Как оформить ДТП без участия ГАИ

Где затерялся «европротокол»?

Вы застряли в автомобильной пробке, опаздываете, нервничаете. Двигаясь с черепашьей скоростью, вскоре видите причину затора: две машины столкнулись бамперами. Царапины, осколки подфарника на асфальте — вот и все повреждения. Водители сидят в своих машинах и ждут представителя ГАИ. Если это происходит в час пик, то пробка, допустим, на минском проспекте Независимости может растянуться на несколько кварталов: опаздывают и нервничают сотни горожан.

Фото  Сергея  Лозюка.

Большинству водителей ситуация знакома. Глядя на участников ДТП, многие из нас думают: почему они не договорятся между собой, не заполнят «европротокол» и не разъедутся без участия ГАИ? Пробка давно бы рассосалась. Действительно, почему?

То, что в народе зовут «европротоколом», — это документ, позволяющий водителям самостоятельно, без участия ГАИ зафиксировать происшествие. Госавтоинспекция приветствует более широкое его применение. Начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома майор милиции Сергей Зараник напоминает, что число транспортных средств в столице приближается к миллиону (850 тысяч «своих» плюс транзит, иностранцы и автомобили, зарегистрированные в других регионах, но ездящие в Минске):

— Участники ДТП должны понимать, что ждать, возможно, придется долго: в одном районе может быть одновременно два десятка ДТП. Автоинспектор просто не может быстро приехать на каждое, физически не успевает. К тому же приоритетны для него аварии с пострадавшими, на сложных перекрестках или важнейших транспортных артериях, на которых ДТП перекрывает движение... И если где–то во дворе двое столкнулись, поцарапали бамперы и зовут ГАИ в качестве третейского судьи — это неправильно. Мы живем в цивилизованной стране, должны научиться понимать и уважать друг друга. Немалое количество мелких ДТП отнимают время и у сотрудников ГАИ, лишая их возможности заниматься более важными делами.

Сергей Зараник.
Фото  Евгения  Колчева

Чтобы использовать «европротокол», его для начала нужно иметь при себе. Где взять?

«В страховой компании, на почте, АЗС», — рекомендует Раиса Александрович, начальника управления методологии обязательного страхования и международных связей Белорусского бюро по транспортному страхованию.

Строго говоря, в нашей стране документ называется «Извещение о дорожном транспортном происшествии». Его форма утверждена приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию по согласованию с Минфином и МВД в феврале 2010 года. Но сути это не меняет: по форме извещение максимально приближено к «европротоколу». Раиса Леонидовна уверяет, что бюро постоянно проводит разъяснительную работу как с работниками АЗС и почтовых отделений (где «бланки извещений должны быть и в большинстве случаев уже имеются»), так и в страховых компаниях, где им место по определению.

Раиса Александрович
Фото  Дениса Малышица

Рассуждаю вслух, уже зная обязательные условия для оформления аварии без ГАИ. Их надо долго перечислять: вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП, их не более двух, водители имеют право на управление соответствующей категории, в наличии договоры обязательного страхования гражданской ответственности либо договор «Зеленая карта», обстоятельства ДТП и характер повреждений не вызывают разногласий, водители не предъявляют претензий к состоянию друг друга (подразумевается алкогольное или наркотическое опьянение), причиненный каждому транспортному средству вред составляет менее 400 евро...

Будучи в стрессовом состоянии, запросто можно ошибиться в заполнении извещения, а потом... потерять свои деньги. Каждый думает: лучше я потеряю время и дождусь инспектора ГАИ, который все сделает за меня и наверняка не ошибется.

Собеседница подтверждает: «Часто так и складывается. Многие водители опасаются, что не разберутся в документах, не оценят состояние другого участника ДТП, ошибутся в заполнении извещения, не заметят скрытые дефекты».

Эти опасения развеивает Владимир Аксельрод, начальник управления регулирования по внутреннему и внешнему страхованию и оценочной деятельности: «Самая курьезная ошибка — это когда оба водителя расписываются, признавая себя виновными в причинении вреда. Видят внизу лицевой стороны слово «подпись» — и расписываются. Бывает».

Владимир Аксельрод.
Фото  Дениса Малышица

Уверяет, что к подобным «техническим» ошибкам (неточно указан номер документа, марка или номер автомобиля) страховые компании относятся лояльно: копии документов есть в базе. В крайнем случае, извещение можно переписать вместе с другим участником ДТП. Если даже у иностранных водителей, как правило, не возникает проблем при заполнении белорусского извещения (им процедура давно привычна), то и у наших быть не должно.

Какова же статистика? Из всех произошедших в 2018 году ДТП 1.760, примерно треть, оформлены без участия автоинспектора: водители пришли в страховые компании не со справками ГАИ, а с извещениями. И возмещение получили в течение 5 дней. Треть — это немало, если учесть, что средняя выплата по всем ДТП составляет 500 — 600 евро, совсем немного превышая установленное ограничение в 400.

Но почему оно вообще существует, если в странах, где действует «европротокол» в чистом виде, полиция приезжает лишь на ДТП с потерпевшими: прочие водители оформляют сами, вне зависимости от размера ущерба?

Раиса Александрович: «Сразу назначать лимит ответственности, скажем, в 10 тысяч евро было бы неосторожно: мы идем поэтапно. Начали с ограничения в 200 евро. Смотрели, как водители справляются с извещением, не нужно ли что–то упростить, скорректировать. Что скрывать, опасались и мошенничества. Потом подняли планку до 400 евро. Уже разработан и находится на стадии согласования в госорганах проект документа, который поднимет сумму до 600.

Владимир Аксельрод дополняет коллегу информацией, которая должна обрадовать водителей. Скоро при оформлении ДТП бумаги могут вовсе не понадобиться. Сообщать в страховую компанию о ДТП можно будет онлайн, через мобильный телефон. Пока рано говорить о технических деталях, но работа над программным и техническим обеспечением такого механизма уже идет и завершится, вероятно, к середине следующего года.

Нормальные амбиции для страны, где развитие цифровой экономики становится одним из приоритетов. Но для начала нам предстоит преодолеть предрассудки. Оказывается, немало водителей отказываются иметь при себе извещение... по суеверным соображениям. Самое время вспомнить пожелание майора милиции Сергея Зараника — смелее использовать «европротокол» — и его бесспорное утверждение: мы же цивилизованные люди!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter