Формула-1. Быть или не быть? Накануне сезона
08.03.2020 16:00:00
Владимир ВАСИЛЬЕВ
Независимо от того, какими в нашем рейтинге прогнозов оказались те или другие команды, предстартовое волнение и приподнятое настроение неизбежно охватывает всех участников будущих событий чемпионата Формула-1. Это как перед посадкой в самолет, отправляясь в долгое путешествие. Тщательно собираешь ручную кладь, чтобы ничего не забыть, что понадобится на время полета. А затем в ожидании непосредственно взлета, после которого тело войдет в ритм движения самолета, и вы полетите к новым впечатлениям, испытываешь этот знакомый «привкус адреналина». И лишь одно переживание: а вдруг рейс отменят, а ты уже сидишь в кресле авиалайнера?
Хотя австралийские власти смело заявили, что они не будут отменять или переносить дату проведения Гран-при, полной уверенности в том, что все команды смогут приехать на старт чемпионата Формулы-1, все же нет ни у кого. Слишком уж «разбушевался» коронавирус, отправившись в свое опасное плавание из Китая в Европу и по всему миру, унося жизни десятков и сотен людей, еще не подозревавших вчера о его существовании.
В Италии по данным на 8 марта от этого вирусного заболевания уже умерло 233 человека, число заразившихся достигло 5883. Выделено 12 регионов, где власти ввели жесткий карантин, чтобы локализовать заболевание. В число этих мест попали Модена, где расположена штаб-квартира команды «Феррари», и Милан, в окрестностях которого базируются шинники «Пирелли».
Вероятность того, что итальянский персонал этих коллективов не сможет приехать в полном составе на гонку, очень высока. И это может поставить под угрозу проведения самого австралийского Гран-при. Ведь отсутствие на этапе какой-либо из команд по независящим от нее причинам может служить основанием либо для отмены гонки, либо для того, чтобы не учитывать ее результаты в итоговом протоколе. И ладно, если бы речь шла о ком-нибудь из аутсайдеров, для которых и пару очков в сезон – это уже результат. В данном случае мы говорим об основном претенденте на чемпионский титул, ведь итальянская скудерия предыдущие 3 сезона исправно зарабатывала вице-чемпионские титулы, будучи главным конкурентом для команды «Мерседес».
Буквально сегодня утром было сообщено, что Гран-при Бахрейна, следующий через неделю за австралийским этапом, состоится, но будет проходить при пустых трибунах. Организаторы сначала приостановили продажу билетов, а затем и вовсе решили запретить зрителям приходить на автодром, выплатив компенсацию за уже проданные билеты. Представляю, как поредеют ряды и журналистской братии, вынужденной вести репортажи с места событий о таком странном Гран-при без зрителей. Хотя отсутствие маркетинговых мероприятий в плане общения со спонсорами и VIP-персонами паддок-клуба значительно расширит возможности для прессы пообщаться с гонщиками, у которых в одночасье освободится много места в их перегруженных обычно графиках встреч. Интересно, а если зрителей не будет на трибунах и в фешенебельных ложах паддок-клуба, будут ли в самом паддоке в Бахрейне приглашенные VIP и гости? Аргумент в пользу их повышенного иммунитета к вирусным заболеваниям никак не пройдет. А значит есть вероятность, что и сам паддок будет исключительно профессиональным – гонщики и журналисты. Хотя в этом случае и представителям прессы могут отказать в праве присутствовать на трассе, ведь в пресс-центре собирается обычно на Гран-при не менее 300 журналистов и фотографов, что также может приравниваться к «мероприятиям с большим скоплением людей».
В общем, ситуация по-своему уникальная. Такого в истории Формулы-1 еще не было. Да, помнится, в 2011 году Бахрейну пришлось отменять свой Гран-при из-за политической нестабильности и массовых волнений в этой маленькой стране. Но уже в следующем году этап вернулся на автодром Сахир, хотя и был определенный риск потерять контракт с руководством Формулы-1 на проведение Гран-при.
Сегодняшние известия из Бахрейна могут спровоцировать цепную реакцию. И, к сожалению, для этого имеются все предпосылки. Уже до этого был отменен Гран-при Шанхае. Вьетнам, намеченный на 5 апреля, ближе других находится к главному очагу коронавируса – Китаю. Местные власти будут до последнего сражаться за право не отменять этап, поскольку он будет впервые проходить в этой стране, и в него уже вложены огромные инвестиции. Но против статистики не пойдешь. И если ситуацию в Юго-Восточной Азии не смогут взять под жесткий контроль, возвращать инвестиции в строительство нового автодрома в Ханое будет не из чего. Пустые трибуны Бахрейна – это несравнимо меньший ущерб для местных толстосумов, чем стоимость возвращенных билетов, если это случится, для бедного Вьетнама.
Если кому-то может показаться, что на этом цепная реакция обязательно закончится, то это не факт. Вспышка вирусного заболевания «made in China» уже зафиксирована и в Голландии. Идущая следом за ней в календаре Испания также бьет в колокола, извещая о резко растущем уровне обнаруженных жертв коронавируса. Разве что Монако пока преспокойно пребывает в своей отгороженности от всего мира высокими горами и не менее высокими ценами и уровнем жизни. Но в защиту своего узкого мирка богатых мира сего Монте-Карло тоже может объявить себе карантин на приезд зрителей. Правда, уникальность этого райского местечка с лазурными берегами еще и в том, что даже при пустых трибунах у Гран-при Монако будет по меньшей мере несколько тысяч благодарных зрителей, наблюдающих за гонкой прямо с балконов, окон и террас своих квартир и домов.
Но, наверное, пора остановить разгулявшуюся фантазию скептика и взглянуть на эту ситуацию с другой стороны. СПИД, птичий грипп, вирус Зика, коровье бешенство, геморрагическая лихорадка Эбола и прочие вполне конкретные темы, периодически встряхивающие от «мирного сна» население нашей планеты, фактически проверяют на прочность не только систему всемирного здравоохранения. Это еще и проверка на устойчивость человеческого организма и сложившихся социальных устоев. В периоды очередной вспышки какого-то заболевания, от которого на данный момент нет надежной защиты, начинаешь понимать, насколько уязвим этот мир, насколько хрупкой, оказывается, может быть жизнь человека.
Если стать на мгновение бессердечным циником и сравнить число смертельных случаев от коронавируса, скажем, с числом смертельных ДТП на дорогах любой даже из числа цивилизованных европейских стран за этот же период, то новое заболевание не окажется таким уж и страшным уничтожителем человеческой расы. Однако от неумолимой статистики, показывающей, что каждого 11-го из заболевших коронавирусом врачи не смогли спасти, становится не по себе. И серьезно уже задумываешься о фатальности своего бытия. И думаешь, а стоит ли испытывать свою судьбу, отправляясь по уже сложившейся традиции на очередной этап Формулы-1, даже не будучи уверенным, а состоится ли он? И будут ли в твоем окружении на время этого путешествия и командировки люди, способные даже нечаянно с тобой поделиться уже полученным ими вирусом?