Минск
+13 oC
USD: 2.04
EUR: 2.27

В регионах студенческая молодежь продвигает проекты «зеленой» энергетики

Энергия на дороге

Электроэнергия — под ногами. Возможно ли такое? Гомельский студент Михаил Внуков в этом даже не сомневается. Будущий энергетик предложил проект выработки электроэнергии за счет... уличного движения автомобилей и пешеходов. 


Михаил Внуков, студент четвертого курса энергетического факультета Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого, с нового ракурса взглянул на автомобильные и пешеходные потоки на улицах города. Со слов будущего инженера, интенсивное движение тех и других вполне можно использовать для освещения магистралей. На мою паузу, повисшую в телефонной трубке, отреагировал коротко:

— Приезжайте — покажу. 

В мраморном зале университета меня встречает молодой человек в деловом костюме, несущий на вытянутых руках «кусочек города». По ходу движения знакомит с объектом интереса:

— Это проспект Победы в Гомеле, который я взял за основу для проекта. Улица с интенсивным движением. За день здесь проезжает 6.389 автомобилей.

— Откуда такая точность?

— Лично считал. Кстати, идею проекта предложила моя сестра, она недавно также окончила энергофак ГГТУ. Над его воплощением работали вместе.

Михаил наконец приземляет свою ношу. Наводит порядок на Победе. На улице появляется игрушечная «Хонда», которую студент катит к лежачему полицейскому: 

— Итак, принцип очень простой. Вот улица, а на ней искусственная неровность, под которой установлена наша система. Машина, переезжая искусственную неровность, силой нажатия запускает зубчатый механизм устройства, который превращает поступательное движение во вращательное. Приводится в движение вал. Вращение передается на редуктор, после него в работу включается генератор. Электроэнергия создалась...

— А дальше? 

— А дальше, имея запас электроэнергии, накопленный за день, мы можем ее направить потребителю. К примеру, для освещения дома или улицы. При интенсивности движения, которое характерно для проспекта Победы, в осенне‑зимний период это работа 17 фонарей от одной системы. Экономия на электропотреблении в год — чуть более 2,6 тысячи рублей. Да вы сами попробуйте.

Имея запас электроэнергии, накопленный за день, мы можем ее направить потребителю. К примеру, для освещения дома или улицы.

Начинаю гонять иномаркой по лежачему полицейскому. За шесть прокаток выработала 6 вольт. Далее нажимаю на кнопку — рубильник — фонарь загорается. Михаил предлагает заодно потоптаться по импровизированному тротуару, который являет собой плотный лист бумаги, прикрепленный к макету проводками. Оказывается, под ним прячется пьезогенератор — полотно из элементов, которые при деформации способны вырабатывать электроэнергию.

— Такими элементами можно оснастить тротуары, — объясняет Михаил. — В итоге движение пешеходов даст нужную нам энергию. Правда, пока пьезоэлементы дороговаты, поскольку в мире эта технология еще в стадии разработки. Но в перспективе тоже можно рассматривать как вариант «зеленой» энергетики. 

Проект Михаила Внукова признан лучшим на конкурсе стартапов по альтернативной энергетике, который в этом году вуз провел впервые в регионе, а также на отборочных этапах конкурса «100 идей для Беларуси».

Заместитель декана энергетического факультета по научной работе Алексей Капанский не скрывает — альтернативная энергетика в спектре студенческих интересов появилась недавно:

— Ранее мы не занимались подобной тематикой. Но в этом году решили ввести ее в работу одной из учебных исследовательских лабораторий, действующих на базе вуза, поскольку направление действительно перспективное. Да, в скором времени в Беларуси начнет действовать собственная атомная станция. Однако параллельно страна идет и путем развития альтернативной энергетики. В комплексе все это будет работать на создание отечественной энергонезависимой системы.

КСТАТИ 

Возобновляемая энергетика в последние годы стала в Беларуси самым быстро развивающимся видом генерации. Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в потреблении уже достигла запланированных к 2020 году 6 процентов.

draluk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Иван ЯРИВАНОВИЧ
Загрузка...