Какие темы Президент поднял во время открытого урока в День знаний для всей страны

Это наша земля! Не потеряйте!

Истоки белорусской государственности, «мы не без роду и племени», историческая память и патриотизм, современная геополитика, выводы 2020 года, дальнейшие перспективы развития Беларуси: какие еще темы Президент поднял во время открытого урока в День знаний для всей страны

Идею провести открытый урок Александру ­Лукашенко предложили пионеры. ­Президент ее поддержал. Аудитория — учащиеся учреждений общего среднего и среднего специального образования, студенты вузов. Непосредственно в сам Дворец Независимости пригласили около 300 молодых людей, а в онлайн-режиме мероприятие увидели десятки миллионов глаз. Правда, ребята явно не ожидали именно такого формата и такой вовлеченности Главы государства. Почти четыре часа длился этот уникальный урок на тему «Историческая память — дорога в будущее!», в ходе которого ­Президент задавал острые вопросы, вступал в диалог, читал увлекательную лекцию. Хочется надеяться, что это общение поможет новому подрастающему поколению выдержать свой жизненный экзамен. Именно к ним, молодым, и обратился ­Президент с указкой возле карты Беларуси, демонстрируя, в каких рамках когда-то находилась наша страна. Образно говоря, это была территория в форме небольшого треугольника. Александр ­Лукашенко показал также, где проходила граница с Польшей до 1939 года (фактически под Минском), и попросил:
— Я не хочу, чтобы так было... Это наша земля. Мы никому ее не отдадим! Так сложились наши границы. Это наше! Ваше! Не потеряйте это.

Никакого тоталитаризма

Формат прошедшего мероприятия оказался масштабным и нестандартным. Как позже делились впечатлениями ребята, они ожидали от Главы государства обычной исторической лекции. Но Александр ­Лукашенко не просто опытный политик, но еще и отличный педагог, и оратор — знает, как зажечь интерес аудитории, нескучно говорить о сложных вещах и делать это в очень интересной форме. Вот и вчерашнее мероприятие, как он сам признался, ему меньше всего хотелось провести в формате классической лекции. В общем, начал ­Президент с цитаты своих оппонентов: «Разрастание культа личности ­Лукашенко, включая обязательство молодежи слушать его наставления перед началом учебного года, вполне типичный элемент тоталитарных режимов».

— Еще урока не было, разговора не было, а уже тоталитаризм… Ну нам это знакомо, это во-первых. А во-вторых, сегодня не будет никакого тоталитаризма, — пообещал Александр ­Лукашенко. И, как всегда, сдержал свое слово.

Перед серьезной лекцией — вводная часть. И сразу же зарисовка из жизни от белорусского лидера:
— Первое, на злобу, если вы следите за ситуацией. Наши крестьяне вчера собрали 8 миллионов 50 тысяч хлебов зерновых колосовых… Будет сегодня, скорее всего, ближе к 8 миллионам 200 тысячам. Что называется, сон в руку. Думаю, будет больше… Есть возможность, как когда-то говорил, собрать 11 миллионов тонн зерна. Такого в стране никогда не было!
Во-вторых, перечислил ­Президент, холдинг «БелОМО», который он недавно посещал и очередь за продукцией которого сегодня огромная. Он пояснил, для чего приводит в пример подобные предприятия:

— За ними будущее. Ну и традиционные — БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ — как никогда загружены. Зачем я это говорю? Наверное, тоже понимаете: который год мы под санкциями, но тем не менее спрос на гиганты, на продукцию гигантов машиностроения огромный.

Глава государства напомнил, что мы заканчиваем ввод в эксплуатацию БелАЭС, строим Белорусскую национальную биотехнологическую корпорацию, занимаемся ракетостроением, создаем биологический кластер в Витебской области... Плюс не стоит забывать и о ПВТ, причем подобные парки фактически работают на каждом предприятии. Александр ­Лукашенко пояснил:
— Почему я об этом говорю? Это уже суперновейшие технологии, которые доступны и которые могут делать только передовые и очень богатые страны мира.
Не расслабляется сейчас и армия, пограничники, милиция, спецслужбы, ведь обстановка вокруг Беларуси напряженная, добавил ­Президент. Он также выразил надежду, что новый учебный год для ребят будет особенным после принятия нового законодательства об образовании.

Первый белорусский

Современные уроки сложно представить без современных гаджетов. Вот и Глава государства удивил аудиторию, продемонстрировав первый компьютер (созданный на заводе «Горизонт»), который ему «подарили наши умные люди»:

— Им была поставлена задача «пошататься» по всему миру, найти самое лучшее из того, что мы пока не можем создавать (процессоры, программное обеспечение), и создать этот компьютер. Честно скажу, в нем сегодня около 12 процентов белорусского. К концу года будет 30 процентов. Но важен сам факт.
Это говорит о том, что есть огромный потенциал. У нас есть люди, которые (как американцы когда-то мне сказали, когда я создавал Парк высоких технологий) умеют творить невероятное.
Александр Лукашенко выразил уверенность, что это будет самый современный компьютер на уровне мировых стандартов. Он добавил, что подобные суперсовременные вещи — интернациональные, их полностью не делает ни одна страна, потому что в этом нет необходимости. Глава государства резюмировал:
— У вас возникает вопрос, к чему ­Президент на этом уроке все перечислил: от зерновых до суперкомпьютеров. Уважаемые друзья! Таким образом наш народ, мы с вами пишем свою историю.

Нельзя перечеркивать прошлое

В истории всегда есть место подвигу и личностям, продолжил Александр ­Лукашенко. Он поделился с аудиторией поразившим его поучительным фактом и продемонстрировал «вещественные доказательства», которые ему накануне принес старший сын:

— Вот здесь звезда Героя Социалистического Труда советских времен, к этой звезде тогда вручали орден Ленина, вот это — Знак народного писателя, а это — орден Трудового Красного Знамени. Это все принадлежит, ну, надеюсь, известному нашему писателю Василю Быкову. Что меня в этом поразило? Вот это (хотел сказать «мерзавцы», но не скажу) кто-то из родственников и прочих на рынке продавали за 30 долларов.

­Президент подчеркнул, что Василь Быков — значимая фигура в белорусской истории, хотя и неоднозначный человек. Но он всегда ценил эти награды. Глава государства заключил:
— Это просто так не дается. И это все перечеркнуто. Это дело родственников, а мы не имеем права забывать наших людей, пусть даже неоднозначных, но отмеченных когда-то нашей историей.

Гордиться историей и народом

Александр ­Лукашенко также обозначил, что урок проведет по всем правилам. А значит, будет задавать и вопросы аудитории. На столе у Президента даже оказался своеобразный учительский журнал. Урок начался серьезно.

Глава государства обратился к аудитории:
— Тема урока всем известна. Прежде чем я выскажу свою позицию, послушаем вас. Я никого не предупреждал, какие будут заданы вопросы. Прошу всех быть готовыми на эти вопросы отвечать: по-своему, так, как вы понимаете. Говорите так, как вы думаете.
Сначала, что называется, «к доске» — педагоги и ученые. И первый вопрос от ­Президента-историка — тоже историку, заместителю декана исторического факультета БГУ Александру Бурачонку: зачем белорусам хранить историческую память?

— Без истории невозможно построить будущее. Все мы знаем, что история — это наставница жизни. Для того чтобы мы могли воспитать будущее поколение, патриотов своей Родины, они должны знать, какие светлые или не совсем светлые страницы истории были у нашей республики, — так ответил замдекана.

Следующий вопрос — Зое Виноградовой, учителю истории Минской международной гимназии, члену авторского коллектива по подготовке учебных пособий по истории. ­Президент интересуется, проводятся ли красной линией в учебниках вопросы исторической памяти белорусов?

Ответ педагога утвердительный, но поработать еще есть над чем:

— Учебники белорусскоориентированны, они для наших учащихся и для нашей истории. Возможно, надо усилить некоторые вопросы, которые появились буквально два-три года назад, а некоторые возникли прямо сейчас.

Она добавила, что белорусские учебники должны быть о добре и гуманизме и не должны учить превосходству.

Свой вопрос Александр ­Лукашенко задал и заместителю директора по научной работе Института истории Национальной академии наук Станиславу Юрецкому: «Лично для вас как ученого, человека продвинутого, наша история — это что?»

Ученый признался, что для него это история семьи в контексте истории страны:

— То есть это те исторические события, которые прошли в целом через всю нашу нацию и отразились на моей семье. История Беларуси — это история наших семей.

Поинтересовался Президент и мнением молодежи. Вопрос им: «Чем вы гордитесь в нашей истории?»


Аспирант Брестского государственного университета Сергей Жук сказал, что гордится первым символом независимости — Софийским собором в Полоцке и историей своей семьи. А учащаяся Мачулищанской средней школы, участница и победительница исследовательских конференций и олимпиад по обществоведению Виктория Шайкина рассказала о трогательных встречах с ветеранами Великой Отечественной войны.

— Я в первую очередь горжусь нашим народом, всеми людьми, которые это прошли, — ответила школьница.

Слишком общий ответ, по мнению Главы государства, а потому уточнение от него:

— Ты что можешь в актив нашей истории записать? Чем наш народ может гордиться?

Наш народ может гордиться своей силой воли, своим мужеством, с помощью которых проходил через все испытания в прошлом, — добавила Виктория.

Александр ­­Лукашенко продолжил мысль школьницы:
— Если бы не было у нашего народа силы воли и мужества (как нас терзали между Востоком и Западом, и сейчас это актуально), мы давно бы уже исчезли с этой карты. Однако мы еще на месте и живем.
В беседу включился и учащийся Витебского кадетского училища Захар Овчинников, который обсудил с Главой государства успехи белорусов, начиная от библии Франциска Скорины и заканчивая БЕЛАЗами. Парень признался, что гордится «усiм нашым народам, людзьмi, якiя праслаўлялi нашу зямлю».

— Калi ласка, адкажы на адно пытанне: а для цябе асабiста Вялiкая Айчынная вайна i развал Савецкага Саюза — гэта што? Як ты разумееш гэта? — поинтересовался у школьника Александр ­Лукашенко.

По мнению Захара Овчинникова, война стала большой трагедией для народа, но благодаря мужеству люди смогли освободить свою землю и разбить самое страшное зло в Европе. А вот распад СССР для кадета — противоречивое событие, в котором он еще пытается разобраться.

Президент ответил и на вопрос учащегося Витебского кадетского училища Захара Овчинникова.

«Так кто же мы и откуда?»

Спросил ­Президент и, как он выразился, «вредного преподавателя университета» — председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, доктора исторических наук Игоря Марзалюка. Ему достался серьезнейший вопрос: «Так кто же мы и откуда?»

Ответ историка — глубокий и проникновенный:

— Мы из исторической Руси, из единой купели восточнославянской. Мы — сердце славянской Европы, потому что впервые славянский этнос, древнейшая пражская культура сформировалась (это признают и польские, и чешские археологи) именно на нашем Полесье: от Бреста до Гомеля, юго-восток Могилевской области. Древнеславянский язык — исходная матрица славянская — как раз из Беларуси. Это первый важнейший момент. Второй — мы вместе со своими побратимами создали древнее государственное образование.

Он напомнил, что в IX-X столетиях было три важнейших центра: Полоцк, Киев и Новгород. И мы создали свою форму государственности в виде ВКЛ. Беларусь — это страна добрых людей, убежден Игорь Марзалюк:
— Белорусский мир — это мир, который живет по Христу, а не прикидывается христианским. Мы должны гордиться тем, что ген предательства среди нашего народа был минимальным. Мы всегда в самых сложных, диких ситуациях оставались людьми. Мы должны гордиться тем, что наша история не знала Варфоломеевской ночи. Мы — страна героев, а не страна предателей.

Надо быть искренними

— С вашей точки зрения, а что было плохо в истории белорусского народа? — обратился Александр ­Лукашенко к протоиерею, клирику Всехсвятской церкви Федору Повному.

Священник отметил, что сегодня много говорится о духовности и патриотизме, но внятного ответа, что это такое, нет:

— Истинный патриотизм сопряжен с духовной жизнью человека и исторической правдой. Нельзя скрывать одни факты и размахивать другими. У каждого времени есть свои достижения и ошибки. Без духа начинается национализм, а без правды — восхваление национализма.

— А еще? — уточняет ­Президент.

— Образование всегда создавалось для ретрансляции ценностей. Каких — это испокон веков решает власть. Хорошо, если своя, а, простите, не забугровая. Нет и не было нейтрального образования, развивающегося вне государственных интересов. Нет и не было обществ без идеологии и нравственной морали. Если такое вдруг случалось, это была предсмертная агония. Сейчас, когда в мире фактически идет необъявленная третья мировая война против человечества и человечности, наша система образования просто обязана пересмотреть даже на уровне предметов транслируемые ценности вплоть до создания новой науки, не просто учебников, — убежден Федор Повный.

Он напомнил, как в 1990‑х поменялись предметы в вузах, как гуманитарные науки подчинили либеральным ценностям «господ», решающих судьбу мира.

— Дерзну пожелать, чтобы каждый, кто работает в вузах, включился сам и вовлек молодых людей в активную работу по созданию науки, служащей интересам Беларуси, не прислуживающей, не обслуживающей, а творческой, стремящейся возвеличить страну и народ, обеспечить процветание, сохранить и транслировать исконно традиционные ценности. Только просьба: не ищите ничего дельного в язычестве. Оно характерно либо для сознания младенца, либо вымирающего вида, — пожелал священнослужитель.

— Я подумаю над вашим предложением и над людьми, которые этим займутся. Будьте тоже готовы к этому, — ответил Александр ­Лукашенко.

И добавил сам: «косяков» в истории любого народа хватает. А в качестве примера привел Германию, которая развязала войну. Глава государства озвучил и цифры: по разным оценкам, на планете в ходе Второй мировой войны погибло около 50 млн человек. Но эти цифры, по его словам, могут быть гораздо больше, ведь только в СССР, по последним данным, погибло около 30 млн человек, большие потери были в Китае и других государствах:

— Думаю, что мы где-то под 70, а может, и больше тогда потеряли… Война — это не только плохо для тех и это недостаток тех, кто нападал, как фашистская Германия во главе с Гитлером. 
Это и наш большой недостаток. Мы должны согласиться с тем, что не все сделали, чтобы предотвратить Великую Отечественную войну.
Вместе с тем Глава государства обратил внимание, что сейчас уже трудно судить, как было точно. Ведь всегда над конкретными историческими событиями есть политика:

— Поэтому трудно порой влезть в эту историческую седину и оценить те или иные события.

Завершая первую часть урока, Александр ­Лукашенко признался, что во время всего разговора ловил себя на мысли, что не только белорусские ученые, но и молодые люди могли прочитать лекцию на обсуждаемые темы:
— Будущее будет, наверное, в надежных руках.
СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее!»:

— Напомню, что в таком статусе я выступал в Белорусском госуниверситете ровно 19 лет назад. И, кстати, многие темы, на которые мы тогда говорили со студентами, ровесниками ваших родителей, до сих пор актуальны.

Как и тогда, сегодня мир охвачен событиями, которые требуют своевременного разъяснения позиции государства. Позиции основаны на многовековом опыте разных поколений белорусов, на их историческом выборе, на подвигах наших предков, на примерах истинной любви к своей земле.

Мы не без роду и племени!

Из лекционной части открытого урока ­Президента Беларуси Александра ­Лукашенко для учащихся и студентов «Историческая память — дорога в будущее!»


Дорогие друзья!

Наши ученики, студенты Беларуси, уважаемые педагоги, преподаватели, всех, кого я перечисляю, здесь находятся, во Дворце Независимости, всех, кто на связи сейчас с нами, по видеосвязи, я хочу прежде всего поздравить вас всех с началом учебного года!

Для многих из вас это год прощания со школой, а кто-то делает первый шаг к выбранной профессии или стоит на пороге своей трудовой деятельности. 
В любом случае в вашей жизни наступает переломный и судьбоносный период. Очень важный период. Советую вам быть аккуратными, осторожными и очень внимательными не только в своей жизни, но именно в эти переломные периоды.
Потому что можно наделать ошибок, которые потом будет очень трудно исправить, особенно в переломном периоде, потому что он всегда засвечен в вашей жизни, он всегда выпячивается, он всегда виден. И эти ошибки не спрячешь потом.

Этот праздничный день тоже особенный и для вас, и для меня. Вы знаете, что я всегда нахожу время, чтобы по традиции в День знаний встретиться с педагогами, школьниками, студентами. Но впервые я сегодня никуда не поехал.

Не так давно на встрече с пионерией здесь вы озвучили, на мой взгляд, очень интересное предложение: провести первый открытый урок нового учебного года именно здесь, во Дворце Независимости. Ну, может быть, пионерам взрослые посоветовали. Я это предложение принял. Урок так урок, но по всем правилам. Не забывайте, что в свое время я получил педагогическое образование и провел не один урок, начиная со школы, прочитал в своей жизни не одну лекцию, поэтому методику преподавания уроков я знаю. И чтобы потом меня и вас не упрекали, что мы не урок, а какую-то лекцию провели, мы это сделаем как урок с небольшими отклонениями, учитывая то, что все-таки я ­Президент, а вы — слишком разношерстная аудитория, которая пришла ко мне, и не только ко мне: нас сегодня десятки миллионов глаз видят и десятки миллионов слышат. Это необычная аудитория, поэтому урок с небольшими отклонениями.

Напомню, что в таком статусе я выступал в Белорусском госуниверситете ровно 19 лет назад. И, кстати, многие темы, на которые мы тогда говорили со студентами, ровесниками ваших родителей, до сих пор актуальны.
Как и тогда, сегодня мир охвачен событиями, которые требуют своевременного разъяснения позиции государства. Позиции, основанной на многовековом опыте разных поколений белорусов, на их историческом выборе, на подвигах наших предков, на примерах истинной любви к своей земле.
…Диалог поколений — это всегда очень интересно. Он ведется всю жизнь и каждый день. И у вас дома, и у меня, как вы догадываетесь. А сегодня с учетом формата встречи он, можно сказать, прозвучит на всю страну. Он уже звучит. Понимаю, что вы очень разные, у каждого есть свое мнение, ваше гражданское мировоззрение почти сформировано, хотя, поверьте, не окончательно. Судьба не раз откорректирует многие взгляды на жизнь и не раз заставит вернуться к прожитому. Это в процессе земного существования человека происходит каждый день, и каждый час, и каждый год. Но моя задача как ­Президента поделиться с вами не знаниями истории, хотя я сам по своему первому образованию историк, и даже не личным взглядом на события сегодняшнего дня, а прежде всего, может быть, политическим опытом.
Поэтому и тема сегодняшнего урока звучит так: «Историческая память — дорога в будущее». Мы уже с вами отметили, что без того, что мы прожили, без нашей истории будущего не будет. Даже не будущего — мы сегодняшние события не сможем оценить, не зная нашей истории. Она актуальна и в контексте Года исторической памяти, и в контексте последних событий в Беларуси, вокруг нас, в Украине, России, да и в мире в целом.
Меньше всего хотелось бы, чтобы наше с вами общение превратилось в классическую лекцию. Поэтому я и начал наш разговор как урок и сразу же отверг всякие претензии ко мне. Не я просился на этот урок. Я уже прошел этот этап в школе, в вузах, на лекциях, которые я читал в свое время. Вы попросили урок, ну так урок по всем законам урока. Нас учили так, давая методику преподавания, ну, допустим, истории. Когда учитель или преподаватель, особенно спустя длительное время, приходил в класс, он начинал знакомиться с этим классом, задавая те или иные вопросы. Ну я так и поступил. Поэтому претензии не ко мне. Опять же, к тем методистам, которые нас учили. Некоторые еще живы-здоровы, слава богу.
С высоты нашего сегодняшнего дня я хотел бы задать вопрос: где наши корни? Что мы должны понимать, когда открываем Основной Закон, о котором здесь Игорь Марзалюк говорил? Наши корни очень древние. И с этих позиций нас никто не может упрекнуть. Ни Шольц, ни кто-то, что мы ниоткуда, что у нас нет этих корней, что мы не имеем права на свое государство, на свой суверенитет и независимость.
Наши предки построили первое государство — Полоцкое княжество — еще в Х веке. Видите, созвучно тому, что вы сказали. Не я, тоталитарный человек, вам навязываю, а это пришло от вас. И все вы говорили, что Полоцкое княжество, мы оттуда, это еще Х век. Эта святая земля — колыбель белорусской государственности. В Полоцке, который был одним из трех ключевых центров Древней Руси наравне с Новгородом, Киевом, а позже и другие княжества появились, продолжительное время правила своя династия, в то время как на других землях княжили киевские ставленники. То есть исток нашей государственности уже отличался своей независимостью. Еще одно древнейшее государство на наших землях — Туровское княжество. Да, политически оно было больше связано с Киевской Русью, но имело особый статус. Заметьте, оно не просто было как какое-то рабское княжество подчинено, нет, оно имело особый статус. В Киевской Руси очень ценили Туровское княжество. Это особо отмечаю. В нем правили будущие наследники киевского престола. То есть из Турова — в Киев, в империю. Это был духовно-культурный просветительский центр на наших южных землях.


Вы изучали жизнеописание Кирилла Туровского — выдающегося восточнославянского просветителя, Злато­уста. Его поучения были широко известны на славянских землях и за пределами Древней Руси. Я помню, когда еще стал ­Президентом, сопливым, молодым, я поехал в Полоцк и Туров. И то, что вы сегодня видите в Полоцке и Турове, мы тогда это начинали. Я тогда еще атеистом, отец Федор (протоиерей Федор Повный. — Прим. ред.), был, но я понимал: это наше. Это наше, это родное, какое бы оно ни было. И мы восстановили все, что было святое в Полоцке, и возродили (тот, кто был, видел, не видел — поезжайте посмотрите), и в Турове. И тогда я настаивал на том, что эти два центра, северный и южный, — оттуда пошла наша земля-матушка. Может, немножко перевирал, но мне хотелось, чтобы так было. Как ­Президенту уже.
Мы гордимся также, что в нашем роду была великая женщина, о которой здесь говорили, Евфросиния Полоцкая — первая белорусская святая, просветительница и политик. Она обладала правом личной подписи документов и имела, как известно, свою печать. Я уже говорил об этом: много ли вы знаете в истории той эпохи женщин, которые могли себе позволить вести дипломатическую переписку с правителями-мужиками?
К ней прислушивались. А главное — она посвятила свою жизнь великой миссии: утверждению на погрязших в междоусобицах восточнославянских землях мира. Это тоже очень важно для нашего народа, когда наши правители у истоков радели за мир. И в этой миссии корень белорусского миролюбия и добрососедства, которые являются частью нашего менталитета, определяют политику современной Беларуси.

Вообще, сложнейшее было время — XI-XIII века. В Древней Руси идет борьба за власть и земли. Уже тогда этот внутренний раздел пытались использовать враждебные славянам силы на Западе. И предлог у них тогда был благовидный: несли «христианские ценности».

Как? Как умеют, как делают это сейчас — огнем и мечом. И что помогло нашим предкам выжить в этой сложнейшей геополитической ситуации? Славянское братство, единство. Четкое понимание, где враг и где брат. Перед лицом внешней угрозы они, отбросив обиды, прекратив распри, становились плечом к плечу для защиты общего дома. Так создавалось и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Вопрос следующий. Так чье же это было государство? Сейчас много споров. Зацикленность на трех каких-то точках зрения: не то южане, не то литовцы, не то поляки — и так далее. Это, мол, их было государство. Ничего подобного.
Я уже говорил, что современные литовцы фактически приватизировали наследие этого государственного образования. На самом деле, посмотрите, что там было литовского, к примеру. Язык — наш, на нем же написана Конституция — Статут. Главенствующая вера — православие. Территория — белорусские, украинские и частично русские земли. Причем белорусские земли и белорусский этнос были государствообразующие. Народ более 80 процентов наш. Это славяне. И все это: территория, народ, язык, культурные традиции — и есть основные атрибуты государственности.

Нет суверенитета вот без этих атрибутов. Нашей белорусской государственности. Нашей. Именно в данный период сформировалась белорусская народность. 
И в то время, когда на территориях Западной Европы господствовало римское право, наши предки жили по своим законам, не шли за европейской модой. А у литовцев в это время вообще не было письменности. И кто там кого завоевал, как некоторые говорят? Мы сами были хозяевами на своей земле. Именно славянская сплоченность помогла остановить германскую агрессию более чем на 500 лет. Именно Оршанская, Мстиславская хоругви вместе со Смоленской проявили особую стойкость и мужество на поле Грюнвальдской битвы. И написал об этом, обратите внимание, польский историк Ян Длугош. Написал по историческим меркам почти по следам битвы, всего лишь через несколько десятилетий. Мы еще оценим по достоинству этот героический подвиг наших предков. И я убежден, что наши историки, может быть, уже и вы, получив соответствующее образование, это обязательно сделаете.

А дальше история была еще интересней. Наши вчерашние союзники по Грюнвальду, этой битве, нас предали. А выражаясь современным языком — подставили. 
В ходе Ливонской войны правящая элита Польского королевства столкнула лбами Великое Княжество Литовское и Русское царство. Особый и в нашей, и в русской истории нюанс: всегда нас обманывали, всегда нас сталкивали.
А почему? Историкам надо ответить на этот вопрос. Это очень важно с духовно-нравственной точки зрения.
Воспользовавшись ослаблением ВКЛ, фактически выкрутила нашим предкам руки. Польша захватила украинские земли и заставила Великое Княжество Литовское подписать Люблинскую унию. Уже тогда им была нужна наша земля. Эта идея до сих пор будоражит умы польских элит. Ничего не имею к польскому народу, никаких претензий. Пока. Вы знаете нынешних политиков, у которых голова кипит или в голове кипит.

И вот ответьте себе: можно ли создать на обмане, предательстве, хитрости, угнетении народов прочное государственное образование? Конечно, нет. Речь Посполитая — это ярчайший пример того, как нельзя строить союзное государство.

Хотя и в том союзном государстве — не окунался я глубоко в это, но, насколько мне известно, — Великое Княжество Литовское было достаточно самостоятельным, очень самостоятельным образованием. И очень продвинутым.

Нельзя забирать у народов-союзников их язык, культуру и веру, унижать их достоинство. А все это было в Речи Посполитой. Ведь на чем держится государство? На народе. И на что можно рассчитывать, когда часть народа унижена, общество духовно и культурно расколото? С такой внутренней политикой Речь Посполитая не могла быть прочным государственным объединением и пришла к краху. Как начали, так и закончили — разделами земель между соседями.

Возникает следующий вопрос. А что нам, белорусам, дал следующий период нашей истории, период Российской империи? Для дискредитации этого периода приложено немало усилий местными и зарубежными, хотел сказать учеными, но, скорее всего, русофобами. Объективно именно в этом государстве белорусы сформировались как нация. 
Наши предки были частью триединого государство­образующего народа империи: великорусы, белорусы и малорусы. Другими словами, русские, белорусы и украинцы. Вот видите, три народа в той Российской империи появились. И белорусы среди этих двух мощнейших великих народов. На равных.
В Речи Посполитой, если бы не ее разделы, нас ждал национальный крах. В лучшем случае мы бы сегодня называли себя православными поляками, как десятки тысяч современных жителей Белосточчины. Я пытаюсь сравнивать, может быть, и не так. Российская империя тоже была нашей страной. Мы знали, что живем на своей земле, и в 1812 году сражались за нее против войск объединенной Наполеоном Европы. Сразу хочу оговориться, в той империи, Российской, не все было «в шоколаде» для белорусов. Было очень много недостатков, было очень много тяжелых периодов. Европа в это время традиционно несла нам ценности: мифическую свободу, равенство и братство. Опять мечом и хитростью, играя на грезах ополяченной шляхты о восстановлении польского государства. Они всегда мечтали об этом. Но наши предки воевали не за Речь Посполитую, а за свое Отечество вместе с русской армией. И эта война и для нас, и для русских отечественная, что бы там ни говорили либеральные прозападные историки.
Чуть больше века минуло — вновь на нашу многострадальную землю пришла война. Первая мировая. И опять с Запада. К этим бедам добавились революционные потрясения, оккупация, экономическая разруха. А что наши соседи в лице польских элит? Развязали польско-советскую войну, опять с той же идеей — прихватить кусок наших земель.
И ведь почти удалось. Практически 20 лет белорусский народ был разорван «по живому». В данном случае — Рижским мирным договором, многие это уже помнят из книжек.

В Западной Беларуси наши предки снова оказались под кнутом польских панов: полонизация, конфессиональный и социально-экономический гнет. Удивительно, как мы выжили в этом водовороте событий, более того, начали строить свою национальную государственность. И замечу, на советской основе, а не под сапогом кайзера, как это пытались сделать отдельные деятели БНР, которая так и осталась государством на бумаге. Именно тогда, в это противоречивое и смутное время, Беларусь стала одной из республик — основательниц Союза Советских Социалистических Республик — мощнейшего государственного объединения, которое стало реальной альтернативой западному капиталистическому мироустройству. Заметьте, это Россия, Украина, Беларусь, закавказские республики… Мы рядом, мы равные среди других.

Я, опять же, неглубоко погружался в эти события бээнэровские и так далее, когда вся эта «катавасия» происходила, но что меня поразило: везде эти лидеры БНР, до них и после них какой-то период, они выискивали что-то для себя. Они делили власть, грызли друг друга и тому подобное. И это прекратилось с созданием советской империи, Советского Союза. А что было делать России, Кремлю, Москве, которые все-таки собирали эти народы? Им нужно было показать, что им лучше в Советском Союзе. И показывали. И немало сделали до Великой Отечественной войны 1941 года для Беларуси. Беларусь возрождалась. Но, опять же, все было в этот период: и ошибки, и недостатки. И были системные ошибки.

Я часто привожу пример по Великой Отечественной войне. Да, фашисты напали, да, сволочи, такие-сякие и прочее. А мы? Почему, имея такую армию, вооружение (не говоря о фанерных самолетах, хотя и они могли доставить немало бед), почему в течение нескольких месяцев допустили, что немцы прошли как горячий нож через масло — через Беларусь подошли к Смоленску и к Москве. Почему? Почему накануне войны в расквартированных в Беларуси сильнейших военных округах (Белорусский, Киевский) все офицеры ушли в отпуск? Почему такая расслабуха была в этот период времени? Мы же видели, что происходило. И разведка информировала высшее руководство страны. Тот же Зорге называл из Японии конкретную дату войны. Мы почему устроили это головотяпство и не обращали на это внимания? Почему за сутки немцы, преодолев нашу границу, вырезали всю охрану (в Беларуси прежде всего) мостов железнодорожных и обычных мостов? Там Красная армия охраняла. Всех перерезали, в форме Красной армии встали охранять эти мосты. Если бы мы уничтожили эти мосты, немцам лесисто-болотистую местность Беларуси было бы непросто преодолеть с их техникой. А они прошли по дорогам. Потому что мы допустили головотяпство. И нам это стоило миллионов жизней. 
Беларусь часто оказывалась театром боевых действий. Мы вели не нашу войну, мы вынуждены были воевать.
Был создан Советский Союз, и мы там равные.

Следующий вопрос. А что вы знаете про это советское время? Почему я спрашиваю? Потому что за годы перестройки и развала Советского Союза на этот период вылиты ушаты грязи. Все было. Оплевана была и Великая Победа, великие достижения в культуре и искусстве, прорывы в науке, технике. Результат налицо: Советский Союз развален, память о нем опорочена. А ведь это была страна, которую строили наши деды и прадеды, которую уважали в мире, с которой считались и достижения которой — такие как первый полет в космос, создание первого ядерного реактора, первой ЭВМ и многие другие — потрясли мир. Мы были в этом плане лидерами. Более того, ни один вопрос в мире не решался без Советского Союза. Невозможно было представить, что где-то могла начаться война без одобрения или молчаливого согласия советской стороны. Американцы думать боялись, что в нее могут на противоположной стороне ввязаться советские войска. И эта двуполярность балансировала планету. 
Именно в советское время были возвращены белорусские территории, а уже в современной Беларуси вернули в календарь важную дату истории — 17 сентября 1939 года — День воссоединения белорусского народа после десятилетий польской оккупации. Теперь это наш День народного единства, который мы скоро будем отмечать. Потому что мы все помним.
К счастью, по крайней мере, мы, белорусы, сохранили историческую память и правду о той Второй мировой войне и Великой Отечественной. Мы помним беспримерный героизм многонационального советского народа, благодаря которому выстояли в этих страшных испытаниях. И не забыли, что именно западные демократии вырастили нацистского монстра — фашистскую Германию, чтобы сокрушить Советский Союз, а потом и завоевать весь мир, покрыть коричневой чумой. Это трагичная страница нашей истории. Белорусский народ пережил настоящий геноцид. Его масштабы нам еще предстоит осмыслить, оценить и представить миру.


А все ли из вас знают имена героев, остановивших нацистскую машину смерти? Знают, в честь кого названы наши улицы?

Только среди уроженцев Беларуси 73 полных кавалера ордена Славы, 449 Героев Советского Союза, в том числе четверо дважды Героя: Иван Якубовский, Степан Шутов, Павел Головачев, Иосиф Гусаковский. Про своих сверстников-героев вы точно должны знать: Евфросинья Зенькова, Зинаида Портнова, Марат Казей, Борис Цариков и другие.

Что касается оценки советского периода в целом, о чем умалчивают неолиберальные элиты, о том, что именно в советское время был сформирован экономический, социально-культурный, научный потенциал, за счет которого по сей день живут и развиваются многие постсоветские страны. И мы тоже. И скажите, что, мы должны были разрушить все это? Так, как сделали наши соседи по указке западных советчиков? 

Это уже мой период — середина 90‑х после распада Советского Союза, когда к нам толпами приезжали в «тоталитарное» государство и предлагали мне деньги. 
Сорос первый приехал, деньги привез на историческую правду, на учебники. Я ему честно и искренне сказал: господин Сорос (как сейчас помню эту встречу), вы больше к нам не приезжайте, я не буду проводить эту политику. И вот тогда я стал тоталитарным диктатором. Тогда я стал ненавистным, и наша страна в том числе. 
За что? За то, что мы хотели писать сами свои учебники. Вы знаете, какими они были тогда. За то, что мы сами хотели выстраивать свою жизнь. Быть суверенными и независимыми.

И посмотрите, что произошло с Прибалтикой, Украиной, где заброшены заводы, фабрики, навсегда утрачены уникальные компетенции и навыки. А были они по своему развитию уровня Беларуси, а кое в чем и превосходили. Особенно Украина. Почему? Потому что они стали рынком сбыта продукции западных производств, дешевой рабочей силой для их корпораций. Сегодня хоть засуха в Европе, а там, где клубника выросла, переживают, что не хватает рабочих рук. Раньше из Украины эти бедолаги ездили и собирали эту клубнику в западных странах. В Польше прежде всего. А сегодня рабочих рук не хватает. А я не хотел, чтобы народ ездил туда в рабство. Ну кто поехал, мы же не держим. Не хотелось бы, чтобы после нашей встречи кто-то из вас туда рванул.

И чем эти люди отличаются от туземцев в европейских колониальных империях? Эти литовцы, часть украинцев (больше трех миллионов в результате этой операции туда хлынули). Только тем, что надели на себя нацистские мундиры и воюют с памятниками, которые не могут ответить. Памятники безмолвны. Они не могут ответить. Но мы-то живые люди. Мы должны на это реагировать. И мы видим, что происходит с людьми, когда они видят 80‑метровую стелу (которая символизировала освобождение Латвии), которая рухнула в озеро. Зачем с этим воевать? Это и у нас намечалось после распада Советского Союза и нескольких лет правления здесь наших нацменов. Иначе их не назову.

Это все начиналось: улицы переименовывали, декоммунизация, люстрация и прочее. Народ начали резать и делить. И я знаю, чего мне стоило и некоторым здесь присутствующим остановить это все. И как показал 2020 год, мы еще не все сделали.

И что теперь? К сожалению, живем и не знаем, что будет завтра. Война у порога. 
Как не единожды в нашей истории, так называемые «западные партнеры» столкнули лбами три братских народа — белорусов, русских и украинцев. Лбами столкнули нас. Но это нас не красит. А мы что? У нас что, мозгов нет или не было? Почему мы позволили нас столкнуть?
И опять на горизонте — кто? — те же польские элиты, а за их спиной знаете — 55, по-моему, уже государств.

Пользуясь ситуацией, воссоздают новую Речь Посполитую. Уже юридически оформили свои особые привилегии в Украине. Я когда-то по этому поводу уже сказал, что, боюсь, украинцам в ближайшее время придется прекратить всякую бойню с Россией, обратиться к нам, чтобы защитить их от этой полонизации. От этого тихого, хитрого движения на восток с территории Польши и других государств, чтобы эту Украину порезать на куски.

Да, им — Польше и Украине — сегодня по пути. И все выглядит так, будто Польша «забыла» про свои территориальные претензии к Украине, про Волынскую резню, а Украина простила все, что поляки творили на своих, как они и сейчас считают, восточных «крэсах». И на этом пути польское правительство наживается на беженцах, усиливает свой вес в Европе, Украина же падает в бездну. Украинский народ банально грабят. Все повторяется. Как в Первую мировую, Великую Отечественную из Беларуси эшелонами вывозили лес, торф, скот, зерно, так из Украины сегодня везут чернозем, зерно и другие ресурсы. Куда? Думаете, кормить бедную Африку, как они говорят в средствах массовой информации? Нет. Все это везут в богатую Европу.

Новый вопрос к вам. А что такое Европейский союз? В так называемых независимых источниках вам рассказывают, что это объединение суверенных государств. Я вас умоляю. Ковид показал, когда принимались решения по закрытию границ, введению локдауна, распределению между странами помощи, кто главный и у кого какие права. А главный даже не в Брюсселе. Гегемон находится за океаном, он думает, что Атлантический океан защитит от всего, они там отсидятся, как всегда. Точнее сказать, гегемон за океаном находился.
Мир уже не будет прежним. США больше не монополист на принятие решений за другие страны и континенты. Однополярный порядок рушится, и возникают новые центры силы — это и Китай, это и Индия, это и Россия, страны Ближнего Востока, Латинской Америки. Мир просыпается. Поэтому, пытаясь удержать контроль, из мирового полицейского США превращаются в мирового террориста.
Они все разрушают, что и является явным признаком кризиса и слабости. Мы это наблюдаем в сегодняшних истериках — афганской, украинской, тайваньской и прочих. Это не политика. Это мародерство, причем по всему миру. Страдают в том числе и самые преданные, готовые выполнить любую волю хозяина сателлиты.

Западной Европе внушают, что она является субъектом большой политики, но эта субъектность оборачивается многократным ростом цен на энергоносители, рекордной инфляцией. Фактически Европа стоит на пороге мощнейшего за всю современную историю продовольственного кризиса. Бог есть. Он их наказал вот этой жестокой засухой, а теперь жуткими штормами и наводнениями. Кушать нечего, не хочу грубо сказать — жрать нечего. Они в это время все равно давят, забор выстраивают между Западом и Востоком по границе Беларуси. Война до последнего прибалта и до последнего украинца!

Знаю, что многие из вас задаются вопросом: а что дальше, а что будет с Украиной? Это же рядом. И дело не в том, что рядом. Это же наши люди. И дело не в том, что они славяне. Мы уже кровно повязаны с украинским народом. Дальше никто не знает, но опасаемся, что может это привести к самому страшному столкновению. Не дай бог с самым страшным оружием.

Американцы, ухватившись за этот (я часто говорю своему российскому коллеге) «подарок»… После Афганистана — они быстренько оттуда выскочили. Они никогда не уйдут, чтобы не воспользоваться этим шансом. Если говорить по определению, то Россия не может потерпеть там поражение. И я в этом, и многие белорусы в этом плане поддерживают Россию. Обвиняют, что Россия агрессор, да и мы заодно. Да нет. Если бы тогда не началась превентивная специальная операция, по Беларуси прежде всего был бы нанесен ракетный удар. Я об этом много говорил, показывал, где были установлены четыре дивизиона этого оружия, которые готовы были нанести удар по югу нашей страны. Отчасти потому, что там еще находились не выведенные после учения российские войска. Да и нас надо было втянуть в эту войну. Но за 30 минут до объявления специальной военной операции россияне подавили эти точки. Россияне молодцы. Вовремя увидели изготовленные (ракетные установки. — Прим. ред.) к нападению на территорию Беларуси. Это было по всему периметру границы и с Российской Федерацией. К этому готовились. И не украинцы. К этому готовились там — на Западе, в США. И они будут додавливать эту ситуацию. Делать все для того, чтобы на колени поставить Россию. А Россия не может встать на колени. И что?

И в этой реальности все мы, кто бросил вызов несправедливому однополярному мироустройству, предлагаем странам Евросоюза будущее. Не все же там идиоты. 
Все прекрасно понимают, где счастье Европейского союза и всей Европы. Здесь! В Евразии. Надо договориться, договориться с нами, с Российской Федерацией и объединить технологичность Запада и ресурсную базу Российской Федерации, где есть продвинутые талантливые люди. Все есть для того, чтобы объединиться и стать самым мощным влиятельным центром на всей планете.
Это на поверхности. А почему не идут на это? А не пускают! Американцы повязали по рукам и ногам еще со времен Второй мировой войны, плана Маршалла, где были влиты огромные кредитные ресурсы и созданы Германия, Франция, другие страны. Собственность у них огромная. Не дают! А политики — без соответствующего мужского органа. Потому нет этого движения в этом направлении там, где их счастье. И не надо в угоду Вашингтону и в ущерб себе отгораживаться санкционными заслонами и стальными заборами. В современном мире отгородиться заборами не получится. Построили на границе с нами 500 с лишним километров литовцы и столько же поляки забор. Я уже рассекретил информацию — три минуты. Три минуты для беглых мигрантов для того, чтобы преодолеть этот забор. Зачем строили? Это же все просчитано было. Распилили миллионы долларов, по карманам разложили, что-то в забор вложили. И кому нужен этот забор? Никому. В современном мире отгородиться забором не получится. Еще бы, инсайдерская информация. Молчат, ничего не говорят. Исходя из данных поляков, с начала года через Беларусь и другие границы (особенно через нас), знаете, сколько проникло туда мигрантов? Семь тысяч человек! Молчат. А как сказать? Народ спросит: вы ж построили стену? Семь тысяч — это было на начало августа. Сейчас еще больше. Идут в основном с юга — из Афганистана, Йемена, Ливии.

В их интересах сохранить взаимовыгодную торговлю, научное и техническое сотрудничество, совместные пути в Азию, к новым рынкам. Мы вместе живем на одном континенте — Евразийском. И только нам решать, как выстраивать отношения между нашими народами и государствами. 
Рано или поздно так и будет, мир станет многополярным. Вопрос лишь в том, как мы к этой многополярности придем. Не хотелось бы, чтобы через горячую войну.
Развязана третья мировая война. Войны будут сейчас носить характер гибридный. Идет экономическая ­война, финансово душат, в средствах массовой информации развернута бешеная война против нас. Осталось только развязать горячую войну… И к этой многополярности мы придем. Но хотелось бы, чтобы хоть как-то более-менее мирно. Хотя бы в Организации Объединенных Наций за столом переговоров.

Тенденции, мягко говоря, ничего хорошего миру не предвещают.

Первая тенденция — беспрецедентное использование санкций как инструмента большой политики и экономики.

Вторая — поляризация общества, радикализация и конфликтность всей глобальной повестки. Мир лихорадит от потрясений, начиная с США и заканчивая Шри-Ланкой, Ираком. За последнее десятилетие выросло количество протестных выступлений. То есть изнутри страны начинают разрушаться. Если кушать нечего, одеть нечего — что остается?

Третья — череда пандемий и природных катаклизмов. Последний пример — катастрофическая засуха в Европе на фоне энергетического кризиса и горящие леса.

Четвертая — демографические вызовы: миграция, старение населения.

Пятая — глобальная милитаризация, рост ядерной угрозы, эскалация напряженности. Очень плохой сценарий в перспективе.
Повторю: нам, белорусам, война не нужна. Слишком много испытали за свою многовековую историю. Достаточно настрадались. Лимит войн и революций исчерпан!
Поэтому, если у кого-то у вас в голове бродит мысль о том, что мы где-то будем воевать, какая-то у нас революция произойдет, повторяю: лимит войн и революций мы давно исчерпали. Мы все с вами отмечали в первой части нашего урока: наши корни — в нашем миролюбии, в нашем добре. Мы никогда не ставили перед собой целью чего-то оттяпать, у кого-то земли забрать, чье-то богатство отобрать. Никогда у нас не было. И мы будем привержены этому.

Но мы находимся в эпицентре противостояния Запада и Востока. Вы это сами отмечали. 
И чтобы сохранить себя, свою землю, мы должны помнить и свои, и чужие уроки истории. Вот для чего нужны уроки истории. Для сегодняшнего. И которые учат главному: под внешним управлением суверенитета нет. Управлять должны сами. А без суверенитета нет дома, нет семьи, нет будущего ни у кого из вас.
Снова будут учить польскому или какому-то языку. И попробуйте чего-то ляпнуть на русском или белорусском.

Дорогие друзья!

В завершение я хочу сказать, что, несмотря на свою взрослость и самодостаточность, вы пока еще опираетесь на старшее поколение, на нас. Говорю вам прямо в глаза. Время непростое, но рядом с вами поколение, не единожды испытанное на прочность. Нас испытывали и ломали. Мы вас не подводили и не подведем. И вы нас, а главное — себя не подведите в будущем.
Что бы ни происходило, мы будем вместе беречь и развивать наше демократическое, суверенное, экономически крепкое государство. Миролюбивую Беларусь, в гербе и гимне которой нет ни одного агрессивного слова и символа, но есть историческая память героических побед во славу Родины. Память, которой мы гордимся, которая является для нас дорогой в будущее, которая наполняет наши сердца любовью к родной земле.
Как ­Президент, нравится это кому-то из вас или тем, кто нас слушает, кто-то меня, может, и не считает до сих пор ­Президентом, но это дело ваше. Это беда, радость или печаль для вас. Но как ­Президент этой страны, обладающий какой-то властью, и немалой, я ответил на все ваши вопросы, которые у вас могут возникнуть. Наш путь святой. Мы должны придерживаться той толерантности, которая подарена нам предками. И мы будем всегда следовать этому курсу. И если кто-то с оружием в руках, внутри или извне, попробует этот курс сломать, мы ответим, как это было совсем недавно.

Благодарю вас!

(Аплодисменты.)

АКЦЕНТ

Завершив лекционную часть урока, ­­Президент взял указку и подошел к карте современной Беларуси. Он наглядно продемонстрировал, в каких рамках когда-то находилась наша страна. Образно говоря, это была территория в форме небольшого треугольника. Александр ­­Лукашенко показал также, где проходила граница с Польшей до 1939 года (фактически под Минском), и обратился к аудитории с такой просьбой и с таким пожеланием:
— Я не хочу, чтобы так было... Это наша земля. Мы никому ее не отдадим! Так сложились наши границы. Это наше! Ваше! Не потеряйте это.

Диалог на заданные темы

После своего выступления ­Президент согласился ответить на вопросы присутствующих во Дворце Независимости. Школьников и студентов интересовали самые разные и подчас очень острые темы: от событий 2020 года, переписывания истории, ситуации в Украине и денацификации до передела мира и импортозамещения. 

Александр ­Лукашенко отвечал терпеливо, подробно и очень доходчиво. Предлагаем вниманию читателей наиболее важные и интересные моменты состоявшегося диалога.

А у десятиклассника минской гимназии № 16 Демьяна Саевца, кроме вопроса, была еще и просьба — сфотографироваться вместе с Главой государства...

Об оппозиции и событиях 2020 года

Первокурсник биологического факультета БГУ Денис Знак поделился с ­Президентом мнением о том, что «большинство белорусов после событий 2020 года отказываются слушать провластную и патриотическую точку зрения». Студент поинтересовался у Главы государства, как можно исправить ситуацию.

— Я не соглашусь, что большинство. Оппозиция (я не говорю о мятежниках и беглых) всегда в нашем обществе: сколько я работаю, около 10 процентов была. Вот оно сейчас и устаканилось в тех же рамках. Почему? После 2020 года много воды утекло. И я никогда не соглашусь, что большинство народа сегодня не хотят воспринимать провластную информацию — от меня, от власти и так далее. Это ваше право. 
Мы — поколение уходящее, и моя задача как ­Президента достойно передать вам эстафету.
Главное не во мне, главное — в вас. Вы готовы это взять? Тишина… Поэтому вы подумайте. Я знаю, я был таким, как вы, мне казалось, что мы на все готовы. К чему это привело? Поэтому если кто-то «не воспринимает провластную информацию», да господь с вами! У нас же сегодня интернет: клавишу ту-другую нажал, получили информацию — и вперед.

Глава государства озвучил цифры: за ­Президента не голосовало около 500 тысяч человек.

— Почти полмиллиона, я же это вижу. Но вы не забывайте, что и за него проголосовало 6,5 миллиона, или сколько там, человек. И если вы демократы, те, кто «не воспринимает провластную информацию», и вы всегда были за демократические реформы, начала и прочее, ну так, пожалуйста, согласитесь с этой демократией. Вам вбили в голову, что там так было… Слушайте, так не фальсифицируют ничего, это невозможно!

­Президент повторил: после событий 2020 года много воды утекло.

— Люди посмотрели на мир. И подавляющее большинство говорят так: «Слава богу, что он тогда не сдался. Слава богу, что он здесь на улице бегал с автоматом». Взяли оружие в руки и семьей пошли туда. И видели бы, как ваши революционеры бежали, говорят, пятки сверкали. Я впервые увидел, как сверкают пятки.

О фейках и правде

Александр ­Лукашенко напутствовал школьников: мир другим не будет.

— И наша Беларусь не будет такой, как была когда-то. И вы не будете такими, как были только вот вчера. Вы будете другими, только не сломайте то, что вам будет нечем заменить. Это характерно для молодежи. Вы революционеры. 
Но я вам сказал, что лимит революций исчерпан. 
Если вы с оружием в руках пойдете, вы должны всегда понимать, что с той стороны баррикад вам могут ответить так же, не дай бог… 2020 год — это наш сильнейший «косяк». На нас молились все: белорусский народ, да это же такие спокойные, умницы! И тут — бах! На тебе! Во всех мессенджерах мы, красавцы, ходим, рушим, ломаем… Вам нравится эта информация? Или им?

Александр ­Лукашенко рассказал молодежи и про украинскую Бучу. По его словам, наши спецслужбы давно отследили, как создавался этот фейк.

— Мы назвали номера машин, кто в них ехал и кто создавал эту картинку. А вам нравится. Вы посмотрите эту картинку! Впечатляет. Но она же была искусственно созданная. Туда подвезли трупы в полиэтиленовых мешках, а это же чьи-то дети. Это же жизни чьи-то! Вам эта информация нравится?

­Президент подчеркнул, что государство сильно своей политикой, нравами, порядком, требованиями и законами. Александр ­Лукашенко предостерег молодых людей от нарушения законов и дал совет о том, как не просто черпать информацию из интернета, но и владеть ею:
— Если хотите сделать правильный вывод, вам любой ученый скажет: возьмите все точки зрения, которые можно только взять, и сопоставьте. Только поэтому провластную точку зрения нужно знать. Ты можешь ее отвергнуть, но ты должен ее знать… Если уже кто-то после 2020 года чего-то не понял — это точно враги. Поэтому читайте все. У вас сейчас работа такая.

О позиции по ковиду

Президент подчеркнул, что сначала чуть ли не больше половины людей не восприняли позицию Главы государства относительно коронавируса:

— Все кричали, даже в Правительстве (откровенно скажу, почему я отправил в отставку — в том числе и поэтому — бывшего Премьер-министра): закрываемся, уходим все на удаленку, университеты закрываем, никто не шевелится. Помните мою фразу: жрать что будем? 
И если б тогда мы закрылись, нас бы сегодня не существовало. У нас была бы ситуация хуже, чем в Украине. Но вы же тогда мне не поверили. 90 процентов в этом зале, если вы интересовались этой проблемой, вы точно не воспринимали, что я говорил. А я, сжав зубы, шел. Проводя свою ­политику.
И в мире попробовала это сделать Швеция, а потом на полпути дрогнула и отказалась, потому что ее задушили западники. Я был серьезно погружен в эту проблему и увидел, что за ковидом огромная политика. Ковид, вы скоро увидите, это была попытка сломать мир, переделить, запугать.

О сотрудничестве с Китаем и странами Ближнего Востока

Один из вопросов ­Президенту касался внешнеполитических приоритетов Беларуси на дальнем контуре. 

Александр Лукашенко отметил:

— У меня лет 20 с лишним тому назад установились очень добрые отношения с мусульманскими странами, странами Ближнего Востока и даже дальше (Арабскими Эмиратами, Катаром и так далее). У нас добрые с ними отношения, мы с ними прилично торгуем — страны, как мы называем, дальней дуги.

Относительно КНР Глава государства привел в пример строительство при поддержке китайских партнеров Белорусской национальной биотехнологической корпорации. И подчеркнул:
— Это высочайшая в своем развитии высокотехнологичная страна… Китай — это империя. Она сегодня позволяет себе соперничать с главной империей. Мы с ними имеем очень тесные отношения.
На сегодня не можем поставить им столько продукции, сколько они могли бы потребить. Потому что открылся огромный премиальный маржинальный российский рынок и он потребляет все, и в очереди еще стоят — дайте. И платят. Россия в результате санкций беднее, чтобы вы знали, не стала.

Это суждение ­Президент обосновал довольно высокими ценами на нефть и другие энергоносители, которые в мире очень востребованы. Глава государства сказал:

— Мы с китайцами выстраиваем добрые отношения. Хорошие отношения. Они нам бесплатно, за свой счет, строят футбольный стадион, бассейн. В ближайшее время закончат. Они 300 миллионов долларов выделили технической помощи на строительство жилья. Мы с ними создали «Великий камень», там самые современные технологии.

Мы их поддерживаем, они нас поддерживают. Притом открыто.

За уроком Президента следили во всей стране. На снимке — ученики гимназии № 1 г. Слуцка.
ФОТО ЕГОРА ЕРМАЛИЦКОГО.

О независимости

На вопрос о том, всегда ли Беларусь будет суверенной или же ее насильственно и добровольно могут присоединить к какому-либо другому государству, Александр ­Лукашенко ответил так:

— Вопрос не по адресу. При мне — нет. При вас — не знаю. Я имею в виду, не будет присоединения. Какой глупый упрек ­Президенту, что он собирается Беларусь кому-то сдать, присоединить и прочее. 
Это значит более четверти века службы ­Президентом вот так перечеркнуть. Как можно предать то, что ты своими руками склеивал не одно десятилетие? Отойдите вы от интернета и не слушайте тех, кто об этом говорит. Это невозможно при нынешнем ­Президенте.
Белорусский лидер уверен, что у России и ее руководства также нет стремлений присоединить Беларусь. Наоборот, страны взаимовыгодно сотрудничают, Беларусь получает энергоресурсы по выгодным ценам:
— Никто от меня не требует, чтобы я кому-то пришел и сдал Беларусь. Зачем? Самое опасное всегда — это экономика. Зачем мне сдавать куда-то Беларусь? Природный газ у нас в 20 раз дешевле, нежели в Западной Европе. В 20 раз дешевле, чем в Польше. Где мы его берем? Один источник — Россия. И никогда мне ­Президент Путин не сказал: «Слушай, давай, в состав России входи!» Никогда! А нефть продают нам так, как себе в России. И помогают по всем направлениям. Рынок открыт. Все, что мы производим, мы можем продать сегодня на высокодоходном маржинальном российском рынке. То есть они делом показывают, что готовы выстраивать с нами отношения. Совместных проектов с Россией множество: начиная от военно-стратегических и заканчивая земными.
Строительство белорусских портов под Санкт-Петербургом и в Мурманске, к примеру, совместные проекты по импортозамещению. Огромные. Вот сейчас примерно под два миллиарда долларов Россия выделяет нам на эти совместные проекты. Поэтому проектов будет тьма-тьмущая. 
Мы будем укреплять наши отношения с нашим основным стратегическим партнером — нашей братской Россией.

Об образовании

Рассуждая на тему развития образования, Александр ­Лукашенко признался:
— В образовании я болею сегодня одним: мы к следующей вступительной кампании должны определиться, как вы будете сдавать экзамен.
Или это будет централизованное тестирование, где вас будут, как овчарок, натаскивать на что-то, или это будет собеседование, как раньше, где перед тобой будет человек, но с опасностью коррупции… И вот я страдаю сегодня этим — как отобрать? А там вас уже преподаватели научат. Если вы хотите. Не хотите — отчислят.

Глава государства отметил, что видит очень большой недостаток в централизованном тестировании:

— Все-таки преподаватель (это я как преподаватель говорю) должен видеть человека перед собой. И если он честный, патриотичный, если он болеет за то, чтобы в нашей стране были крепкие студенты, а потом специалисты, он обязательно отметит это, в том числе и оценкой. Но я не скажу «нет» централизованному тестированию, не готов я. И я не готов вернуться к тому, чтобы было собеседование.

­Президент добавил, что пока решение на сей счет не принято, и призвал следить за новостями.

Глава государства также напомнил, что в свое время ему предлагали сократить число обучающихся в вузах:

— Я сказал: сокращать не будем. Пусть лучше у станка стоит человек с высшим образованием. Обычный рабочий с высшим образованием. Потому что станки с программным управлением не так просты. Вот это важно — чтобы вы не так, как в Речи Посполитой (где шляхтичи, дети их и прочие) получали образование, «размаўлялі не на беларускай сакавітай мове, а толькі на польскай». Я этого не хочу! Важнее, чтобы вы на своей земле жили.

О работе ­Президентом

Еще один вопрос: каково это — быть Главой государства и с какими трудностями приходится сталкиваться.

— Что касается сложностей, нет более тяжелой работы, чем работа ­Президента, — ответил Александр ­Лукашенко. — Это не работа, это служба. Особенно в Беларуси, «тоталитарном», как там еще говорили, диктаторском государстве. Когда ты, как ­Президент, не можешь себе позволить быть в отпуске, какой-то ненормированный рабочий день. Это не значит, что ты сидишь за столом, что-то пишешь, пашешь и прочее. Ты просто привязан к своей работе.

Александр ­Лукашенко был откровенен:

— Вы же меня не пожалеете, что я вчера коров доил, извините, а сегодня пришел к вам на исторические темы рассуждать. И что я уже давно-давно не историк. Я сейчас занимаюсь другими вопросами: как уберечь страну, в голову что-то вложить, чтобы не делили, не воевали, не рвали. Ты как белка в колесе вертишься, вертишься. Столько лет, как он мог?! А к этому привыкаешь. Я вот думаю, ну ладно, завтра я не ­Президент. А что я буду делать? Ну ладно, проснулся утром, побежал на лыжах, в хоккей поиграл, а дальше что? 
Я уже не представляю жизни без этого «белкиного колеса». ­Президент — это не человек, это машина.

О денацификации

В последнее время в информационном поле то и дело звучат определения «национализм», «нацизм», «фашизм». Школьникам и студентам разобраться в том, что именно имеется в виду, порой непросто. ­Президента попросили разъяснить, что значит денацификация. Ответ был таким:

— Если послушать меня, Путина, русских или белорусов — мы националисты. Это нормально, ребята. Националист — это тот, который радеет за свое, за суверенитет, независимость, за свой язык, культуру и прочее. Нацист — это националист худшей закваски, который преувеличивает свою нацию, унижает, оскорбляет, вытирает ноги о других.

Фашизм же, как учили в советское время, — крайняя форма проявления нацизма:

— Это когда уже берут в руки оружие. Это уже фашисты. Я это так оцениваю. А денацификация, как оно пошло накануне специальной операции в Украине, — это пресечение этого фашизма в будущем и нацизма в настоящем. К чему Украина и подошла. Сейчас, можно сказать, уже появились ростки поползновения фашизма в Украине. Когда берут оружие, бейте-режьте русских, ролики снимают в интернете, отрезают русским голову. Это фашизм.

­Президент рассказал, что, когда инициировал переговоры в начале специальной военной операции России в Украине, у него состоялся разговор с Владимиром Зеленским:

— Я сказал Зеленскому: «Володя, это все философски. Надо садиться за стол переговоров, и никто там не скажет про денацификацию». 
Потому что была и есть главная проб­лема — демилитаризация Украины. Чтобы там натовцы не разместили самое современное вооружение ракетное, в том числе с ядерными боеголовками.
Александр ­Лукашенко подчеркнул, что в этом плане Беларусь абсолютно поддерживает Россию. При этом ­Президент призвал договариваться о мире:

— И до сих пор говорю: надо сесть за стол переговоров, чтобы не было хуже, чтобы Украина, Беларусь, Прибалтика и даже поляки в Варшаве не превратились в театр военных действий и чтобы нас не стерли с лица земли. Мы это переживали. И когда Наполеон туда-сюда прошел, и в Первую мировую войну театр военных действий был, в Великую Отечественную туда-сюда ходили. Мы исчезали вот с этой карты. И как Феникс из пепла возрождались. Хватит, надо остановиться.

О возвращении беглых

Глава государства отметил, что многие беглые хотят вернуться в страну. Он анонсировал, что в ближайшее время объявит информацию на этот счет и планирует приурочить это ко Дню народного единства, который будет отмечаться 17 сентября:

— Важнее, чтобы вы на своей земле жили. У вас вот беглые, и ваши знакомые, рванули за границу. А вы знаете, сколько назад сейчас просятся? Не знаете. Ну, мы им не закрывали въезд, но они боятся и вернуться некоторые, которые накосячили. Потому что с законом непорядки — а вдруг с них спросят. В ближайшее время я отвечу на этот вопрос. Как раз 17 сентября — День народного единства — близко. Мы рассмотрим некоторые вопросы (не хочу заранее анонсировать их) и примем соответствующее решение. Но это примем мы, на своей земле.

О молодежных инициативах

Отвечая на вопрос о мероприятиях, которые будут укреплять в молодежи желание знать и сохранять историю своей семьи и родного края, Александр ­Лукашенко пообещал:

— Все мероприятия, которые вы захотите провести, будут проведены по закону и не вразрез с требованиями нашего государства, с учетом наличия у нас денег и времени. Вносите предложения, я в этом плане очень подвижен. Пришли недавно наши бэ­эрэсэмовцы: «Хотим Хатынь восстанавливать». Я сказал: создавайте стройотряд, завтра будете там. Они захотели — пожалуйста. Так и здесь: хотите — предлагайте.

Вспомнили во время открытого урока и о «Поезде Памяти». Его участница учащаяся 137‑й минской школы имени Машерова София Калита рассказала о том, что за две недели российские и белорусские ребята очень сплотились.

— Я это приветствую, — сказал Александр ­Лукашенко. — «Поезд Памяти» мы не отменим, он будет колесить по территории России и Беларуси. Но надо идти дальше. Пусть это будет начало. Идите дальше в общении с россиянами, с другой молодежью — с украинцами, поляками, литовцами. Совместные слеты, встречи, спортивные мероприятия — форм много. Предложите — рассмотрим ваши инициативы, и уверен, что поддержим.

Июнь 2022-го. Акция «Поезд Памяти».

О многополярном мире

Александр ­Лукашенко ответил также и на вопрос о том, какое мироустройство для Беларуси предпочтительнее — многополярное или однополярное:
— Для нас лучше то, что устойчивее. Если какая-то система, в том числе мировая (политическая, экономическая), опирается на несколько столпов, на несколько опор, то эта система более устойчива. Нам нужна только устойчивость, мы не занимаемся геополитикой, у нас нет ресурса для этого.
Александр ­Лукашенко добавил, что и диктатором он не может быть потому, что ресурсов для этого нет в отличие, например, от Иосифа Сталина, который мог влиять «на любую точку планеты». Беларусь же сильно влиять на глобальные проблемы не может.

— Но мы в центре Европы… И этим все сказано. Это сердце Европы, сердце остановится — будет трудно всему организму. Поэтому нам надо тишина, покой. Мы встроились после распада Советского Союза в технологические цепочки, мы нашли свое место, мы знаем свой рынок, нас знают. Мы поставляем, торгуем, и главное, чтобы не было никакой заварухи, как сейчас.

Он обратил внимание на то, что у нас не такая гигантская экономика, как, например, у Китая или США:

— Поэтому, если мы не собираемся на колено ломать какие-то процессы в мире, нам надо спокойно, встроившись в этот миропорядок, жить и работать. Вот отсюда наша политика.

Об импортозамещении

Будет ли Беларусь наращивать импортозамещение, спросили у ­Президента. Александр ­Лукашенко ответил утвердительно — другого выхода у нас нет:

— Надо, чтобы было свое. Если свое есть, мы независимы. Если своего нет — это тоже зависимость. Да, это очень важный вопрос. Вопрос, можно сказать, номер один, особенно в промышленности. Все мои сейчас поездки связаны именно с импортозамещением.

Белорусский лидер, обращаясь к молодежи, отметил, что у ребят есть огромная возможность в этом плане:

— Чтобы мы и компьютеры делали, и беспилотные трактора (они у нас уже есть и работают). Творите. И поменьше в политику лезьте, мой вам совет.

Еще один совет от ­Президента

Во время открытого урока Александр ­Лукашенко в очередной раз посоветовал молодежи все делать вовремя:

— Не откладывайте на завтра ни в коем случае, потому что вас завтра захлестнут новые проблемы. И то, что вы не решили вчера и сегодня, возможно, будет не решено и завтра, и послезавтра: возникнут новые проблемы, новые вопросы, новые задачи придется решать. Поэтому вот мой вам совет: вперед, вперед, вперед. Не отвлекайтесь на третьестепенные и даже второстепенные вопросы. Постарайтесь их решить походя, решая главные вопросы.

Повод задуматься о будущем

После мероприятия мы попросили его участников поделиться эмоциями и впечатлениями от услышанного.

Кирилл Любимов, учащийся Минского государственного колледжа электроники:

— Впечатления очень хорошие. Чувствовалось, что ­Президент говорил открыто и искренне. На мой взгляд, самый главный тезис, который прозвучал, состоит в том, что мы должны знать свою историю, хранить историческую память, чтобы не совершать ошибок в будущем. Ошибки, которые совершались ранее, являются неотъемлемым уроком для построения будущего. Поэтому всегда очень важно мыслить критически и уметь анализировать информацию.

Дарья Лазарчик, студентка Белорусской государственной академии искусств:

— Мне запомнится эта встреча тем, что ­Президент говорил с нами на равных. Он отвечал на наши вопросы с удовольствием, и это было очень приятно. На таком мероприятии была впервые, очень запоминающаяся встреча. После разговора понимаю, что мне надо более углубленно изучать историю. Все-таки я хочу знать о подвигах предков гораздо больше, чем знаю на данный момент. И в принципе после этого урока буду задумываться чаще о будущем нашей страны. Может, даже сделаю что-то значимое для своей страны.

Ярослав Алексеев, сотрудник Республиканского молодежного центра:

— Урок был посвящен исторической тематике. И это абсолютно правильно. Потому что историю нужно помнить всем. И в первую очередь, чтобы не допустить ошибок, которые были в прошлом. Этим нужно жить сейчас. Молодые люди, а также наше старшее поколение, специалисты-историки, должны вместе защищать нашу Родину, нашу историческую память. Потому что, как правильно сказал ­Президент, пока он есть, страну он не отдаст, защитит. Но потом к управлению придет новое поколение. И оно должно выстоять, защитить нашу страну. И вот эту мысль наши молодые люди должны нести дальше.

Надежда Кузнецова, ученица 11‑го класса СШ № 182 г. Минска:

— Очень неожиданный формат урока! Честно признаться, я думала, мы просто придем, сядем и нам будут рассказывать что-то из истории. Но ­Президент начал с нами общаться, задавать вопросы — это очень понравилось!

Я увидела в аудитории много ребят, которые хотят приносить пользу нашей стране, поэтому уверена: у нас хорошее будущее! Я вижу Беларусь суверенной, независимой и развитой страной. Мы для этого все сделаем.

Илья Ницкович, студент 3‑го курса факультета коммерции и туристической индустрии БГЭУ:

— Это было мероприятие очень высокого уровня: для нас, молодежи, провести такой урок с ­Президентом фактически на равных — незабываемо. Была возможность задать любые вопросы, какие мы хотели, а потому затронули самые разные и важные темы: от исторической памяти до патриотизма, от геополитики до процессов внутри страны.

­Президент затронул тему преемственности и передачи эстафеты молодому поколению. Могу сказать: имея такой пример перед глазами, как Александр Григорьевич, думаю, мы готовы. Мы четко знаем, куда идти дальше, с кем можно дружить, а с кем, как показала история, не стоит.

Мы сделали выводы из 2020 года. Это была попытка западных государств нарушить покой в нашей стране, но, к счастью, мы смогли преодолеть те трудности, доказать, что белорусский народ един. Мы все любим свою страну и не позволим другим государствам решать нашу судьбу. 

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter