Дороги и направления
22.09.2011
Беларусь строит автомагистрали с учетом союзных интересов
Подобное можно сказать и о других проектах белорусских дорожников. Только на протяжении последних лет они ввели в строй несколько крупных мостов на Западной Двине, Днепре и Соже, постоянно обновляются транзитные магистрали. Ведь через Беларусь пролегают два важнейших транспортных коридора международного уровня: из центра Европы через Брест — Минск и далее в Россию и из балтийских морских портов через Минск — Гомель в Россию и Украину, к южным морям. С созданием Союзного государства и Таможенного союза транзитное значение Беларуси существенно возросло. Соответственно скорректированы и планы дорожников.
— Ежегодно поток транзитного автотранспорта, пересекающего Беларусь в различных направлениях, увеличивается на 4–6 процентов, — привел цифры в беседе с корреспондентом «СОЮЗа» первый заместитель руководителя департамента «Белавтодор» Минтранса страны Юрий Масюк. — Причем до 70 процентов грузовиков следуют в Россию или из нее, расширяется и транзит в Казахстан. Наша задача — обеспечить беспрепятственное, экономически выгодное и комфортное движение транспорта по белорусским дорогам. В частности, предстоит в ближайшие пять лет соединить Минск со всеми областными центрами магистралями европейского уровня.
Пока таким параметрам соответствуют лишь отдельные участки белорусских автотрасс. Значит, модернизировать предстоит тысячи километров дорог. А началась эта работа с трассы Минск — Гомель. Это ответвление 9–го международного транспортного коридора, связывающего прибалтийские порты с южными. Интенсивность движения здесь высока и постоянно растет. Однако пока лишь несколько участков представляют собой двухполоску в каждую сторону. Начались работы и на могилевском направлении. На очереди — трасса из Гродно в Минск. Возможно, со временем там пройдет дублирующий участок международной трассы Берлин — Варшава — Минск — Москва. По сравнению с традиционным путем, пролегающим через Брест, он будет длиннее всего на один километр.
Уже завершена модернизация автотрассы М1 — Е30 от Бреста до границы с Россией. Cегодня это современная магистраль, большей ее части придан статус дороги для автомобилей, а значит, здесь разрешена максимальная скорость до 120 км/ч, что позволяет увеличить пропускную способность и улучшить экологическую обстановку.
Нетрудно заметить, что в Беларуси, перефразируя известную поговорку, все дороги ведут в Минск. Однако нынешняя МКАД, хотя и реконструирована всего несколько лет назад, уже не в полной мере справляется с транзитным потоком. Поэтому решено создать еще одну объездную магистраль, на большем удалении. Для этого будут расширены до международного стандарта местные шоссе, пролегающие в 20–30 километрах от столицы и соединяющие витебское и гродненское направления. Противоположное полукольцо фактически уже действует: его функции выполняет участок автодороги М–1/Е30, который огибает Минск с юго–западной стороны.
Все эти преобразования предусмотрены правительственными программами, указами Президента. Основное финансирование предполагается за счет бюджетных средств. Однако будут привлекаться и кредиты, в том числе зарубежные. Помимо финансов это позволит задействовать и новейшие импортные технологии. Опыт такого сотрудничества Беларусь уже накопила при реконструкции международной трассы Брест — граница России. Понятно, что обновленные дороги принесут дополнительную прибыль автотранспортникам, продавцам и получателям грузов. Но как вернуть затраты государству?
— Не исключено, что мы распространим оплату за проезд для грузовых автомашин на обновленные магистрали, — отвечает на вопрос Юрий Масюк, — как это делают не только в Европе, но и в России. Однако сами технологии будут принципиально иными, исключающими очереди. Достаточно будет установить за ветровым стеклом грузовика электронный датчик, передающий информацию об автомобиле и наличии средств на счету его владельца, и считывающие приборы на пунктах контроля.
А что же российские партнеры? Ведь многие белорусские автотрассы, подлежащие реконструкции, фактически объединяют две страны Союзного государства. Через витебское, могилевское, гомельское направления идет интенсивное движение в Россию и обратно. И очень важно, чтобы с точки зрения дорог оно велось по единым правилам. Именно это и предусматривается соответствующим техническим регламентом, разрабатываемым сегодня в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Требования к дорогам, их параметрам и оснащению, безопасности движения и многому другому должны быть одинаковы. Проект документа уже согласован в ведомствах трех стран, сейчас он проходит общественную экспертизу. С учетом замечаний его примет Комиссия Таможенного союза. Тем самым будет сделан еще один важный шаг к образованию единого транспортного пространства Союзного государства — от Бреста до Владивостока.
МИНСК