Ежегодная выставка «Художник и город» в этом году открылась в виртуальной реальности
14.05.2020 17:41:23
Ирина ОВСЕПЬЯН
Выставочный проект «Художник и город» открылся на сей раз в онлайн-реальности. На реальную площадь Якуба Коласа работы белорусских авторов переберутся, как только позволит эпидемиологическая ситуация, а пока можно совершить виртуальную экскурсию.
Выставка «Художник и город» проходит уже в девятый раз, проект реализуется Мемориальным музеем-мастерской Заира Азгура при поддержке Минского городского исполнительного комитета, в этом году партнером стал также Витебский центр современного искусства. Неудивительно, ведь проект-2020 посвящен 100-летнему юбилею творческого объединения УНОВИС, созданного в Витебске отцом супрематизма Казимиром Малевичем.
— Идея организации выставки, посвященной 100-летию УНОВИСа, событие для музея-мастерской Заира Азгура, — отметила директор музея Оксана Богданова. — Да, Заир Азгур не принадлежал к блоку левого радикального авангардного искусства. Да, для Азгура фигуративная скульптурная форма, в отличие от Казимира Малевича, певца беспредметности, являлась определяющей. Да, Азгур запечатлевал, а Малевич, напротив, развеществлял мир. Да, высшая любовь Азгура — реалистические изображения, а Малевича — геометрические абстракции, в которых цвет являлся доминантным и независимым. Но Заир Азгур родился в Витебской губернии, творческая биография скульптора связана с феноменом витебской художественной школы. В 1921—1922 годах он обучался в школе рисунка и живописи у Юделя Пэна, через которого в свое время прошли Марк Шагал, Осип Цадкин, а в 1922—1923 годах — в Государственном художественно-практическом институте (реорганизованном Витебском народном художественном училище, открытом Марком Шагалом). Заир Азгур не участвовал в арт-революционных событиях, которые происходили в Витебске — мировой столице супрематизма в 1920—1922 годах. Однако на шагаловском фоне, на фоне УНОВИСа происходило формирование личности художника, складывалась система взглядов на содержание и форму изобразительного искусства. Именно поэтому коллаборация с Витебским центром современного искусства — исторически оправданный, давно ожидаемый и даже неизбежный шаг.
В проекте «Художник и город» использованы 32 работы 16 витебских художников — в частности, представителей объединения «Квадрат», считающих себя наследниками Казимира Малевича и революционеров-супрематистов: Александра Малея — основателя объединения, Николая Дундина, Виктора Шилко, Александра Досужева, Александра Слепова и Валерия Чукина.
— Национальное достояние нашей страны — это в первую очередь искусство и люди, которые творят, — убежден директор музея «Витебский центр современного искусства» Андрей Духовников. — Проект, который реализуется в Минске, нравится мне своей простотой и демократичностью: не нужно идти в музей, можно просто пройти по улице и увидеть одну или несколько картин. Мне очень нравится эта идея, она уже однажды представлялась и в Витебске. Этот проект интересен еще и тем, как все организовано онлайн. Я очень рад тому, что витебские художники таким образом присутствуют сейчас в Минске.
В режиме онлайн выставка «Художник и город» осуществляется в первый раз, хотя обращение к современным технологиям и инновационные подходы характерны как для самого проекта, так и для музея-мастерской Заира Азгура в целом. Осмотреть экспозицию можно, зайдя на сайт проекта higminsk.by. В виртуальном мире мы получаем возможность выйти на площадь Якуба Коласа и увидеть привычную картину — ряд кубических конструкций с репродукциями работ художников. Именно так она будет выглядеть в реальном мире, когда займет свое место в сквере у памятника белорусскому классику. А пока что при клике на репродукцию нам открывается изображение в хорошем качестве со всей сопутствующей информацией.
«Художник и город» в последние годы активно путешествует: после месяца-другого в Минске выставка обычно отправлялась в регионы — в Витебск или Брест. На этот раз она придет домой к каждому любителю искусства.