Когда педагог для детей непререкаемый авторитет

Гармонии учат в школе

От агрогородка Звенчатка, что в Климовичском районе, до России ближе, чем до белорусского райцентра. 4 и 35 километров соответственно. Школа тут маленькая — всего 47 учеников. И они вместе с наставниками дружно готовятся к празднику. «Разучивают стихи, песни, посвященные учителям. А гвоздем программы станет пародия. На директора», — улыбается молодой директор школы-сада Игорь Ковалев.

Игорь Ковалев мечтает о том, чтобы маленькая школа в Звенчатке стала одной из лучших. Как минимум в Климовичском ­районе.

Уехать, чтобы вернуться

Школа-сад в Звенчатке — самая удаленная от Климовичей. Туда и едем вместе с 34-летним директором. По дороге он вводит нас в курс дела:

— Самый большой стаж у меня — педагогический. Был учителем начальных классов в сельской школе на Мстиславщине, затем, уже в другой деревне, несколько лет преподавал старшеклассникам немецкий язык. А когда получал второе высшее образование в Академии управления при Президенте, мне предложили должность, далекую от сферы образования. Я подумал: пока молодой, нужно все пробовать. И стал заместителем начальника Мстиславской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира. Ходил по болотам по пояс в воде в поисках браконьеров. А потом «случилась» работа на таможне. С родной Могилевщины перебрался на Гродненщину, прожил там больше 2 лет. К этому времени моя супруга Александра окончила медицинский вуз. Встал выбор: остаться в Ошмянах, где она могла работать в районной больнице, или вернуться на родину в Могилевскую область. Мы выбрали второй вариант, рассудив, что в гостях хорошо, а дома лучше. Жена устроилась в Климовичскую ЦРБ. Мне доверили школу в Звенчатке. Так мы, жившие фактически на литовской границе, перебрались в белорусско-российское приграничье.

После звонка двери закрываются

Школа встречает нас тишиной: идет урок. Впрочем, и на переменке здесь не слишком шумно. Сельские дети в отличие от городских более скромные, дисциплинированные. Педагог для них — авторитет.

Хотя дисциплину директор подтянул. Чтобы отучить учеников опаздывать на уроки, стал закрывать школу на ключ.

— Больше никто не является после звонка, не прогуливает, — доволен результатом Ковалев. — Дети приучены: раз первый урок начинается в 8:30, значит, в 8:25 все должны быть на местах. Я и другую цель преследовал — чтобы не курили на переменках. Как-то заметил неподалеку от школы, а она на самом краю агрогородка, окурки. Смекнул — мои втихаря смалят. Вот и решил: пока не втянулись, надо отучить от дурной привычки.

К слову, учить порой директору приходится не только детей, но и их родителей. К примеру, не явился ребенок на занятия, пошел Ковалев узнать, в чем причина, а мама ученика отвечает: «Так я сама его не пустила. Надо было газовый баллон менять, вот и оставила на хозяйстве». Игорь Святославович объясняет: «Газовщиков и ваша соседка-пенсионерка могла подождать, а для мальчишки важнее учиться!»

Романтика глубинки

— Преимущества сельской школы в том, что мы, педагоги, воспринимаем друг друга не как коллег, а как друзей. Может, это звучит пафосно, но мы действительно — одна большая семья, — широко улыбается Ковалев. — А как иначе? Тут каждый знает, кто чем дышит, чем увлекается, из-за чего переживает. То же самое могу сказать о детях. Они отзывчивые, добрые, трудолюбивые. Участвуют во всевозможных конкурсах, проектах, занимают призовые места на районных, областных олимпиадах. Наша задача — разглядеть в них таланты и помочь развить.

Своим ученикам директор не устает повторять: не бойтесь ошибаться, на ошибках учатся. И к каждому пытается найти подход. Потому что уверен: ребенка надо сравнивать не с другими детьми, а с ним самим — каким он был месяц, полгода, год назад. Отмечать, как он вырос, сколькому научился, хвалить за успехи. Кстати, если даже в одном классе у Игоря Святославовича всего два ученика, одинаковое задание он им не дает. Объясняет:

— Один сильный, легко усваивает немецкий, потому предлагаю ему тему посложнее. А с другим буду несколько раз повторять пройденный материал — чтобы хоть что-то усвоил. Кстати сельским детям, заточенным на учебу, в чем-то даже легче, чем городским. Например, не надо перед поступлением в вуз тратиться на репетитора. В «малогабаритном» классе ребенок выкладывается по полной на каждом уроке. И ему это на пользу.

На пользу детям и то, что на свежем воздухе у них проходят не только уроки физкультуры. На пришкольном участке есть яблоневый сад, который ежегодно прирастает саженцами. Ребята вместе с наставниками выращивают и картофель, морковь, капусту. Недавно заложили мини-питомник — высадили черную смородину. Будет им и свежая ягода, и морс.

— Есть у меня мечта — завести кроликов, открыть что-то типа живого уголка, мини-контактного зоопарка, — признается Ковалев. — У моего отца когда-то эти зверьки были, так что я в теме. И завхоз наш Виктор Семикин опытный кроликовод. Кстати, воль­еры для животных сможем сами смастерить. У трудовика Сергея Дегтярева золотые руки: весь деревянный декор у школы и детсада — его работа.

В яблоневом саду всегда много работы.

О чем мечтает семиклассница

Примечательно, что на работу директор каждый день ездит из Климовичей (там его семье выделили арендное жилье — 2-комнатную квартиру). На личном транспорте. Мог бы сэкономить на бензине, добираясь школьным автобусом, который подвозит в Звенчатку детей из окрестных деревень: Великий Мох, Киселева Буда, Старые Прянички... Но не хочет:

— Автобус увозит детей из школы в 15:30, а я нередко задерживаюсь тут до 6—8 вечера. Директор — это же не только тетрадки проверить и планы составить, это еще и работа с документами, дела хозяйственные. Так что я обязан быть мобильным.

Активный Игорь Святославович к лучшему изменил уже многое: при нем появились школьный сайт, парковка на несколько автомобилей, а главное — горячая вода:

— Приобрели два бойлера, теперь и руки детям мыть комфортно, и в душ, что при спортзале, могут сходить. В прошлом году благодаря поддержке шефов — сельхозпредприятию «Приграничный» — перестелили полы в детском саду, а в школе — покрасили. Я так рассуждаю: если, к примеру, не работает санузел или сыплется штукатурка, сложно прививать детям разумное, доброе, вечное. Потому стараюсь сделать все, чтобы экосистема под названием «школа» была гармоничной.

Кстати, сюда недавно прибыли два молодых специалиста. Анна Папуш преподает химию и биологию, Елизавета Прудникова — русский язык и литературу. Она работала в Березино, но в этом году вернулась на малую родину.  Стать учителем в родном агрогородке планирует в будущем и семиклассница Соня Старовойтова.

А директор мечтает о том, чтобы маленькая школа в Звенчатке стала одной из лучших. Как минимум в Климовичском ­районе.

ДОСЛОВНО

Ирина Осмоловская, начальник отдела по образованию Климовичского райисполкома:

— Всего в районе 11 школ: 3 — в городе, 8 — в сельской местности. Каждый год они пополняются свежими кадрами. Молодым специалистам выделяем арендное жилье, закрепляем за каждым опытного наставника-помощника. И процентов 60 приезжих после обязательного срока отработки закрепляются на первом рабочем месте.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter