Эраст Гарин

Сегодня на канале ОНТ в 14.50 покажут старый добрый фильм «Девушка без адреса»
Сегодня на канале ОНТ в 14.50 покажут старый добрый фильм «Девушка без адреса»

Лирическая комедия о приключениях двух симпатичных молодых людей в большом городе на экраны вышла в 1957 году. Фабула комедии, как и жанр, проста: они ищут друг друга и никак не могут встретиться, словом, почти мелодрама с хорошей песней в исполнении блистательного Николая Рыбникова: «Девчонку без адреса всюду ищу и днем, и вечерней порою!» Вспомнили? Эту картину сразу же полюбили советские зрители, и на киностудию начали пачками приходить письма от поклонников. Адрес был простой: Москва, «Мосфильм». Кате Ивановой. Говорят, последнее письмо было в 2004 году.

А вот режиссер этого фильма Эльдар Рязанов, как ни странно, был очень недоволен своей картиной. Он откровенно тяготился, когда «Девушку без адреса» показывали по телевидению, и во всех интервью отмечал, что «снял невероятно слабую комедию». Прав он или нет, но эту картину зрители смотрят вот уже не одно десятилетие.

Первый выпуск нашей рубрики «Актеры советского кино» посвящен великому острохарактерному советскому актеру Эрасту Гарину, сыгравшему в картине «Девушка без адреса» эпизодическую роль дедушки Катерины Ивановой. Правда, только одним своим появлением в первых кадрах он вызвал улыбку зрителей, обозначил жанр фильма и обеспечил ему долголетие на экране.

Для подавляющего большинства современных людей, хоть сколько–нибудь интересующихся искусством, Эраст Гарин — киноактер. «Театральная» часть его жизни известна разве что специалистам–театроведам, историкам искусства. Лучшие свои роли в театре Гарин сыграл, страшно сказать (!), в 20–е годы, когда спектакли почти не записывали на пленку. Поэтому узнать о гаринских Хлестакове, Чацком или Гулячкине (герое эрдмановского «Мандата») мы можем только по немногим фотографиям да рассказам мемуаристов–очевидцев. Спектакли, некогда взбудоражившие театральную Москву, отошли в область легенд. Как, впрочем, и сам театр Мейерхольда, взрастивший Гарина. И даже ордена и почетные звания артисту вручали «за вклад в развитие советского киноискусства» — про театральные работы ни слова.

Чудовищная, если вдуматься, формулировка для актера, который был — на сцене и на экране — воплощением эксцентрики, гротеска, шаржа.

Критики назвали Эраста Павловича Гарина лучшим мастером школы Вс.Мейерхольда. О нем даже писали «комик с серьезным лицом» и называли «Бастером Китоном советского кинематографа». Работая в основном на одной краске, владея неповторимой «гаринской интонацией», он создавал самые разные образы. Может, он раскрылся бы более широко, но в советском кино, к сожалению, Гарин навсегда остался «рыцарем комедии».

Впрочем, своей славой многие советские фильмы обязаны эпизодическому появлению артиста Гарина. Достаточно вспомнить смешную угрозу: «Ухожу в монастырь!», королевский упрек: «Связи связями, но совесть тоже надо иметь...», и в памяти всплывет чудаковатый король из почти шестидесятилетнего фильма «Золушка». В фильме же Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» гаринский герой тоже произнес неповторимым голосом фразу, которой щеголяют и нынешние тинейджеры, отвечая по мобильнику: «Але, вахтер Иванов слушает!» Или из «Оптимистической трагедии»: «Каких красавцев я навербовал. Варфоломеевские ночки делать будем...»

Об Эрасте Гарине, любимом ученике Мейерхольда, и его замечательной спутнице режиссере Хесе Локшиной, кроме энциклопедических сведений, известно в основном по воспоминаниям их современников.

Достаточно вспомнить первую работу Э.П.Гарина в кино как режиссера — блистательная, по описаниям современников, экранизация гоголевской «Женитьбы» (1936) была запрещена и не сохранилась. Подчеркну, что все фильмы были поставлены совместно с Хесей Локшиной. По воспоминаниям современников представляешь себе эту удивительную пару, милую и в то же время контрастную. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович все больше «летал в облаках».

Из воспоминаний супруги Хеси Локшиной: «Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть ее (картину «Женитьба») в августе 1941 года, т.е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей».

Известно, что Гарин и Локшина целенаправленно разыскивали свой фильм, запрашивая даже французскую синематеку. Обращались и в ГФФ, после того как в справочнике «Советские художественные фильмы» обнаружили фильмографическую справку на фильм «Женитьба» без указания о том, что фильм не сохранился. Однако все поиски остались безуспешными...

О творческой судьбе Хеси Александровны Локшиной написано мало, но я приведу любимый ее эпизод, который она «подсмотрела» в Рязани, погостив у родственников Гарина. Позже Локшина кому–то из сослуживцев его пересказала, и таким образом он дошел до наших дней. Бабка Гарина каждый раз, провожая их, крестила — сначала внука Эраста, затем его жену. Гарин пытался вразумить старушку: «Что ты ее крестишь, ведь она же еврейка!» На что та невозмутимо отвечала: «За Богом не пропадет!»

Эраст Гарин сам был человеком, как говорят в адрес талантливых людей, «не от мира сего». Словом, чем–то похожим на своих сказочных персонажей — трех шварцевских королей: в «Золушке», «Каине ХVIII» и «Обыкновенном чуде». Короли эти были разные, как и другие герои Гарина, но в то же время все они объединены его эксцентричной манерой игры. Надо признать, что и в быту Эраст Павлович тоже вел себя по–королевски: он никогда не знал, где в доме лежит молоток и куда класть грязные рубашки...

Личная жизнь актера сложилась «не как у всех», но об этом Эраст Гарин никогда не распространялся в прессе. В конце 70–х годов артиста перестали снимать и приглашать в постановки. Свою невостребованность Эраст Павлович переносил болезненно и скрывался от знакомых. Известно только, что однажды в прямом эфире программы Андрея Максимова «Ночной полет» на вопрос, как ощущал себя Эраст Павлович в последние годы жизни, Любовь Руднева, гражданская жена Гарина (у нее есть дочь от Эраста Павловича, но замуж за актера она так и не вышла) ответила: «Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может говорить. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».

Лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР Эраст Павлович Гарин умер в Москве 26 августа 1980 года.


Родился актер и режиссер 10 ноября 1902 года в Рязани. Там же в 16 лет поступил в гарнизонный театр, а в 1922 году Гарин переехал в Москву. Свою первую роль в кино — адъютанта Коблукова — Эраст Гарин сыграл в комедии «Поручик Киже» в 1934. Творческая судьба Эраста Гарина сложилась блистательно и одновременно драматично. Попытки выйти за пределы отведенного ему пространства заканчивались катастрофой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter