Чуждые ценности
Внимание к школе можно только приветствовать. Долгие годы над белорусской школой активно «работала» наша оппозиция, уделявшая «правильному» обучению подрастающего поколения пристальное внимание. Именно поэтому в школьной программе, например, было с избытком гордых «лiцьвінаў» и Калиновского, но всего лишь пару страниц о Великой Отечественной войне…Затем вчерашний школьник поступал в вуз, который после присоединения Беларуси к Болонскому процессу работал над «повышением центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой высшие учебные заведения рассматриваются как носители европейского сознания». Если добавить сюда наличие в вузе некоторого количества оппозиционно настроенных преподавателей, которые активно прививали студентам «европейские ценности», то частенько на выходе мы получали уже законченного змагара, откровенно ненавидящего Беларусь.
И ведь министр образования не случайно сделал акцент именно на языковой программе. Десятилетия безоблачного существования в Беларуси националистической оппозиции привели к откровенной «приватизации» ею белорусского языка.
Навязывая Беларуси европейские «ценности» и упорно толкая ее по «европейскому пути развития», оппозиция между тем не выпускала из поля зрения и наше родное, национальное, превращая его в символ национализма и борьбы против своей Родины.Ведь в той же Европе в большом тренде сохранение и спасение всего аутентичного, национального. Поэтому и наши змагары изображали из себя больших радетелей за белорусскую культуру, особенно за белорусский язык.
Непатриотичное предложение
А ведь все эти вечорки-бахаревичи-лободенки плевать хотели на белорусский, русский и любой другой язык. За что им платят, то они и любят. Как только на горизонте маячат финансово более интересные темы, белорусский язык напрочь перестает их волновать.Но, как оказалось, то, над чем кропотливо работали змагары, изображая из себя единственных спасителей и носителей «нашай рóднай мовы», живет и дает свои плоды. Некоторые белорусы перестали видеть разницу между национальным и националистическим и спокойно ставят между этими понятиями знак равенства. Неожиданно такую точку зрения начали высказывать даже «патриоты».
Например, патриотически настроенный блогер внезапно озаботился вопросами «школьный реформы» и предложил сделать изучение белорусского языка… факультативным. Предварительно в младшей школе ознакомив детей с тем, что есть в Беларуси, помимо русского, еще и белорусский язык, потом разрешить его фактически не учить.Дети же, конечно, ринутся на факультатив по белорусскому языку, а не домой к гаджетам. И вообще, школьникам лучше отдохнуть, а белорусский язык — это лишняя нагрузка как на детей, так и, оказывается, на госбюджет, считает блогер…
И это предложение «космического масштаба и космической же глупости», к сожалению, было активно поддержано такими же «патриотами». Некоторое их число не видит ничего страшного в том, что нам в Беларуси предлагают низвести изучение государственного языка на уровень факультатива. Языка, который, собственно, и делает нас белорусами, языка нашей национальной идентичности, культуры наших предков. При этом представляется все это «адекватным ответом националистическим идеологиям». Белорусский язык нужен исключительно националистам и тем, кому он просто нравится, — это тоже из предложений по школьной реформе от «патриотичного» блогера…
Откуда вообще у патриотов такие идеи? Ведь патриот — это человек, по определению любящий свою Родину и ставящий ее интересы выше собственных. Патриоты, предлагающие практически уничтожить один из государственных языков… Где в этом предложении любовь к Родине?В этой ситуации остается только порадоваться тому, что образование в Беларуси сейчас все-таки в надежных руках. Министр образования озабочен не болонскими процессами и заигрыванием с оппозицией, а воспитанием гармонично развитой молодежи, понимающей, что в Беларуси знак равенства между национальным и националистическим не будет стоять никогда.
Рисунок Олега КАРПОВИЧА