Философия звезд и кладбищ
15.10.2010
Издательство АСТ, Москва, 2009
Те, кто знает Станислава Лема только по его фантастическим произведениям вроде приключений бравого астронавта Ийона Тихого, могут разочароваться. Поскольку обнаружат, что Лем — профессиональный философ и серьезный ученый и рассуждает соответственно. Причем не только обладает собственными взглядами на литературу, но и готов жестко отстаивать их. Тем более во взглядах он разбегается со многими... Например, в оценке постмодернизма и Владимира Набокова, футурологии и творчества молодых... Лем — один из тех, кто попытался осмыслить перемены, которые произошли в литературе постсоветского периода. Еще во времена Советского Союза он бил тревогу по поводу того, что из–за цензуры лучшая часть национальной литературы переходит в режим «расширенного ящика письменного стола», — когда ее знают не более тысячи «избранных». Когда эпика, исторический роман, психологически сложные и социально значимые произведения вытесняются на маргиналии масслитом, пустыми агитками или безвредным авангардом. После падения «железного занавеса» проблемы остались... И они актуальны не только для Польши. Лем говорит о том, что в книжных магазинах лежат тонны бумаги с напечатанной халтурой, и потому «обычные, прилично написанные книги становятся неслыханной удачей, а поиск национальных классиков становится несбыточной мечтой». Писатель препарирует Набокова, Достоевского и Джойса, анализирует жанр научной фантастики, на долгие годы давший ему самому возможность творить более–менее свободно, и перспективы современной науки. Для читателя подготовленного эта книга может стать интеллектуальным праздником.
Наум Сандомирский. Грустный клоун
Живет в Глуске литератор. Пишет о мире и о своем родном городе. Пишет с грустным юмором и провинциальной тоской. Он, возможно, не Юз Алешковский и не Эфраим Севела, но и над прозой Наума Сандомирского можно провести приятные читательские часы... К тому же сегодня не так часто писатели наши сочувственно и любовно вглядываются в реальные лица земляков, видя в них не чудовищ и не жертв сей жизни, а просто людей и одновременно соль бытия. Книга начинается с прогулки по бывшему еврейскому кладбищу местечка. С речи об «уходящей натуре». И о том, что солнце весело играет на могильных плитах. И постепенно понимаешь, что вся книга — ностальгическая прогулка меж могил, парад воспоминаний. Перед нами пройдут простые люди местечка, каждый со своей неповторимой историей. Сапожники, портные, стекольщики, бухгалтеры, столяры, учителя, городские сумасшедшие... Местечковые анекдоты и трагедии, достойные Шекспира, перемешаны в каждом человеческом бытии. Местечко, возрожденное из прогулок по скромному кладбищу, живет на страницах книги. А в нем отраженно живет весь мир.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга». Минск, пр–т Независимости, 72.