Всебелорусское народное собрание получит конституционный статус и новые полномочия
29.05.2021 00:43:00
Эта тема обсуждалась вчера на очередном заседании Конституционной комиссии в Минске. Первое Всебелорусское народное собрание было созвано в октябре 1996 года. За прошедшее время в стране сложилась национально‑правовая традиция обсуждать на таких форумах важнейшие вопросы развития страны. И сегодня назрела объективная необходимость придать этому органу народного представительства конституционный статус. О предложениях комиссии по этому поводу рассказал ее руководитель и Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
Итак, первое и главное из предложений — придать ВНС конституционный статус высшего представительного органа народовластия Беларуси. В его составе все депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, представители местных органов самоуправления из всех регионов страны, политических партий и общественных объединений — всего 2500 человек. Предложено также прописать в Конституции, что постоянно действующим органом ВНС является Президиум, а его председатель избирается членами Собрания.
— Всебелорусское народное собрание созывается Президиумом не реже одного раза в пять лет. По инициативе Президента или Национального собрания, а также не менее 150 тысяч граждан может быть созвано внеочередное Всебелорусское народное собрание. Решения ВНС обязательны для исполнения всеми госорганами, организациями и гражданами, — подчеркнул Петр Миклашевич.
Он также рассказал о полномочиях Собрания, которые предлагается закрепить в Основном Законе. Оно определяет стратегию развития общества и государства, включая важнейшие направления внутренней и внешней политики, утверждает программу социально‑экономического развития, определяет меры, направленные на обеспечение гражданского согласия, социально‑политической стабильности в обществе.
При необходимости ВНС сможет заслушивать отчеты Президента, Премьер‑министра и иных руководителей органов государственной власти.
— Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия и государства следует наделить правом рассмотрения вопроса о легитимности выборов Президента и тем самым выступить гарантом объективной оценки волеизъявления народа, — считает Петр Миклашевич.
Еще одно предложение касается предоставления ВНС права вынесения решения об импичменте Президенту в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Глава государства считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава ВНС, уточнил председатель комиссии.
По мнению политолога, члена Конституционной комиссии Юрия Воскресенского, необходимость закрепления конституционного статуса ВНС связана с тем, что государство и общество перешли на новый этап развития, когда граждане хотят большего участия в принятии решений:
— Следует укрепить финансово‑экономическую базу местного самоуправления. Необходимо четко и определенно установить источники финансирования местного самоуправления. Нуждается в ясных критериях право собственности органов местного самоуправления на объекты, расположенные на подведомственных территориях, а также на иное коммунальное имущество. Одновременно надо развивать механизмы более широкого участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
КСТАТИ
Парламент приступил к подготовке законопроекта «Об изменении Конституции Республики Беларусь»
Этим займется специальная комиссия, созданная в Палате представителей. В ее состав вошли люди с большим опытом. Законопроект должен быть готов к 4 июня и принят в первом чтении уже на этой сессии. Второе чтение состоится не ранее чем через три месяца. Изменения предусматривают возможность проведения выборов в местные Советы депутатов 29‑го созыва одновременно с выборами в Палату представителей 8‑го созыва.
konon@sb.by
deu@sb.by
Итак, первое и главное из предложений — придать ВНС конституционный статус высшего представительного органа народовластия Беларуси. В его составе все депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, представители местных органов самоуправления из всех регионов страны, политических партий и общественных объединений — всего 2500 человек. Предложено также прописать в Конституции, что постоянно действующим органом ВНС является Президиум, а его председатель избирается членами Собрания.
— Всебелорусское народное собрание созывается Президиумом не реже одного раза в пять лет. По инициативе Президента или Национального собрания, а также не менее 150 тысяч граждан может быть созвано внеочередное Всебелорусское народное собрание. Решения ВНС обязательны для исполнения всеми госорганами, организациями и гражданами, — подчеркнул Петр Миклашевич.
Он также рассказал о полномочиях Собрания, которые предлагается закрепить в Основном Законе. Оно определяет стратегию развития общества и государства, включая важнейшие направления внутренней и внешней политики, утверждает программу социально‑экономического развития, определяет меры, направленные на обеспечение гражданского согласия, социально‑политической стабильности в обществе.
При необходимости ВНС сможет заслушивать отчеты Президента, Премьер‑министра и иных руководителей органов государственной власти.
— Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия и государства следует наделить правом рассмотрения вопроса о легитимности выборов Президента и тем самым выступить гарантом объективной оценки волеизъявления народа, — считает Петр Миклашевич.
Еще одно предложение касается предоставления ВНС права вынесения решения об импичменте Президенту в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Глава государства считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава ВНС, уточнил председатель комиссии.
По мнению политолога, члена Конституционной комиссии Юрия Воскресенского, необходимость закрепления конституционного статуса ВНС связана с тем, что государство и общество перешли на новый этап развития, когда граждане хотят большего участия в принятии решений:
— Таким образом, мы, с одной стороны, берем лучший исторический опыт развития форм прямой демократии. С другой стороны, отвечаем на вызовы времени. Закрепление конституционного статуса ВНС — это уникальный механизм, фактически тот классический императивный мандат, который закрепляет право и возможность граждан напрямую влиять на принятие решений всеми госорганами в случае, если они отклонятся от политики, закрепленной в решениях ВНС.На заседании комиссии рассмотрены также конституционные положения о системе местного управления и самоуправления. Надо сказать, что какой‑то единой концепции, которую можно было бы признать в качестве мирового стандарта, в этом плане не выработано. Каждая страна в различные периоды своей истории решает эти вопросы по‑своему, с учетом политических условий и национальных традиций. В действующей Конституции местное управление и самоуправление регулируется достаточно полно. Вместе с тем назрели и некоторые изменения. Петр Миклашевич уточнил:
— Следует укрепить финансово‑экономическую базу местного самоуправления. Необходимо четко и определенно установить источники финансирования местного самоуправления. Нуждается в ясных критериях право собственности органов местного самоуправления на объекты, расположенные на подведомственных территориях, а также на иное коммунальное имущество. Одновременно надо развивать механизмы более широкого участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
КСТАТИ
Парламент приступил к подготовке законопроекта «Об изменении Конституции Республики Беларусь»
Этим займется специальная комиссия, созданная в Палате представителей. В ее состав вошли люди с большим опытом. Законопроект должен быть готов к 4 июня и принят в первом чтении уже на этой сессии. Второе чтение состоится не ранее чем через три месяца. Изменения предусматривают возможность проведения выборов в местные Советы депутатов 29‑го созыва одновременно с выборами в Палату представителей 8‑го созыва.
konon@sb.by
deu@sb.by