2 августа — День десантников и сил специальных операций Вооруженных Сил Беларуси

Если не они, то — никто

Экипировка по последнему слову техники, все виды вооружения и круглосуточная отработка практических навыков — с таким списком возможностей военнослужащие 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады дадут фору каждому. Не зря этих парней называют элитой Вооруженных Сил — в подразделении точно есть на что посмотреть и чему поучиться! Все дело в масштабной десантной подготовке. Она проходит не только на суше, а еще на воде — и днем, и ночью. Как уникальные специалисты умудряются все успевать? Солдаты сами рассказали об армейских буднях, прыжках с парашютом, спусках на глубину и полевых выходах. Накануне профессионального праздника корреспондент «СГ» побывала у витебских десантников.

Военнослужащие 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады Максим Горячев, Егор Подольский и Никита Чепиков.

Сила техники и высоты

На постсоветском пространстве Беларусь стала первым государством, создавшим мобильные силы. Они же сохраняются и по сей день. А в современных реалиях 103 гв. овдбр — основа сил специальных операций Вооруженных Сил и будущее армии. Охрана объекта, блокирование, уничтожение незаконных вооруженных формирований и разведывательно-диверсионных групп противника — все это ключевые боевые задачи воинов-десантников. Для их выполнения на вооружении новейшая техника и современные образцы оружия. Также соединение славится разноплановым составом: парашютно-десантные батальоны, зенитная ракетно-артиллерийская батарея, смешанный артиллерийский дивизион, разведывательно-десантная и инженерно-саперная роты. А уровень своего мастерства военнослужащие обязательно повышают в полях, рассказал командир парашютно-десантной роты гвардии старший лейтенант Роман Парахневич:

— Всегда говорил и буду говорить, что без постоянной отработки навыков на практике — никуда! В моем подчинении служат ребята самых разных специальностей: наводчики и водители БТР, гранатометчики РПГ-7, стрелки, пулеметчики… Всем специалистам нужно оставаться в строю круглосуточно, поэтому полевые выходы в нашем арсенале постоянно.

Обычно, каждая из тренировок максимально приближена к реальным условиям. Как разворачиваются действия, можно долго рассказывать, но лучше хотя бы раз посмотреть вживую. И нам повезло! Громко, масштабно и на отлично — личный состав подразделения как раз участвовал в очередном двустороннем ротном тактическом учении. Солдаты выполняли задачи разведывательно-боевых действий, уточнил Роман Парахневич:

Гвардии старший лейтенант Роман Парахневич.

— Главная — уничтожить станцию радиопомех условного мотопехотного батальона. В процессе пришлось отражать засаду противника, но свою цель достигли: станцию радиопомех нашли и на этапе боевой стрельбы уничтожили. Парни выложились по максимуму и вместе с этим приумножили свой опыт. Он, я уверен, достигается именно в формате практической подготовки.

Роман Парахневич знает, о чем говорит. На его счету уже 34 прыжка с парашютом и семилетний боевой путь. Сразу после окончания факультета военной разведки в Военной академии, Роман стал командиром взвода в 103-й бригаде. И ровно год как назначен командиром парашютно-десантной роты. Такого же послужного списка гвардии старший лейтенант желает каждому бойцу:

— Сейчас парни приходят уверенные и целеустремленные. По ним видно, что к армии относятся серьезно. Об этом же говорят и цифры. Половина бойцов моей роты уже перевелись на контрактную службу! 
А те, кто только пришел на срочку, успешно прошли этап слаживания. Все солдаты — хорошо подготовленные профессио­налы, они с уверенностью могут пользоваться вооружением, техникой и выполнять боевые задачи любого объема и сложности.


За время службы в армии десантники выполняют в среднем 3—4 прыжка с вертолетов МИ-8, самолета АН-2 и ИЛ-76. Наводчик ПКМ гвардии рядовой Никита Чепиков пока может похвастаться одним прыжком — с 800 метров во время КМБ. Но парень уверен, дальше — больше.

— За девять месяцев в бригаде это самый эмоциональный момент, — признался Никита. — Несмотря на то, что служба нелегкая, я обожаю свою специальность и каждый день совершенствуюсь. Отвечаю за самое серьезное стрелковое оружие взвода. Если говорить в двух словах про армейские будни наводчика ПКМ — большая мощь и такая же ответственность.

Десант водной стихии

Есть в 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде и те, кто не только прыгает с парашютом, а еще и испытывает себя на глубине. Гвардии ефрейтор Артем Прокопчук уже несколько лет служит старшим водолазом в инженерно-саперной роте.

— Но десантником быть не перестал! — заявил с улыбкой Артем. — Каждый военнослужащий нашего соединения — десантник. Мое единственное отличие — помимо выполнения стандартных задач и боевой подготовки, постоянные водолазные спуски. Весь наш штат регулярно совершает прыжки с парашютом, точно также, как и остальные. У меня уже за десятку перевалило. Да что говорить, буквально неделю назад отрабатывали ночные прыжки — для меня самые запоминающиеся. Прыжки с парашютом на воду тоже проходили, там я обеспечивал прием личного состава.

Гвардии ефрейтор Артем Прокопчук готовится к погружению.

Артем как раз таки пример одного из тех, кто целенаправленно стремился в войска. Парень настолько сильно хотел остаться в армии, что даже досрочно перевелся на контрактную службу. Водолазному делу обу­чился в 188-й гвардейской инженерной бригаде. За три месяца подготовки освоил 20 часов спусков. Сейчас за его спиной уже около 300 часов работы под водой! Помимо ежемесячных тренировок на полигоне и полевых выходов, Артем участвует в состязаниях среди инженерных подразделений Вооруженных Сил. В этом году занял второе место в категории лучший инструктор и первое место в общекомандном зачете. Такая интенсивная подготовка — и есть залог успешного спуска, считает старший водолаз:

— Находиться на глубине в снаряжении весом 80 килограммов и еще выполнять задачи — дело нелегкое. Но никаких секретов в работе нет, нужно лишь держать физподготовку в тонусе, а мастерство приходит только с опытом.


Инженерно-саперная рота в любой момент должна быть в полной боевой готовности: водолазы занимаются подводным разминированием. Заявки на обезвреживание взрывоопасных предметов поступают к ним со всей Витебщины. В основном — снаряды времен ВОВ, которые случайно обнаружили рыбаки или сотрудники ОСВОДа во время очистки береговых линий.

— Выезжаем стабильно несколько раз в месяц, — объяснил Артем. — Недавно только вернулись с реки Лучоса, до этого работали на Двине. Такие спуски уже не в новинку. А к специфике привык сразу и рад, что с подразделением не ошибся — щит страны! Для меня самое ценное — ни разу не пожалеть, что остался в Вооруженных Силах. На гражданке парни мыслят по-другому. Но только отслужив срочку, можно понять, что такое армия. Уверен, большинство моих сослуживцев согласятся, именно здесь ты находишь себя.


lukashik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter