника вырос просто хороший человек, теперь — чтобы он уже в ранние годы соответствовал показателям «успешности» семьи. Бедные современные дети!

По моему убеждению, многие продолжатели семейных династий, которые ты упоминаешь, могут оказаться глубоко несчастными. У каждого человека в жизни свое предназначение, но «династическим» детям не помогали его отыскать — вместо этого родители пошли по пути наименьшего сопротивления, использовав свои связи и авторитет в конкретных областях. Вот и становится сын циркового артиста акробатом, потому что у папы хорошие отношения с директором цирка. А ведь из мальчика мог получиться выдающийся ученый–металлург, однако мало кто вырывался из цепких лап «семейной традиции».

Я уж не говорю о тех тяжелых случаях, когда родители за счет детей компенсируют собственные несбывшиеся желания. Скажем, папа мечтал стать десантником, да здоровье не позволило. Вот он и мучает ребенка изнурительной физподготовкой, готовя его к тяжелой службе... Хотя у того лежит душа к книжкам и он вообще девочка.

С такими подходами можно вырастить психопата. История знает немало печальных примеров, когда выдающиеся дети становились изгоями в своей среде, а к сознательному возрасту приобретали множество социальных комплексов. Причем в гениев превращались лишь единицы, вряд ли благодарные своим упорным воспитателям: простого человеческого, в том числе семейного счастья они так и не познавали.

В общем, уверен, что не надо насильственно лепить из потомка будущего гения. Черты, которые непременно стоит в нем культивировать (и желательно своим примером), — это нравственность и любознательность. Если он вырастет высокоморальным человеком, неравнодушным к приобретению новых знаний, то все остальное обязательно приложится. При этом абсолютно не важно, в какой из областей человеческой деятельности будут реализованы эти качества. Толковый ветеринар, поверь, зачастую более востребован и вознагражден теплой людской благодарностью, чем бестолковый фигурист–чемпион.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter