До конца уборочной мобильные группы по охране труда посетят более 370 сельхозпредприятий по стране

Дресс-код зерновых работ

Когда говорят «убрать хлеб без потерь», имеют в виду не только зерно, но и человеческие ресурсы. Жатву сложно представить без техники и механизмов, а это, увы, высокий риск производственных травм. Чтобы закрома страны пополнялись без ущерба для жизни и здоровья, в регионах работают мобильные группы по охране труда. Они проводят аудит безопасности, цель которого — не наказать за нарушения, а оперативно их исправить. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» выехали вместе с такой мобильной группой в Молодечненский район.


Агрофирма «Лебедево» — самое крупное сельхозпредприятие района. Здесь пять молочно-товарных ферм, две — по выращиванию молодняка, два зерносушильных комплекса и более 3 тысяч гектаров пашни.

— С правилами по охране труда у меня очень строго, — встречает нас директор Людмила Лымарь. Как руководитель работаю по формуле «обучаем — создаем условия — требуем». Первым делом проводим инструктажи с записью на видеокамеру, обеспечиваем всеми средствами защиты, затем контролируем исполнение. Два раза не повторяем — первого замечания обычно достаточно, чтобы вопрос был снят.

Водители, к примеру, медосвидетельствование на алкоголь проходят дважды — утром, перед допуском к труду с техникой, и в процессе дня или вечером, чтобы не было ни у кого соблазна «вкусить запретный плод» за обедом.

Сегодня в поле на уборке зерновых шесть комбайнов. Экипаж-тысячник — Александра Брилевского и Евгения Кохана — сразу просят показать удостоверения, путевой лист и аптечку. Аптечка укомплектована, без просрочек. К удостоверениям тоже претензий нет.


— А где подпись, что вы приняли технику в исправном состоянии? — находит погрешность в документации начальник Молодечненского межрайонного отдела Минского областного управления Департамента госинспекции труда Вадим Вонсович. Недочет исправлен на месте одним росчерком. Но пристальный взгляд специалиста скользит по всему комбайну и останавливается на защитном ограждении привода жатки. Одна из деталей крепления слегка расшатана.

— Небольшой недостаток, его легко устранить, — комментирует специалист. — Чаще, к сожалению, бывает так, что защитных ограждений нет вообще или они неисправны, а человек при этом к работе с техникой допущен. А что такое находиться вблизи вращающихся механизмов? Любой элемент одежды может туда затянуть.
Средства индивидуальной защиты и спецодежда — еще один предмет тщательного мониторинга. В поле все в комбинезонах, фирменных майках с логотипами, на ногах — специальные высокие закрытые ботинки с твердым носком. Такая обувь защищает и от скольжения, и от ударов.
— Не жарко? — интересуюсь у механизаторов. По опыту других рейдов знаю, как любят винить духоту, когда их «ловят» в сланцах или легких кроссовках.

— Так в кабине же кондиционер! — смеются. — А в шлепанцах, поднимаясь в кабину, легко оступиться и зубы на перемычках оставить. Или вовсе жизни лишиться.

— Что значит жарко? — недоуменно восклицает директор. — Сланцы — это неэстетично! Мне, может быть, тоже хотелось сарафан на бретельках надеть, но дресс-код обязывает к закрытой одежде. И в поле тоже свой дресс-код!



Мимо проезжает трактор, который помог вытащить забуксовавший комбайн на подмокшей от ночного дождя дороге. Неспешно двигаются груженные тяжелым зерном самосвалы. Мобильная группа с удовлетворением читает надписи на бортах «Не работать без упора под поднятым кузовом».

Мониторинг следующего объекта — зерносушильного комплекса с завальной ямой, куда поступает высушенное зерно. Это одна из самых потенциально опасных зон. Не дай бог работника туда затянет — засыплет с головой. Чтобы трагедии не произошло, яма надежно закрыта решеткой. На других участках комплекса тоже порядок.
Мобильная группа подытоживает: у агрофирмы «Лебедево» впору учиться другим предприятиям. Что подтверждает статистика.
 Несколько последних лет травматизм здесь держится на нулевой отметке. Как руководству удается держать дисциплину? Расхлябанных никто долго не уговаривает. Тем более терять есть что. Средняя зарплата — полторы тысячи рублей плюс весомый соцпакет. В прошлом году комбайнеры на уборочной до 5 тысяч рублей зарабатывали.













  kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter