Еда больничная, вкус – домашний
03.03.2007
Чем можно порадовать друга, который нежданно-негаданно оказался в больнице? Внимание вниманием, но ведь известно, что нет ничего приятнее для больного, чем покопаться в сумках с гостинцами.
Каково же было мое удивление, когда вместо благодарных возгласов больного я услышала: «Зачем ты надрывалась, нас здесь очень хорошо кормят!» Честно говоря, не часто приходилось слышать, чтобы хвалили больничную пищу. Интересно, кто же эти чудо-повара, что так мастерски выполняют свою работу?
Оказывается, сейчас в Минске практически не осталось больниц, в которых готовят еду для пациентов. Ответственность за снабжение больных провиантом на себя взяло УП «Комбинат питания «Витамин» Мингорисполкома.
— У нас три центра, где готовится лечебное питание: для взрослых и один – для детей, — рассказывает директор комбината Александр Кочедамов. – Почти 10 лет обеспечиваем своей продукцией тридцать учреждений здравоохранения, среди которых — центр паллиативного ухода «Хоспис» и Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». В больницах пищеблоки фактически закрыты: здания старые, требуется капитальный ремонт, а это не менее полутора миллиардов рублей. Централизованное приготовление пищи дешевле.
Пищеблоки остались в считанных лечебных заведениях. К примеру, во второй детской больнице, ее открыли в 2004 году, поэтому не имеет смысла в новом здании закрывать производство пищи. Или же первый противотуберкулезный диспансер. В силу своей специфики им лучше кормить пациентов самим.
— Сколько пациентов на вашем ежедневном обслуживании?
— Около 10 тысяч человек, которых кормим 3—4 раза в день. Как видите, объем работы очень большой, а обслуживающего персонала, к сожалению, не хватает. Тем не менее это не влияет на сроки и качество выполнения услуг.
Само питание развозим в специальных гастроемкостях и термобоксах, которые сохраняют пищу горячей, даже если машина попадет в пробку. В течение двух часов температура в контейнерах понижается только на один-два градуса.
— А качество пищи как проверяется?
— У нас есть собственная лаборатория, наши специалисты проверяют и сами продукты, которые нам поставляются (мясо, мука). Контроль очень жесткий, — включается в беседу главный врач-диетолог комбината Марина Попова.
— Марина Валентиновна, а чем руководствуется служба организации лечебного питания, составляя меню?
— В основе – нормы, утвержденные Минздравом. Как правило, большую часть пациентов, исходя из них, кормят по диетам номер 5, 10 и 15. Для тех, кому требуется особое питание, существуют другие диеты. Основное меню составляется раз в полгода – «летнее» и «зимнее»: до Нового года используем свежие овощи, а после – только вареные или консервированные (свежие овощи в зимне-весенний период больные получают только по праздникам, из-за высокой их стоимости). Все напрямую зависит от поставки продуктов, характерных для каждого сезона. Мы обязаны следовать этому меню не менее чем на 95 процентов.
— А почему, скажите, из рациона исчез привычный стакан кефира на ночь?
— Существует постановление Министерства здравоохранения, которым были уменьшены нормы некоторых продуктов на одного человека в учреждении здравоохранения, — продолжает Марина Валентиновна. — Вот и кисломолочных продуктов раньше полагалось 400 граммов на взрослого в день, сейчас — половина.
— Наверное, с трудностями приходится сталкиваться не только тогда, когда разрабатывается меню?
— Естественно, имеются свои издержки, — констатирует директор предприятия. — Техническая оснащенность, увы, оставляет желать лучшего, ведь все оборудование и инвентарь переходят к нам «в наследство» из закрытых пищеблоков, удельный вес нового у нас только около 36 процентов.
— Александр Викторович, но в будущем предприятие планируете расширять?
— Конечно! Многие лечебные заведения просят, чтобы мы «взяли шефство» над их пищеблоками. Планов много, только на все нужно время и немалые материальные ресурсы. Одна из перспектив – модернизировать пищеблок 9-й клинической больницы. Раньше здесь готовили пищу только для этой клиники. После реконструкции мы планируем на базе этой больницы обслуживать несколько лечебных учреждений с количеством пациентов до 3 тысяч.