Формула-1. Льюис сравнивает счет

Гран-при Китая, в рамках которого в прошедшее воскресенье завершился второй этап мирового чемпионата автогонок Формула-1, фактически дал ответ на вопрос: кому под силу будет в нынешнем сезоне претендовать на победы и подиумы. Льюис Гамильтон и в квалификации, и в гонке был быстрее всех. Одержав свою 54-ю в карьере победу, он сравнялся по их числу в своей дуэли с 4-кратным немецким чемпионом Себастьяном Феттелем.


Лидер команды "Феррари" был на финише вторым. Таким образом, на подиуме оба чемпиона, по сравнению с предыдущим Гран-при Австралии, поменялись местами. И теперь у них у обоих по 43 очка. Если учесть, что их машины бесспорно являются самыми быстрыми в пелотоне, то спор за титул, скорее всего, будет вестись в этом году именно между Льюисом и Себом. Возможно, на каких-то этапах их финские напарники Райкконнен и Боттас будут периодически вмешиваться в этот спор, но пока у руководства команд к ним есть ряд вопросов, если не сказать больше - претензий. Бесспорное доминирование "Мерседес", как это было 3 предыдущих сезона, наконец-то закончилось. Теперь в борьбе за престижный Кубок конструкторов, а значит, и за премиальные по итогам года "конюшням" не обойтись без командной тактики. И значит, роль лидеров команд будет, без сомнения, отдана британскому и немецкому чемпионам. А Кими и Вальттерри будут, скорее всего, "подносчиками снарядов" у первых номеров в этом чемпионском сражении "тяжелых артиллерий".  

Гонка в Шанхае была интригующе захватывающей, полной и драматических, и радостных событий. Она "утерла нос" пессимистам, обещавшим, что в формате нового регламента измененные болиды не смогут обгонять на трассе. С другой стороны, выделила еще несколько тем, которые можно смело готовить к обсуждению на предмет внесения очередных изменений в правила гонок. И от того, насколько оперативно и эффективно в данном случае сработает новый командный штаб Формулы-1, будет зависеть ответ на вопрос: будут ли "Большие Призы" идти по пути повышения зрелищности и популярности или продолжат скольжение вниз по накатанному пласту, теряя своих почитателей.


Льюис Гамильтон

Пожалуй, впервые за время своей карьеры в Формуле-1 Льюис выглядит настолько спокойным, уравновешенным и уверенным в своих силах, как сейчас. Его психологические войны с напарниками, как это было в "МкЛарен" с Алонсо, затем в меньшей степени там же с Баттоном и потом в особо острой форме в "Мерседес" с Росбергом, похоже, остались в прошлом. Недаром же британец откровенно высказался в беседе с журналистами по поводу Боттаса, что у него ни разу за всю гоночную карьеру не было такого "уравновешенного" и не склонного к конфликтам напарника. К тому же Вальттерри вполне еще соответствует роли дебютанта команды, ведь он пришел в "Мерседес" в самый последний момент перед подачей заявочных списков. Вполне понятно, что для адаптации к машине и коллективу команды ему, в любом случае, понадобится некоторое время.

Победа, которую Льюис одержал в Шанхае, уже 5-я на счету британца в Китае. Эта завернутая по воле Германа Тильке в форме китайского иероглифа трасса явно благоволит Гамильтону. И он в свою очередь отвечает ей взаимной любовью. Недаром же даже при преимуществе болидов "Феррари" по ходу гонки по чистой скорости Льюису удалось оформить третий в его карьере "Большой шлем": поул-позишн, лидирование на протяжении всей дистанции, лучший круг и победа в гонке. 


Себастьян Феттель

Высокий квалификационный темп болидов "Мерседес" по-прежнему остается поводом для поиска "недозволенного" в конструкции немецких моторов. И хотя Себастьяну Феттелю удалось вклиниться между Гамильтоном и Боттасом по итогам субботней проверки сил, преимущество "Феррари" над машиной Вальттерри составило всего 0,001 сек. В линейном измерении это составило 5,9 см корпуса болида.

Холодные погодные условия, вызванные утренним воскресным дождем в Шанхае, вынудили почти весь пелотон стартовать на промежуточных шинах. Не сумев обойти Льюиса на стартовом участке трассы, Себастьян очень рассчитывал затем на удачную тактику по ходу гонки с учетом подсыхающего асфальта. Но здесь итальянская скудерия, скажем честно, вытянула не самый удачный билет лотереи. Ранний пит-стоп Феттеля в режиме виртуального сэйфети-кара затем был практически снивелирован появлением реальной машины безопасности. Причиной тому была авария на стартовой прямой дебютанта команды "Заубер" - Антонио Джовинацци.

В итоге немецкому чемпиону пришлось делать на 1 остановку в боксах больше, чем его конкурентам. А затем еще и довольно много потерянного времени при обгоне сначала своего напарника, а потом и Риккиардо. Все это не позволило Себастьяну навязать борьбу лидеру гонки. Но сам темп, показанный в Шанхае машиной "Феррари", воодушевил Феттеля настолько, что он был несказанно счастлив, радуясь даже второму месту на подиуме.  


Макс Ферстаппен

Голландцу не повезло в субботней квалификации. Причина - технические неполадки на его болиде, с чем, по правде сказать, Макс сталкивается не так часто, как это случалось в этой команде у Квята или того же Риккиардо. Но мокрая трасса в воскресенье лишний раз подтвердила умение Ферстаппена обгонять в сложных условиях так, как это не делает никто другой в нынешнем пелотоне. 9 соперников остались позади уже после первого круга. А затем еще и удачное появление сначала виртуальной, а затем и реальной  машины безопасности. В общем, с 16-й стартовой позиции к 5-му кругу Макс был уже на 4-м месте.

После ре-старта он без особого труда расправился сначала с Райкконненом, а затем  и с Риккиардо, подогревая настроения шанхайских болельщиков своим прорывом. Именно за Макса в конце гонки проголосовали они в рамках определения лучшего гонщика дня.

И все же преимущество "Феррари" не позволило Ферстаппену сохранить вторую позицию. Его "Ред Булл" не долго сопротивлялся слишком быстрому в этот день на трассе Феттелю. К тому же на финишном участке дистанции Ферстаппену пришлось еще активно отбиваться и от атак Даниеля Риккиардо. Болид австралийца на свежих покрышках был заметно быстрее. Макс, пытаясь отстоять подиумную позицию, на последнем круге даже применил свой излюбленный грубый прием, сместившись в последний момент на торможении на траекторию соперника и едва не спровоцировав столкновение. Даниелю пришлось резко оттормаживаться, чтобы "не испортить" общий финишный результат для команды "Ред Булл". Но это прошло незамеченным для стюардов, имеющих с начала этого сезона новые инструкции, допускающие без наказаний жесткую борьбу между гонщиками. 


Даниель Риккиардо

Отличная квалификация позволила австралийцу разместить свой "Ред Булл" на 5-м месте стартового поля вслед за машинами "Мерседес" и "Феррари". По ходу удачного старта Дэн сумел обойти Райкконнена. Более того, после объявленного на 9-м круге рестарта Риккиардо фактически шел на дистанции уже вторым. Вот только выбранный им состав шин на этот отрезок дистанции оказался не самым лучшим при данной температуре. Гонщик "Ред Булл" не мог поддерживать темп лидера, и уже через пару кругов его обошел даже напарник. Настройки на машине Макса оказались более соответствующими для этой погоды. Ферстаппен бросился вдогонку за Льюисом, а Дэну пришлось сражаться с парой пилотов "Феррари", которые, несмотря на преимущество своих моторов, все никак не могли провести успешную атаку. Как потом оказалось, истинной причиной "неловкости" болидов скудерии явилось то, что Кими "забыл" перевести дождевые настройки в режим сухой трассы.  И его мотор не выдавал необходимого крутящего момента, без чего обгон провести было практически невозможно. Лишь когда Феттель обошел своего напарника, ему удалось пройти Риккиардо, а затем еще и расправиться с Максом. Вот только утраченное "в паровозике" за австралийцем время немецкому пилоту не удалось восполнить, чтобы подобраться перед финишем на дистанцию атаки к лидеру гонки.

Кстати сказать, дуэль Дэна и Себа явилась украшением Гран-при. В длинной связке поворотов их машины несколько секунд шли бок о бок и даже коснулись колесами, вызвав бурю восторга на трибунах и в пресс-центре и шквал тревожных эмоций в боксах команд "Ред Булл" и "Феррари". Но все обошлось без аварийных последствий, лишний раз подтвердив мастерство обоих участников этой дуэли.


Кими Райкконнен

Пропустив вперед себя болид Риккиардо на старте, а затем еще и Ферстаппена после ре-старта, Кими не собирался довольствоваться ролью догоняющего. Он подобрался к "Ред Буллу" австралийца и стал его методично прессинговать. Тем более, что другого выхода у Райкконнена не было. Сзади него прямо на фонарях "висел" его напарник - Себастьян Феттель. На многочисленные жалобы своему инженеру на нехватку крутящего момента на своем "Феррари" Кими так и не получил нужного ему ответа. Остается догадываться: или командный мостик не имел права подсказать гонщику причину неполадок на его машине, или инженеры скудерии и сами не могли понять в  чем дело, но болид финского чемпиона явно был не в своей лучшей форме.

После долгих бесплодных попыток Кими обойти "Ред Булл" Себастьян Феттель обошел напарника и довольно быстро расправился с соперником, показав Райкконену пример как действительно нужно обгонять, имея более быструю, чем у конкурентов машину.

Выявленная после гонки действительная причина нехватки крутящего момента на машине Кими дала повод руководству "Ферарри" в лице Сержио Маркионе, традиционно присутствующему на Гран-при Китая, обрушиться на финского пилота с критикой в недостаточности мотивации и желания гоняться за такую легендарную команду. Будем надеяться, что "айсмен" сумеет сделать правильные выводы из этой пусть и не до конца справедливой критики. Лично я считаю, что Кими рано еще списывать со счетов, и его талант еще позволит в этом сезоне финну не только подняться на подиум, но и победить в гонке.


Вальттерри Боттас

Странное дело, в нынешнем пелотоне всего два финна. И у обоих самые быстрые машины "Ферарри" и "Мерседес". И почему-то именно у финских гонщиков были нелады с китайской трассой. Оба совершили ошибки по ходу гонки. Но если Кими просто "забыл" перевести настройки в нужный режим, то вот Вальттерри и вовсе глупо ошибся еще в начале гонки с пилотированием. Следуя в лидирующей группе за сэйфети-каром, Боттас попытался прогреть шины на своей машине, но сделал это слишком уж агрессивно. Его "Мерседес" сначала развернуло на трассе, а затем раздосадованный финн еще и проехался по траве, чуть вообще не завершив досрочно гонку.

Тут же в интернете появились критические замечания по поводу Боттаса, мол, его годичный контракт с "Мерседес" так и останется непродленным, соверши финн нечто подобное хотя бы еще раз. Откуда такая безжалостность у журналистов? Все время удивляюсь, как категоричны бывают мои коллеги по отношению к одним гонщикам, вообще не давая им права на ошибку. И как чрезмерно лояльны они бывают к другим, прощая им по нескольку раз многое из того, что для других вообще считалось бы недопустимым. Вечные двойные стандарты, короткая память, субъективизм в оценках -  все это настолько прижилось в пресс-центре Формулы-1, что зачастую, пытаясь провести объективный анализ происходящего, ты вынужден чувствовать себя эдакой белой вороной.


Карлос Сайнс

Проиграв квалификационную дуэль своему российскому напарнику, Карлос Сайнс на старте шанхайской гонки решился рискнуть и стартовать на "сликах". Как оказалось, он был единственным, кто пошел на этот риск, увидев по ходу установочного круга, что большая часть трассы уже подсохла.

Пропустив вперед себя на старте весь пелотон из-за буксующих колес болида "Торо Россо" и едва удержав машину на трассе, испанец тем не менее к середине круга уже настиг своих "обидчиков". А дальнейшие события и вовсе показали, что Карлос оказался прав, избрав такую странную тактику, удивившую даже руководство команды. Благодаря этому смелому решению испанец не поехал на первый пит-стоп, чтобы освободиться от промежуточных шин. И это дало ему преимущество, позволившее ему в конечном итоге финишировать 7-м, следом за болидами команд лидирующей тройки.


И другие, в том числе Фернандо Алонсо...

Стартовая 13-я позиция испанского чемпиона была, по его оценкам, выше того, что позволяет сегодня болид "МкЛарен-Хонда". Но зная, что Фернандо не зря носит титул одного из самых талантливых гонщиков современности, мы допускали, что на старте Алонсо с лихвой отвоюет еще несколько мест. Так оно и вышло. На втором круге испанец был уже 8-м. Его красивое пилотирование, противостояние более быстрым машинам на трассе по ходу гонки вызывало искреннее уважение. И даже сами его переговоры с командным мостиком заслуживают многократного цитирования. Как скажем вот этот диалог: "Фернандо, Карлос Сайнс идет быстрее всех по трассе". - "Зато я самый быстрый в поворотах", - отпарировал Алонсо.

Надо сказать, что, несмотря на провальное отставание мотористов "Хонда" от своих соперников, испанец демонстрирует филигранное мастерство, позволяющее ему явно выделяться из толпы "середнячков" пелотона. Недаром же пошла молва о том, что таким образом Фернандо уже начал свою "предвыборную кампанию" на следующий сезон. Предполагаемые вакансии в "Феррари" (если Кими уйдет на "пенсию") и "Мерседес" (если Вальттерри не справится с прессингом и сильно уступит Льюису по итогам года) вполне могут заинтересовать Алонсо. Так что нам предстоит еще стать свидетелями интересных событий на трассе в гонках и кулуарных психологических войн в этом году.


Даниил Квят...

Российский гонщик Даниил Квят удачно квалифицировался на достаточно высоком для себя 9-м месте. Стартовав на промежуточных шинах, он даже смог прорваться на 6-ю позицию. Однако затем, перейдя на подсыхающей трассе на "слики", Даня не смог поддерживать высокий темп преследовавших его соперников. Более того, на его "Торо Россо" сначала отказала гидравлика, а за ней и коробка передач. В конечном итоге россиянин по этим причинам сошел с дистанции уже на 18-м круге. Обидно, но пока в дуэли с Карлосом Сайнсом российский пилот сильно проигрывает.


Лэнс Стролл...

Квалифицировавшись 10-м на Гран-при Китая, канадский дебютант весьма удивил не только пессимистично настроенную в его адрес прессу, но и руководство команды "Уильямс", связывающую свое будущее с финансовой поддержкой богатенького родителя Лэнса Стролла. И пусть он опять проиграл квалификационную дуэль своему более опытному напарнику, все ждали начала гонки, чтобы посмотреть Лэнса в деле во время непосредственно гоночных событий. Увы, сюрприза не получилось. На первом же круге мексиканец Серхио Перес, которого стремительно обошли сначала Квят, потом Ферстаппен и даже канадский дебютант, решил отыграться. И при попытке обгона Стролла гонщик "Форсе Индия" передним правым колесом своей машины поддел заднюю ось болида "Ульямс" канадца.

Удар получился настолько сильным, что Стролл вылетел в гравий, откуда уже выбраться не смог. А лояльно настроенные стюарды решили, что канадский дебютант слишком мало оставил места преследовавшему его опытному мексиканцу. В результате вердикт: инцидент имеет характер гоночного, то есть оставлен без последующих наказаний.  

Позволю себе с этим конкретно не согласиться. В прошлом сезоне за подобное не только наказывали, но и подвергали жесткой критике. Можно привести уйму примеров. Правда, почему-то если виновником оказывался более опытный пилот, все это признавалось чисто гоночным инцидентом. Если в этом сезоне в связи с новыми допусками по поводу разрешения жесткой борьбы на трассе продолжится эта лояльная тенденция, то пусть она будет справедливой по отношению ко всем, не внимая рангам. Иначе мы опять скатимся в ненужные дискуссии "кто прав, кто виноват", а автоспорт от этого снова ничего не приобретет.


...и Антонио Джовинацци

Если бы нужно было придумать способ стремительного попадания в Формулу-1, то случай с Антонио Джовинацци мог стать примером. Травма пилота "Заубер" Паскаля Верляйна, полученная им в ходе гонки чемпионов, вынудила руководство швейцарской команды срочно найти замену своему гонщику. И за руль болида посадили Антонио Джовинацци, который числился резервным пилотом "Феррари" на этот сезон. Прошлогодний дебютант GP-2, успешно финишировавший вторым в общем зачете этого молодежного чемпионата, как нельзя кстати оказался под рукой, учитывая, что "Заубер" традиционно использует итальянские моторы на своих болидах.

Но вот если бы нужно было придумать, как испортить начинающуюся карьеру в Формуле-1, то хватило бы событий Гран-при Китая. Сначала в квалификации итальянский дебютант разбил вдребезги свой болид, вынудивший механиков всю ночь строить заново ему машину на запасном шасси. А потом и в самой гонке, сменив после первого круга промежуточные шины на "слики", Антонио опять же в начале стартовой прямой не удержал болид, что называется, на ровном месте. "Поскользнувшись" на мокром и свежем асфальте, неопытный дебютант еще раз уничтожил многомиллионный труд швейцарских инженеров и механиков.


Если в Бахрейне Джовинацци получит третью попытку показать свой талант за рулем болида Формулы-1, то это будет невероятный прессинг на юного итальянца. Если же Паскаль Верляйн, как обещают, после сломанного позвонка все же вернется на предстоящем Гран-при в строй, то карьера итальянского дебютанта "Заубер" может покатиться под откос. В памяти руководства команд и журналистов останется лишь этот Гран-при Китая, по которому и будут судить о таланте гонщика.

Итак, подождем чуть-чуть, чтобы не делать предварительных выводов. Следующий Гран-при состоится уже на этой неделе в Бахрейне, куда команды со всей своей логистикой вчера отправились самолетами прямо из Шанхая.

                                                                                                                                                                          Фото Reuters
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter