Председатель концерна «Беллегпром» — о том, с какими результатами отрасль завершает этот непростой год

Экспорт ровными стежками

Тяжело найти сферу, на которую так или иначе не повлияла бы сложившаяся в этом году эпидемиологическая обстановка. Менее всего затронул коронавирус те сектора экономики, которые смогли адаптироваться к новым условиям. К примеру, наша легкая промышленность начиная с февраля переориентировалась на пошив масок и повязок, полностью обеспечив потребности внутреннего рынка. Председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина рассказала, что изменилось в работе предприятий, как ведет себя рынок, о создании мультибрендовой интернет-площадки и необходимости реорганизации производств.


Структура спроса

— Татьяна Алексеевна, каким выдался 2020-й для легкой промышленности? Какие предварительные итоги можно подвести?

— Серьезное влияние на продажи товаров легпрома в этом году оказало изменение потребительских предпочтений. Что ранее считалось важным и приносило удовольствие, сегодня потеряло значимость. Сменилась приоритетность оценки жизни людей. На первом месте стоят здоровье, бережливость. Импульсивные покупки сошли на нет. Люди отдают предпочтение более дешевым продуктам.

Еще в середине ноября мы давали оценку, что экспорт по итогам года составит 83 процента. Однако в начале декабря получили 82,1. Сказывается вторая волна пандемии. Динамика заболеваемости в каждой стране растет, вводится локдаун. Товары легпрома становятся не востребованы.

Рентабельность по всему концерну складывается на уровне шести процентов. Большую роль в оценке общей эффективности играют крупные предприятия: руководители снижают в декабре объемы выпуска продукции в связи с невысоким товарооборотом. Естественно, что цифры крупных бизнесов воздействуют на общие показатели концерна.

Что касается реализации, больше всего пострадала обувная отрасль, это мы ощутили еще в первую волну пандемии: тогда в России из-за введения карантина закрылось множество розничных магазинов. До 20 процентов продаж потерял Оршанский льнокомбинат по основным рынкам сбыта — Европа, Америка. По льняным тканям «просел» турецкий рынок, на который мы отгружали 12 процентов произведенной продукции. Производители Турции, как правило, шьют из наших тканей одежду для Европы. Даже имея предварительные договоренности на поставки Оршанского льнокомбината, в конце ноября турецкие компании отменили заказы.

— Наверняка есть и хорошие новости. Как та же переориентация на пошив масок отразилась в целом на работе предприятий?

— Невзирая на все сложности, швейные предприятия достаточно стабильно себя чувствуют в этом году. Безусловно, стали подспорьем и производство защитных изделий, и давальческие заказы: это давало гарантии загрузки производственных мощностей, заказов и денег.

Невзирая на все сложности, швейные предприятия достаточно стабильно себя чувствуют в этом году.
фото алексея столярова.

Весной нам, конечно, пришлось непросто, когда быстро нужно было перестроить производство под выпуск СИЗов, которыми мы никогда не занимались. Сложность состояла еще и в том, чтобы и выполнить социальный заказ государства, и выпустить плановый ассортимент, предусмотренный производственной программой.

Сегодня с уверенностью можем говорить, что ко второй волне подготовились: на складах только организаций концерна «Беллегпром» сформировался необходимый стратегический запас масок, защитных комбинезонов, шапочек, бахил. Сейчас предприятия концерна в основном производят СИЗы под заказ для аптечной сети и организаций. В сутки выпускаем около 50 000 защитных масок, потому как наблюдаем рост спроса на них. Но сейчас производители уже могут позволить себе и креативить: появилось много масок со смелыми принтами и различными цветовыми решениями.

Вынужденные меры

— Какие решения в менеджменте, маркетинге концерну пришлось пересмотреть в связи с пандемией и ее последствиями?

— Ситуация в мире и стране подталкивает наших руководителей и их коммерческие службы более активно искать новые формы продвижения, заниматься развитием интернет-торговли, которая стала действенным инструментом и как никогда актуальным. Например, если раньше люди в возрасте не прибегали к онлайн-сервисам, то сегодня это является необходимостью. Научились выбирать, заказывать, приобретать и возвращать товары.

В сутки предприятия концерна выпускают около 50 000 защитных масок, потому как наблюдается рост спроса на них.
Фото  БЕЛТА

На данный момент в системе концерна действует 16 интернет-магазинов. Чтобы покупатель смог комплексно ознакомиться с ассортиментом всех предприятий концерна и приобрести товары белорусского легпрома, мы разрабатываем мультибрендовую площадку, где будут представлены мужская, женская, детская одежда, бельевой трикотаж, домашний текстиль, товары галантереи, фарфоровые изделия и другое. Запустить намерены в первом квартале 2021 года. Планируем, что появится и мобильное приложение.

Конечно, в связи с небольшой емкостью отечественного рынка площадка окажется не настолько крупной, как известные международные интернет-магазины. Тем не менее полагаем, что это правильный инструмент презентации и продвижения наших производителей.

— Какие нововведения ожидаются в легкой промышленности в ближайшем будущем?

— Концерн подготовил общую стратегию развития легкой промышленности на 2021–2025 годы. Хотим продолжать инновационные проекты. На Оршанском льнокомбинате проходит третий этап инвестиционного проекта до 2023 года — модернизируется и частично обновляется парк оборудования. На предприятии «Гронитэкс» уже установлена и в 2021-м выйдет на проектную мощность линия по котонизации льноволокна. На Слонимской камвольно-прядильной фабрике начат проект по установке оборудования для производства пряж со специальными свойствами — огнеупорными, повышенной прочности и так далее. На фабрике «Полесье» в течение двух лет установят красильные аппараты, прядильные машины и машины по вязанию трикотажных изделий.

На Слонимской камвольно-прядильной фабрике начат проект по установке оборудования для производства пряж со специальными свойствами.
grodnonews.by

Отмечу серьезный проект на фабрике «Надэкс»: немецкие технологии позволят выстроить технологическую цепочку оборудования таким образом, чтобы часть операций была автоматизирована. Это в разы увеличит производительность.

В следующем году завершится инновационный проект на фабрике «Белкредо», который сократит время выпуска брючного ассортимента и верхней одежды.

— Татьяна Алексеевна, какие вопросы назрели в отрасли? Что необходимо для наиболее эффективной работы предприятий?

— С учетом трансформации общества и приоритетности профессий, лояльности молодежи к широко известным брендам пополнять отрасль кадрами становится сложнее с каждым годом. Моделируя ситуацию с нехваткой кадров, мы пересмотрели бизнес-процессы.

Сегодня необходимо брать курс на укрупнение бизнеса, реорганизацию предприятий путем слияния, присоединения, выкупа более крупным бизнесом. И положительный опыт уже есть. В этом году ОАО «Витебские ковры» стало собственником «Ковров Бреста», образовав филиал «Брестские ковры». При этом численность работников увеличилась. Предприятие в целом показывает положительную динамику, а в дальнейшем преду­сматривается рост объемов на брестском предприятии.

Потребность реструктуризации имеется и на других предприятиях. Так, в концерне находятся два производства по вязанию трикотажного полотна — фабрики «Свитанок» и «8 Марта». На последней по ряду причин выпуск полотна становится нерентабельным. Есть смысл закрыть данный участок на предприятии и передать компетенцию на «Свитанок», тем самым полностью его загрузив. Разумеется, необходимо все тщательно рассчитать.

Решения должны приниматься не на основе наших желаний, а на базе законов бизнеса. Лучше пробовать, ошибаться, делать, чем просто ждать, пока жизнь сама уберет нас с рынка. Сегодня предприятия концерна «Беллегпром» должны не конкурировать между собой, а оптимизировать процессы так, чтобы стать единым мощным, крупным игроком, особенно на внешних рынках.

malyshchyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter