Режиссер Александр Ефремов сделал вакцину классикой

Дядя и тетя сидели в тени деревьев

Надо ли вакцинироваться классикой? Ведь подобная прививка подходит не всем. Во-первых, есть индивидуальная непереносимость. Во-вторых, противопоказания, обусловленные врожденными психологическими факторами и приобретенным кругозором. К тому же велики риски: у привитых порой наблюдается романтический жар, видения, переходящие в неприкрытые грезы двусмысленного содержания. Без всякого повода и причины появляется желание начать жизнь с чистого листа, уехать к тетке, в глушь, в Саратов. Зрители с особо неустойчивой психикой даже могут бегать по квартире, хлопать себя по лбу и кричать: «Пропала жизнь». 

Премьерой спектакля «Дядя Ваня» Театр-студия киноактера 7 сентября откроет новый сезон.

И тем не менее под занавес сезона в Театре киноактера рискнули: художественный руководитель коллектива, народный артист Беларуси Александр Ефремов в робкой надежде на коллективный иммунитет против дурного вкуса волевым решением вакцинировал всех: актеров, публику, толстокожую критику — и поставил «Дядю Ваню» Чехова. Антон Павлович, как известно, фирмач от драматургии: писал лаконично, амбивалентно, с юморком. Настолько ново для своего времени, что теперь иначе как родоначальником театра абсурда его не величают. Бери любой характер — как хочешь, так и играй. Один и тот же чеховский персонаж в разных спектаклях может выглядеть талантом или бездарностью, фанфароном и страдальцем, легкомысленной вертихвосткой и жертвенной особой. Конечно же, в отношении «Дяди Вани», одной из лучших пьес, это правило тоже работает. 
­«Дядя Ваня» Александра Ефремова — настоящий парад актерских суверенитетов.
В подробном и вдумчивом спектакле Александра Ефремова очень интересно расставлены режиссерские акценты, и зрителей, хорошо знающих пьесу и саму интригу, ожидает немало сюрпризов. Самое главное: в спектакле много воздуха, нет ощущения затхлости или вторичности. Художник-постановщик Игорь Хруцкий, художник по костюмам Нина Гурло и композитор Леонид Ширин постарались создать идеальный чеховский мир без тени пошлости. Мировоззренчески и концептуально спектакль тяготеет к высокой симфонии Андрея Кончаловского в театре имени Моссовета. Та же чистота стиля, изящная самодостаточность высказывания. 

Роскошен в роли профессора Серебрякова актер Игорь Подливальчев — относительно недавнее приобретение театра. Высокую ноту человеческого достоинства органично ведет Виктор Рыбчинский в роли Ивана Войницкого. Сергей Лапаницын, конечно, слишком молод и внешне благополучен для доктора Астрова, нет в нем тоски в глазах и того надлома, с которым обычно Астрова играют. «Роль на сопротивление», как говорится. Валерия Арланова в своей партии находит новые изысканные ноты для Елены Андреевны, а сколько их было, но эта — одна из лучших, которую довелось видеть. Хороши корифеи театра — Александр Кашперов в роли (в кои-то веки!) деликатного Телегина, Анжела Кораблева в роли Марии Васильевны. 

Не для всех пресловутая усадьба Серебрякова оказалась местом силы. Мощь этого спектакля в его визуальной интеллигентности, меланхоличной сдержанности (до поры до времени), лаконичной простоте и естественности актерских интонаций. Кто-то увидит в режиссерской трактовке культурологические параллели с «Меланхолией» Ларса фон Триера (то же настроение обреченности надежд) или с «Жертвоприношением» Андрея Тарковского. Увидит — и будет прав. 

Премьерой «Дяди Вани» Театр киноактера закрыл свой 39-й сезон, а после спектакля состоялось сердечное поздравление худрука театра Александра Ефремова с 70-летним юбилеем, который он не так давно отметил. Александру Васильевичу снова наговорили много хороших слов, а поздравление от Главы государства зачитал министр культуры Анатолий Маркевич. В отпуск труппа театра ушла с легким сердцем.

Добрый зритель в девятом ряду. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter