Театр имени Якуба Коласа приглашает на премьерные показы комедии «Шлюб па-італьянску»
09.01.2021 16:28:00
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Невероятные приключения итальянцев в Витебске
Именно этим спектаклем театр открыл свой 95-й сезон. Он же стал бенефисом заслуженных артистов Беларуси Галины Букатиной и Георгия Лойко, исполнивших в премьере главные роли — Филумены и Доменико — и отметивших в прошедшем году юбилеи. Жанр мелодраматической истории режиссер Юрий Пахомов определил как «драматическая комедия на 2 действия».
Чем еще в пандемию привлечь зрителя в театральный зал, как не историей вечной, всепрощающей и всепобеждающей любви? «Филумена Мартурано» — известный театральный хит. Зрители старшего поколения помнят и прекрасный фильм Витторио де Сики 1964 года с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях.
Пахомов поставил лаконичный и изящный спектакль, двухактный, но не затянутый, пронзительный, не слезливый. Чувственный рассказ о любви и долге, преданности и самопожертвовании. О любви, которую проносят сквозь годы и которая выдержит любые испытания, потому что в какой-то момент она сама начинает бороться за себя. Спектакль держится на органике витебских актеров, их внутреннем аристократизме. Большие и опытные мастера сцены Букатина и Лойко лишь несколькими штрихами намечают характер, обрисовывают судьбу, а у зрителя уже перехватывает дыхание. Он предвкушает минуты подлинного признания, и они действительно наступят. Спектакль хорошо держит заданный ритм, даже в сентиментальные мгновения, и от него остается приятное послевкусие, как от дорогого вина.
Витебские актеры хорошо чувствуют итальянскую стилистику, саму сложную природу такого жанра, как драматическая комедия, и раскрываются каждый по-своему и в полной мере. Видно, что Юрий Пахомов, поставивший на коласовской сцене несколько спектаклей, хорошо чувствует труппу, понимает ее. Каждому актеру его роль впору. При каждом появлении заслуженной артистки Беларуси Тамары Скворцовой в роли добросердечной Розалии Солимене кажется, что по залу прокатывается волна тепла и сердечности. Тамара Владимировна здесь отнюдь не «комическая старуха», она выше и серьезнее этого амплуа. Ее Розалия — один из эмоциональных центров этой истории. Порадовал напором жизнелюбия и оптимизма и Юрия Цвирко в образе Альфредо Аморезо. Не уступают старшим коллегам и молодые харизматичные коласовцы Артем Блохин (Микеле), Владислав Журавлев (Рикардо), Тимур Жусупов (Умберто), Дарья Французова (Лючия), Евгений Береснев (Ночелла), Виктория Шамардина (Диана).
Созданию европейской атмосферы спектакля способствует тонкая и, как всегда, небанальная работа художника-постановщика Валентины Правдиной, одного из самых талантливых художников своего поколения. Недавно, например, она придумала костюмы для премьерного мюзикла Карена Кавалеряна и Аркадия Укупника «Ромео vs. Джульетта. XX лет спустя» в Музыкальном театре. В коласовском театре Правдина уже работала над спектаклями «Краковский студент», «Очень простая история», «Я жду настоящего мужчину...», «Легенда о любви», «На что жалуемся?», «Кошки-мышки». Ее сценография и костюмы в нынешней премьере отвечают и духу литературного первоисточника, и современности.
Премьера «Шлюб па-італьянску» — очень жизнеутверждающая история. Хотя время для театров сейчас непростое. Залы не заполнены полностью. А играть при полупустом зале — удовольствие сомнительное. Тем не менее актеры в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве и других городах не падают духом, находят в себе силы выходить к зрителю, продолжают верить в себя и профессию. В витебском спектакле есть то легкое дыхание, за которое мы любим настоящий театр, есть ощущение полета наподобие шагаловского полета влюбленных над Витебском. В умелых руках Юрия Пахомова талантливые витебские актеры взмыли над суетой, мелкими страстями и повседневными проблемами. В общем, этот «Брак…», если и произошел, то отнюдь не по расчету, а по любви.
КСТАТИ
Актриса Галина Букатина уже играла в спектакле «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо де Филиппо в конце 1980-х в постановке Бориса Эрина. В том спектакле Галина Николаевна создала образ сердцеедки Дианы, молодой соперницы главной героини.
СПРАВКА «НГ»
Эдуардо де Филиппо написал комедию «Филумена Мартурано» в 1946 году. Постановка имела такой успех, что актеры были приглашены Папой Римским Пием XII на частную аудиенцию. Пьеса и сейчас ставится во всем мире и несколько раз была экранизирована.
В Национальном академическом драматическом театре имени Я. Коласа прошли премьерные показы комедии «Шлюб па-італьянску» по знаменитой пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Постановку осуществил известный российский режиссер заслуженный деятель искусств России Юрий Пахомов, которого с витебским коллективом связывают давние творческие и человеческие связи. В октябре прошлого года Пахомов назначен главным режиссером Брянского театра юного зрителя, но, как видим, к витебской сцене не остыл, а напротив, работает на ней с итальянским темпераментом.
Чем еще в пандемию привлечь зрителя в театральный зал, как не историей вечной, всепрощающей и всепобеждающей любви? «Филумена Мартурано» — известный театральный хит. Зрители старшего поколения помнят и прекрасный фильм Витторио де Сики 1964 года с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях.
Пахомов поставил лаконичный и изящный спектакль, двухактный, но не затянутый, пронзительный, не слезливый. Чувственный рассказ о любви и долге, преданности и самопожертвовании. О любви, которую проносят сквозь годы и которая выдержит любые испытания, потому что в какой-то момент она сама начинает бороться за себя. Спектакль держится на органике витебских актеров, их внутреннем аристократизме. Большие и опытные мастера сцены Букатина и Лойко лишь несколькими штрихами намечают характер, обрисовывают судьбу, а у зрителя уже перехватывает дыхание. Он предвкушает минуты подлинного признания, и они действительно наступят. Спектакль хорошо держит заданный ритм, даже в сентиментальные мгновения, и от него остается приятное послевкусие, как от дорогого вина.
Витебские актеры хорошо чувствуют итальянскую стилистику, саму сложную природу такого жанра, как драматическая комедия, и раскрываются каждый по-своему и в полной мере. Видно, что Юрий Пахомов, поставивший на коласовской сцене несколько спектаклей, хорошо чувствует труппу, понимает ее. Каждому актеру его роль впору. При каждом появлении заслуженной артистки Беларуси Тамары Скворцовой в роли добросердечной Розалии Солимене кажется, что по залу прокатывается волна тепла и сердечности. Тамара Владимировна здесь отнюдь не «комическая старуха», она выше и серьезнее этого амплуа. Ее Розалия — один из эмоциональных центров этой истории. Порадовал напором жизнелюбия и оптимизма и Юрия Цвирко в образе Альфредо Аморезо. Не уступают старшим коллегам и молодые харизматичные коласовцы Артем Блохин (Микеле), Владислав Журавлев (Рикардо), Тимур Жусупов (Умберто), Дарья Французова (Лючия), Евгений Береснев (Ночелла), Виктория Шамардина (Диана).
Витебским актерам удалось передать страстный итальянский темперамент, не впадая в комикование и экзальтацию. Георгий Лойко воплощает подлинного аристократа духа, как и Букатина — воплощение стойкой и неувядающей женственности, способной противостоять любым ударам судьбы.
Заслуженный артист Беларуси Георгий Лойко, помимо театра, активно снимается в кино. Так, в фильме Владимира Янковского «Купала» он сыграл Якуба Коласа, а в картине народного артиста СССР Александра Митты «Шагал — Малевич» — чекиста. «Завидую сам себе, что удалось поработать с таким профессиональным режиссером и популярными артистами», — признавался он в одном из интервью
Созданию европейской атмосферы спектакля способствует тонкая и, как всегда, небанальная работа художника-постановщика Валентины Правдиной, одного из самых талантливых художников своего поколения. Недавно, например, она придумала костюмы для премьерного мюзикла Карена Кавалеряна и Аркадия Укупника «Ромео vs. Джульетта. XX лет спустя» в Музыкальном театре. В коласовском театре Правдина уже работала над спектаклями «Краковский студент», «Очень простая история», «Я жду настоящего мужчину...», «Легенда о любви», «На что жалуемся?», «Кошки-мышки». Ее сценография и костюмы в нынешней премьере отвечают и духу литературного первоисточника, и современности.
Премьера «Шлюб па-італьянску» — очень жизнеутверждающая история. Хотя время для театров сейчас непростое. Залы не заполнены полностью. А играть при полупустом зале — удовольствие сомнительное. Тем не менее актеры в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве и других городах не падают духом, находят в себе силы выходить к зрителю, продолжают верить в себя и профессию. В витебском спектакле есть то легкое дыхание, за которое мы любим настоящий театр, есть ощущение полета наподобие шагаловского полета влюбленных над Витебском. В умелых руках Юрия Пахомова талантливые витебские актеры взмыли над суетой, мелкими страстями и повседневными проблемами. В общем, этот «Брак…», если и произошел, то отнюдь не по расчету, а по любви.
КСТАТИ
Актриса Галина Букатина уже играла в спектакле «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо де Филиппо в конце 1980-х в постановке Бориса Эрина. В том спектакле Галина Николаевна создала образ сердцеедки Дианы, молодой соперницы главной героини.
СПРАВКА «НГ»
Эдуардо де Филиппо написал комедию «Филумена Мартурано» в 1946 году. Постановка имела такой успех, что актеры были приглашены Папой Римским Пием XII на частную аудиенцию. Пьеса и сейчас ставится во всем мире и несколько раз была экранизирована.
Фото БЕЛТА