"Эмиграция" под своды старины
10.10.2002
Еще два года назад Владимир Богданов, как любой фотолюбитель, щелкал фотоаппаратом совершенно бессистемно. Пока однажды вдруг не осознал, что живем-то мы в период рубежный и ничто так не хранит память о минувшем тысячелетии, как древние замки. Вообще архитектура, по мнению Владимира, - это своеобразный исторический справочник, к тому же судьба старинных зданий так драматична, а часто и трагична, что ему стало ясно: сохранить их хотя бы на фотопленке - его гражданский долг. Так началась "эмиграция" под своды старины Владимира Богданова.
Выяснилось, что каменных и деревянных свидетелей истории у нас не так уж мало, и мнение о том, что Беларусь - выжженный войнами и прочими коллизиями край - не более чем безосновательный стереотип. В архитектуре, кстати, принято считать, что пока здание не утратило фундамент, оно сохраняет свою аутентичную ценность. "Драгоценных" руин у нас действительно много. Но, проведя собственную ревизию энциклопедий и архитектурных справочников и сверив их с реальным положением дел, фотоисследователь Богданов пришел к выводу, что время и людское безразличие к прошлому внесли свои коррективы и подобная литература не дает правдивой информации. Кое-где на месте якобы реальных памятников культуры в действительности не осталось уже и фундамента...
Поначалу цели у Владимира были преимущественно художественные - снять как можно больше убедительных "портретов" замков и составить "коллективный портрет" не только прошлого, но и настоящего. Но постепенно он всерьез стал задумываться о том, как пробудить в соотечественниках настолько большой интерес к этой теме, чтобы спровоцировать конкретные действия. И в конце концов всем миром заняться если не реставрацией, то хотя бы консервацией древних стен. "Нам есть что показать и есть чем гордиться", - убежден Владимир.
Например, мы можем гордиться своей уникальной готикой. Люди неосведомленные полагают, что готика - явление западное, до нас попросту не дошедшее. В России действительно ничего подобного нет. В Беларуси же прекрасно сохранились несколько десятков классических готических костелов, к тому же только у нас и больше нигде можно встретить невероятные образчики так называемой "православной готики". Кроме того, на территории нашей страны оставили след множество европейских мастеров, пытавшихся соединить архитектурные традиции своих стран с древним белорусским зодчеством. В плане архитектуры мы по-своему уникальны - и это не пустые слова.
Ко всему прочему, история каждого замка - роскошный материал для литераторов и киносценаристов. Бездна сюжетов! Взять хотя бы любимое место Владимира Богданова - деревню Пустынки на Могилевщине. Самой деревни уже давно нет, но сохранилось целых 11 исторических зданий, некоторые из них - 600-летнего возраста! Первую церковь здесь возвел родственник Витовта князь Лугвен в 1380 году после того, как прозрел, умывшись из местной кринички. Позже появились монастырь, духовная семинария, до революции в Пустынках было несколько школ, типография... Потом в здании монастыря устроили детский дом, который во время войны не успели эвакуировать. Но произошло невероятное - захватив деревню, немцы взяли детей на свое обеспечение, и за всю войну в Пустынках не погиб ни один ребенок и ни одно здание не было разрушено. Не зря у окрестного населения это место считается заговоренным, и к криничке наведываются до сих пор, надеясь на чудо. И, говорят, чудеса происходят...
Фотографий замков, церквей и крепостей у Владимира Богданова скопилось уже на несколько фотоальбомов. Но для полноценной книги о неизвестной многим Беларуси этого, по его мнению, еще недостаточно. Фотоисследование прошлого продолжается.
Выяснилось, что каменных и деревянных свидетелей истории у нас не так уж мало, и мнение о том, что Беларусь - выжженный войнами и прочими коллизиями край - не более чем безосновательный стереотип. В архитектуре, кстати, принято считать, что пока здание не утратило фундамент, оно сохраняет свою аутентичную ценность. "Драгоценных" руин у нас действительно много. Но, проведя собственную ревизию энциклопедий и архитектурных справочников и сверив их с реальным положением дел, фотоисследователь Богданов пришел к выводу, что время и людское безразличие к прошлому внесли свои коррективы и подобная литература не дает правдивой информации. Кое-где на месте якобы реальных памятников культуры в действительности не осталось уже и фундамента...
Поначалу цели у Владимира были преимущественно художественные - снять как можно больше убедительных "портретов" замков и составить "коллективный портрет" не только прошлого, но и настоящего. Но постепенно он всерьез стал задумываться о том, как пробудить в соотечественниках настолько большой интерес к этой теме, чтобы спровоцировать конкретные действия. И в конце концов всем миром заняться если не реставрацией, то хотя бы консервацией древних стен. "Нам есть что показать и есть чем гордиться", - убежден Владимир.
Например, мы можем гордиться своей уникальной готикой. Люди неосведомленные полагают, что готика - явление западное, до нас попросту не дошедшее. В России действительно ничего подобного нет. В Беларуси же прекрасно сохранились несколько десятков классических готических костелов, к тому же только у нас и больше нигде можно встретить невероятные образчики так называемой "православной готики". Кроме того, на территории нашей страны оставили след множество европейских мастеров, пытавшихся соединить архитектурные традиции своих стран с древним белорусским зодчеством. В плане архитектуры мы по-своему уникальны - и это не пустые слова.
Ко всему прочему, история каждого замка - роскошный материал для литераторов и киносценаристов. Бездна сюжетов! Взять хотя бы любимое место Владимира Богданова - деревню Пустынки на Могилевщине. Самой деревни уже давно нет, но сохранилось целых 11 исторических зданий, некоторые из них - 600-летнего возраста! Первую церковь здесь возвел родственник Витовта князь Лугвен в 1380 году после того, как прозрел, умывшись из местной кринички. Позже появились монастырь, духовная семинария, до революции в Пустынках было несколько школ, типография... Потом в здании монастыря устроили детский дом, который во время войны не успели эвакуировать. Но произошло невероятное - захватив деревню, немцы взяли детей на свое обеспечение, и за всю войну в Пустынках не погиб ни один ребенок и ни одно здание не было разрушено. Не зря у окрестного населения это место считается заговоренным, и к криничке наведываются до сих пор, надеясь на чудо. И, говорят, чудеса происходят...
Фотографий замков, церквей и крепостей у Владимира Богданова скопилось уже на несколько фотоальбомов. Но для полноценной книги о неизвестной многим Беларуси этого, по его мнению, еще недостаточно. Фотоисследование прошлого продолжается.