Екатерина Тишкевич: для одних кризис — это точка невозврата, для других — точка роста

В этом году популярная телеведущая отмечает тройной юбилей: собственное 40‑летие, 15 лет в профессии и десять лет работы на ОНТ

Ее репутацию идеальной ведущей подкрепляют харизма, природная интеллигентность и уважительное отношение к зрителю. «Образец профессионального мастерства», — говорят о Екатерине Тишкевич коллеги. А вот успевать везде и несмотря ни на что — это ее профессиональная привычка. Уже много лет голос Екатерины звучит не только в эфире ОНТ. Церемонии вручения важных государственных наград, праздничные концерты, фестивали и смотры — сбавлять темп ведущая, кажется, не собирается. Более того, раз за разом ищет (и находит!) новые пути применения своих навыков и компетенций. Учит будущих телеведущих — раз. Дает частные уроки по работе с голосом и правильному дыханию — два. Пробует себя в качестве экскурсовода — три. Мы перехватили Екатерину как раз после одной из таких экскурсий.

фото из личного архива

— Мне кажется, это классная идея — показывать закулисье ОНТ. Тем более есть запрос. Мы с коллегами даже смеемся: если бы мы давали рекламу, вообще не работали бы в эфире. Желающих попасть на ОНТ и посмотреть, как там все устроено, действительно очень много. Сейчас мы с Натальей Немогай, которая иногда меня подменяет, стараемся подстраивать смены так, чтобы совместить эфиры и общение с людьми. И я понимаю, почему людям интересно: наша компания достаточно закрытая, работа не массовая. Тем более я всегда встречаю группу в гриме, эфирном костюме — и это уже совершенно другое восприятие. Таким образом наши гости чувствуют сопричастность с ОНТ, нашей работой, телевидением, в конце концов.

— На днях телеканал отпраздновал красивый юбилей — 20 лет. Мини-юбилей был и у вас: десять лет на канале. А что насчет собственного 40‑летия? Говорят, кризисный период для человека. Или вы не почувствовали?

— Для меня 40 лет — это не рубеж или черта. Хотя минимальные опасения, признаюсь, были. Наверное, по большей части из-за того, что в окружении есть коллеги, которых этот рубеж сильно нервировал и напрягал. Сейчас я могу ответить точно: я полна жизни и энергии. И не скажу, что 40 лет — это критичная отметка в жизни человека. Когда есть любимая работа и потрясающая семья, тогда ничего не страшно. До 35 лет я жила пятилетками и ставила конкретные цели: выйти замуж, родить ребенка, построить квартиру… А сейчас, когда все базовые потребности закрыты, когда есть дети, я отпустила историю с долгосрочным планированием и занимаюсь тем, что мне по-настоящему интересно. Например, преподаванием.

— Ваш курс по работе с голосом и правильному дыханию — это бизнес-проект? Или просто дополнительный источник заработка?

фото из личного архива
— Нет, конечно, бизнесом точно нельзя назвать. Это скорее моя внутренняя потребность в передаче опыта. Как-то прочитала: если к 40 годам ты не пришел к наставничеству, значит, либо поздно начал, либо не накопил опыта, либо тебе просто неинтересно. В моем случае все сложилось. Я 15 лет работаю на телевидении. Плюс преподаватель по образованию, и мне это всегда было близко. Но главное, есть опыт и желание им делиться. А еще оказалось, что на мой курс действительно есть спрос.

— С какими запросами к вам обычно приходят?

— С самыми разными. Много людей из телевизионной сферы, тех, кому нужно освежить свои навыки или даже поставить голос. Хотя я не занимаюсь постановкой голоса в чистом виде, скорее ораторским мастерством. Работаем над дыханием, артикуляцией, посылом. Есть и практическая часть: учимся спонтанности речи, импровизации, умению выступать на публике. Большинство моих курсантов даже дышать не умели правильно! Для многих это стало настоящим открытием: у нас, оказывается, есть диафрагма, и ею можно дышать!

— Разве за месяц, пока длится курс, всему этому можно научиться?

— Не устаю повторять: работа с голосом — это как работа в тренажерном зале. Аналогия очевидна. Если вы хотите накачать мышцы, привести тело в тонус, вы систематически ходите в зал. Плюс делаете массаж, обертывания, посещаете бассейн и баню — и только тогда виден результат. Так же и с голосом. Если будете заниматься каждый день не менее 15 минут, добьетесь потрясающих результатов. Другими словами, я даю возможность человеку, который пришел, увидеть свой потенциал. Многие уже после первого занятия начинают звучать, хотя до этого вообще не говорили. К сожалению, не все осознают, что хороший голос — это не данность. При этом я работаю не только с голосом, но и с душой человека. По сути, этим же занимаюсь в кадре во время прямых эфиров: воздействую на эмоцио­нальный фон зрителя.

— Десять лет в одном коллективе, на одном канале — это много?

— Вот честно, десять лет пролетели незаметно, как один день. Тем более они совпали с моим самым активным жизненным периодом. В 30 лет я пришла на ОНТ и моментально повзрослела. Сейчас нахожусь в прекрасной профессиональной форме и у меня нет внутренних противоречий. 
Безусловно, 2020 год стал переломным. Угрозы, оскорбления — все это было, но благодаря поддержке руководства телеканала, семьи и четко выстроенной личной стратегии, как реагировать на хейт, я справилась. 
А если кто-то из оппонентов до сих пор со мной не согласен, звоните на горячую линию ОНТ или пишите письмо на телеканал.

— Уже много лет работу в кадре вы совмещаете с должностью руководителя отдела телеведущих ОНТ. Как пережили августовский кризис 2020‑го, когда некоторые из тех, кого вы воспитали и обучили, покинули канал?

— Когда руководишь подразделением, каждое такое заявление об увольнении — это еще и личная мини-драма. Ты вложил в этого человека силы, эмоции, а он вдруг решил, что должность ведущего ему не сильно важна. Сейчас я смотрю на это просто как на объективную реальность. Те, кому наша позиция оказалась неблизка, сделали свой выбор. Мне кажется, здесь все зависело от окружения. Люди не нашли в своем окружении нашей поддержки, ушли на противоположную сторону. 
Моя семья, скажем, меня поддерживала до конца, другие варианты даже не обсуждались. Мама, помню, тогда сказала: «Села в кадр — и топи до конца». 
Думать, что ты незаменим и на тебе все держится, глупо и по-детски. Никто никого не уговаривал остаться, никого не держали. Телевизионный процесс в любом случае будет идти: с тобой или без тебя. В 2020 году многие не смогли справиться с эмоциями. Ну что ж, это их выбор.

— С другой стороны, освободились места, и люди, работавшие до этого вне кадра, получили возможность себя проявить.

— Все верно. Для одних кризис — это точка невозврата, для других — точка роста. В августе 2020‑го ведущей «Наших новостей» стала Марина Мороз, позже к команде присоединился Никита Полякевич. 
Я категорически против того, чтобы брать в кадр людей со стороны. И как раз после августовского кризиса появилась хорошая тенденция, которая, надеюсь, перерастет в традицию: растить телеведущих в своем коллективе. 
Поколения меняются, и я это прекрасно понимаю. Поэтому всегда рада помочь и посодействовать в том, чтобы смена поколений происходила безболезненно и качественно.

— Совсем скоро, знаю, у вас отпуск. Уже есть планы?

— Самый главный пункт в этом плане — почувствовать лето. В воскресенье веду концерт, посвященный Дню Независимости, потом долгожданная перезагрузка. Буду отдыхать, проводить время с семьей, читать книжки. Также думаю о том, чтобы сделать курс онлайн. Хотя я не сторонница занятий у компьютера. Убеждена, никакой онлайн не заменит энергию и групповое общение с тренером. Но дать базу для того, чтобы начать говорить, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения и договариваться, онлайн-курс вполне себе может.

leonovich@sb.by
Проект «Наши новости» выходит на телеканале ОНТ ежедневно. Среди ведущих, помимо Екатерины Тишкевич, Александр Аверков, Наталья Немогай, Елена Михаловская и другие.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter