В агрогородке Пиревичи открыли мемориал в честь защитников Жлобина

Генерал Казаков не покинул строй

Достойный финал героической истории артиллеристов 63-го стрелкового корпуса и их командира

На братской могиле в агрогородке Пиревичи Жлобинского района торжественно открыли памятную доску в честь артиллеристов 63-го стрелкового корпуса и их командира — генерала Александра Казакова. Знаковое событие приурочили к Году исторической памяти.


В память о погибших воинах на братской могиле в Пиревичах открыта памятная доска и установлено противотанковое орудие времен войны. Митинг прошел с участием жителей агрогородка, работников Пиревичского сельисполкома, военного комиссариата Жлобинского района, районной организации ОО «Белорусский союз офицеров». С призывом свято хранить память о павших героях обратились председатель районного Совета депутатов Владимир Сергейко, ветеран Вооруженных Сил, выпускник Пиревичской школы генерал-лейтенант Михаил Козлов и учащаяся школы Ксения Кулибаба.

На митинге вспоминали горячие дни лета 1941 года. В это время на территории Жлобинского района проходили тяжелейшие бои с немецко-фашистскими захватчиками. Особенным трагизмом наполнено 17 августа, когда в течение суток погибли советские генералы — уроженцы Украины командующий 63-м стрелковым корпусом Леонид Петровский, командир 61-й дивизии Николай Прищепа и белорус начальник артиллерии 63-го стрелкового корпуса Александр Казаков. Случилось это во время прорыва окружения, в котором 63-й корпус оказался после полуторамесячной героической обороны Жлобина.

1936 год. Александр Казаков
еще полковник во время службы
в Киевском военном округе.
Долгое время детали гибели генерал-лейтенанта Петровского тщательно скрывались по довольно весомым на тот период причинам. Но открывшиеся после войны факты никак не умаляют его военный подвиг. Известно, что на рассвете 17 августа 1941 года части 63-го корпуса предприняли попытку вырваться из окружения, идти пришлось напролом. Немецкая оборона выдержала этот и последующий натиски. Наши подразделения были отброшены и рассеяны. В тот же день генерал погиб. То, при каких обстоятельствах это произошло, полнилось слухами и домыслами. Российский военный историк Владимир Мельников во время визита на Жлобинщину в 2011 году рассказал о результатах эксгумации останков Петровского: генерал застрелился из пистолета, пустив себе пулю в висок. Для советского военачальника это было единственно правильное решение. Петровский не захотел сдаться врагу живым. Выдумывать истории, что он погиб в бою, нет необходимости. Как и надобности молчать о том, что погибшего командира Красной армии немцы похоронили со всеми воинскими почестями у деревни Руденка Пиревичского сельсовета.

В разгар боя в районе Жлобина был ранен в позвоночник генерал-майор Николай Андреевич Прищепа. Детали того дня вспоминала старший лейтенант медицинской службы Нина Фоканова. Ей поручили вывезти командира из окружения, а в случае его смерти не дать фашистам надругаться над телом. Сумели добраться до Буда-Кошелево, где Прищепа скончался. В целях маскировки выкопали две могилы. В одной закопали тело генерала без формы, в другой — обмундирование. Документы забрали с собой.

Не сумели вывезти с поля боя раненного в живот генерал-майора Александра Филимоновича Казакова. Повозка, на которой перевозили начальника артиллерии, прямым попаданием мины была разбита, свидетельствовал командир 154-й стрелковой дивизии генерал-майор Яков Фоканов. Случилось это у деревни Скепня Пиревичского сельсовета. Там же Казакова похоронили, после войны останки перенесли в братскую могилу в агрогородке Пиревичи. Историки 17 августа назвали черным днем 63-го корпуса. За сутки погибли три генерала, два из них — на территории Пиревичского сельсовета. Такого не было за всю войну.

Открытие памятной доски и водружение артиллерийского орудия на месте упокоения генерала Казакова в этом году — одно из звеньев цепочки событий по увековечению его памяти, запущенной в свое время «Сельской газетой». Память генералов Петровского и Прищепы была достойно увековечена после войны. Останки Леонида Григорьевича перезахоронили в братскую могилу в деревне Старая Рудня, Николая Андреевича — в братскую могилу в Буда-Кошелево. Установлены мемориальные знаки, у подножия памятников всегда лежат цветы. А вот имя и подвиг Казакова были не столь известны. Восстановить историческую справедливость в его отношении помог цикл публикаций военного журналиста Николая Качука в «Сельской газете», тогда «Белорусской ниве». Впервые широкая общественность о жизни, подвиге, нелегкой судьбе генерала узнала в марте 2011-го из материала «Жлобинское сражение генерала Казакова». Тогда же была устранена фактологическая ошибка: местом рождения генерала до тех пор считался Саратов — город, где базировался 63-й корпус и где жила семья героя. На самом деле родился он в деревне Добросневичи Могилевского района.


Публикации в газете не остались незамеченными, в дело по увековечению памяти защитников Жлобина вовлекались все новые люди и организации. Особое участие приняли работники Жлобинского райисполкома, Пиревичского сельсовета, Пиревичской средней школы. Уже в сентябре 2011 года на братском кладбище в Пиревичах, где упокоился Александр Филимонович Казаков, на мемориальные доски на памятнике было нанесено имя генерала и бойцов 63-го стрелкового корпуса. Все они до того времени оставались безымянными. В адрес военного комиссариата Гомельской области Министерством обороны было передано противотанковое артиллерийское орудие для установки его у обелиска в Пиревичах. Правда, по неизвестным причинам тогда же памятник-пушку не вознесли на постамент у мемориала.

Редакция «БН» занялась поиском родных и близких генерала Казакова. Через год они увенчались успехом: откликнулся его младший сын Борис Александрович Казаков, бывший участником Великой Отечественной войны. Его воспоминания помогли восстановить полную картину довоенной жизни генерала и судьбу членов его семьи. А в Саратове после публикаций в «БН» установили мемориальную доску в память о 63-м стрелковом корпусе. Казалось бы, журналистами сделано все возможное, чтобы выдернутое из небытия имя героя войны прочно закрепилось в памяти потомков. Но нет. Покоя не давала затянувшаяся работа по установке памятника Казакову и павшим в боях артиллеристам — противотанковой пушки. Память о них должна не только закрепиться на страницах газет, но и воплотиться в металле! На этом продолжали настаивать в газетных публикациях и письменных обращениях к органам власти.


В этом году запущенная более десяти лет назад при поддержке «Сельчанки» инициатива завершилась. Водруженная у памятника 100-миллиметровая противотанковая пушка МТ-12 в честь воинов-артиллеристов 63-го стрелкового корпуса и их командира Александра Казакова станет не только красивым финалом этой удивительной истории, но и красноречивым осязаемым напоминанием нам всем о героизме солдат, проявленном на жлобинской земле.

Фото Николая СЕМЕНЦА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter