Дорога — просто беда
02.09.2010
Хорошо горим
«...Мы, жители деревни Кроква Логойского района, уже не знаем, куда обращаться. Вроде как дома наши стоят не на хуторе в чаще леса и не на острове посреди болот, а всего в километре от вполне оживленного шоссе Логойск — Зембин. Но из–за бездорожья нам трудно пешком дойти до наших участков, а на машине добраться просто нереально. В этом году случилось в деревне два пожара. В первый раз пожарные бежали 500 метров к месту происшествия, а во второй — теряли драгоценное время в поисках подъезда к очагу возгорания. Летний домик семьи Ляхнович и старенький «Москвич» сгорели. Хозяин, инвалид I группы, чудом выжил, выкатившись из домика, получил ожоги. Скорая помощь застряла по дороге, потому что единственный путь, по которому можно было добраться к дому погорельцев, лежал через засеянное поле сельхозкооператива».
В письме о буднях неперспективной деревни на 60 с лишним дворов — 16 подписей. И увесистый пакет практически безнадежной переписки с сельсоветом, райисполкомом и дорожным ремонтно–строительным управлением № 165 Минскоблдорстроя. Однако зацепило. Положила я все в сумку и отправилась в дорогу.
Ищут пожарные, ищет милиция...
Приезжаю в деревню — и с первых минут понимаю: все описанное — чистая правда. И даже не вся. Солидную порцию стресса получила, когда видавший виды «уазик» переваливался с кочки на кочку, проезжая по Левобережной и Родниковой–Садовой улицам Кроквы. О том, что это улицы, а не продолжение колхозного поля, меня просветила попутчица — председатель Швабского сельисполкома Логойского района Жанна Попучеева.
Пожары действительно были. Весной у пенсионеров Ляхновичей загорелась баня, а в июне летний домик, где спал хозяин, сгорел дотла (замыкание старой проводки). «5 — 7 минут мы потеряли, пока добирались к очагу возгорания, — подтвердил Виктор Мороз, начальник пожарного аварийно–спасательного поста № 16 в деревне Швабы Логойского районного отдела по чрезвычайным ситуациям, — пришлось ехать через поле». И врачи к пациентам в Крокву добираются пешком, оставляя машину там, где кончается дорога.
К некоторым домам подъездов не было и в советские времена, а сейчас прямо от забора простираются заливные луга — кочки, овражки, ямы. Где проложишь тропку, там и дорога. По импровизированным улицам больше не ездит сельхозтехника, не кипит колхозная трудовая жизнь, вот и буйствует трава. Деревня состарилась вместе со своими жителями. В местном сельхозкооперативе занят только один сельчанин, остальные — пенсионеры и дачники.
— Помогите нам, — расплакалась при встрече жительница деревни Нина Бирюкова, — мы здесь, как на заброшенном острове...
Золотая жила
Но чем поможет журналист, если местная власть, судя по ответам на многочисленные жалобы, развела руками в бессилии? Однако иду до конца. Прежде всего в ДРСУ–165, которому в начале года по решению Минского областного Совета депутатов передали все сельские дороги, и кроквенские в том числе.
«На их обслуживание и содержание (в общей сложности передано 242 километра) нам выделен всего 261 миллион рублей, — оперирует фактами Евгений Шабуня, главный инженер ДРСУ–165. — В среднем миллион на километр. Для сравнения: ремонт 2,7 километра гравийки между деревнями Свидно и Загорье обошелся в 53,7 миллиона рублей, или 18 миллионов — километр. А в Крокве дорог вообще нет. Их нужно не ремонтировать, а строить. Будет принято такое решение, выделят финансовые ресурсы — построим».
Неутешительно, хотя кое–какой результат есть: дорожники пообещали ямы подсыпать, вкопать трубы, чтобы в дождливую погоду на пути в низинах не стояла вода. Уже хорошо. Откликнулся на беду и директор местного СПК: «Если нужно ямы засыпать, то мы тоже готовы помочь. Но как депутат райсовета скажу вам: не там деньги ищете. Обратитесь лучше в сельсовет».
Тоже мне совет! Местные Советы — власть, конечно, уважаемая, самая близкая к народу, но еще с советских времен безденежная. Или я ошибаюсь? Уж не открыли ли золотую жилу в Минском районе геологи, а мы и местные жители ничего не знаем?
Жила не жила, а деньги в сельских исполкомах действительно появились. Источник — земля. В 50–километровой зоне от Минска она уходит с торгов, образно говоря, со свистом. В прошлом году сельсоветы Логойского района продали на аукционах более 2 гектаров земли для строительства жилья. Средняя цена — 10,6 миллиона за участок. В 2008–м — реализовано 3 гектара. С начала нынешнего года в Швабском сельсовете на аукционах выручили 100 миллионов рублей.
— Но направить их на строительство подъездных путей в Крокве мы не можем: дороги нам больше не принадлежат, — комментирует ситуацию председатель сельсовета.
Оказывается, у «земляных» денег есть строгое целевое назначение. Их даже на повышение зарплаты работникам сельсовета направить нельзя. Только на благоустройство территории сельсовета. А что благоустраивать, если как раз в начале года решением Минского областного Совета депутатов дороги переданы ДРСУ, водопроводы — ЖКХ? Куда же тратят деньги? Миллионы, вырученные в прошлом году на аукционах в Швабском сельсовете, по решению райисполкома были направлены на приобретение спецтехники для жилищно–коммунальной организации. Уверена, покупка важная и наверняка необходимая. Вопрос тут в другом. Получив какие–то средства от продажи участков на конкретной территории, куда логичнее выделить их непосредственно на развитие инфраструктуры. И выгодно. Скажем, в Крокве из–за отсутствия дорог землю сейчас купит разве что камикадзе, а как появится нормальный проезд, глядишь, и цены на местную недвижимость пойдут вверх. Чем плохо?
Состояние сельских улиц — большая и серьезная проблема. С начала года в ДРСУ–165 пришло 49 жалоб с требованием привести подъездные пути в надлежащее состояние. Это вдвое больше, чем за предыдущие два года. Где же выход? На мой взгляд, он очевиден: либо снова передать дороги в ведение сельсоветов (что, может быть, и не лучший вариант), либо как–то урегулировать целевое назначение и расходование аукционных денег.
Фото автора.