Дорога ложка к школьному обеду

Проверка. Какие санитарные нарушения допускают в школьных столовых

Качество ингредиентов, недостаток витамина С, старая посуда — за что еще критикуют контролеры организацию питания в школах

Если вникать в тонкости организации школьного питания, то этот процесс порой вполне можно сравнивать с математическими описаниями квантовой физики. По уровню сложности. Такие выводы сделала корреспондент «Р», побывав с контрольным визитом в столовой школы деревни Мухавец Брестского района.


Первое, второе и компот

Брестчина продолжает контроль и анализ организации питания в учреждениях образования. Например, областная санитарная служба с начала сентября проводит внеплановую оперативную тематическую проверку. Именно поэтому гигиенисты в эти дни появляются в школьных столовых без предупреждения. Их задача — оценить качество продуктов, условия приготовления блюд и напитков, соблюдение технологий, проверить исполнение эпидемиологических норм персоналом пищеблоков. Полный список вопросов изложен в предписании, официальном документе, который вручается директору школы по прибытии специалистов.

Пока мы в пути, расспрашиваю заведующего отделением гигиены детей и подростков Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ольгу Калиновскую о действующих правилах:

— Школьное питание должно быть для ребенка щадящим, отсюда и строгость в выборе продуктов и технологии приготовления. Например, из рациона исключены грибы в любом виде, а еще под запретом макароны по-флотски. Яйца допускаются только с отметкой «Д», причем, прежде чем попасть на кухню, каждое проходит два этапа санитарной обработки. Нельзя использовать продукты, в составе которых есть уксус, например острые соусы, кетчупы, маринованные овощи.

Раскладывают по составу специалисты и каждую строчку меню. Ведь в зависимости от возраста ребенка меняется суточный рацион — особое сочетание белков, жиров, углеводов, витаминов. И хотя отделы образования, спорта и туризма регулярно доводят до школ примерные сезонные десятидневные меню, на практике выполняются требования не всегда.

К диалогу присоединяется помощник врача-гигиениста отделения гигиены детей и подростков Брестского зонального центра гигиены и эпидемиологии Анна Косик:

— Чтобы выяснить соответствие ежедневного рациона примерному, соблюдена ли калорийность, не нарушена ли технология приготовления, в стерильные емкости мы отбираем образцы пищи. Жидкую еду дополнительно тестируем на достаточное содержание аскорбиновой кислоты, так как витамин С, согласно действующему законодательству, в процессе готовки в школьных столовых добавлять обязаны.

Готовая пища не должна храниться в пластмассовой таре

Питание по расписанию

Директор школы Олег Яковчиц проводит гостей в столовую. Надеваем белые халаты, и за дело! Вы не поверите, но от внимания экспертов не ускользает ни одна мелочь. Допустим, как должны стоять в лотке ложки? Черенками вверх. Как ополаскивать посуду? Водой температуры 65 °С из шланга с душевой насадкой. Столовые приборы обязательно прокаливают. А журнал «Здоровье» работники столовой заполняют ежедневно. В тарелки со сколами-зазубринами накладывать еду нельзя. Одноразовые перчатки необходимо менять как можно чаще.

Дальше по плану — проверить сроки годности продуктов, оценить процесс приема товара, ознакомиться с документацией, проанализировать технологию приготовления блюд. Подобная проверка может длиться три дня, еще пять даются на лабораторные исследования и подготовку акта проверки. Хотя кое-какие недочеты видны невооруженным глазом: салат хранится в пластмассовом ведре (правильно — в нержавеющей таре), второе подавали в тарелках со сколами. В целом же ответ, какие существенные недостатки вскрыл неожиданный визит санитарных служб, будет только через неделю.

В целом же по стране к школьному питанию есть вопросы. Комитет государственного контроля Брестской области не так давно подвел итоги масштабного исследования качества, безопасности и сбалансированности питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования. Проверяли учреждения и предприятия Бреста, Пинска, Столинского и Березовского районов. Заведующий сектором контроля потребительского рынка и сферы услуг Владимир Белоусов делится главными выводами:

— В проверенных учреждениях в той или иной мере не выполнялись как физиологические, так и натуральные нормы питания. Проще говоря, обучающиеся сбалансированное и рациональное питание получали не всегда.

Каждый год проверяющие изучают организацию и качество школьного питания, и каждый год печальная песня повторяется. Нарушения были, есть. И будут? По некоторым направлениям их число сокращается. Например, гигиенисты фиксируют улучшение технического обеспечения пищеблоков, что заметно снизило количество предписаний в области материально-технической базы. Зато с качеством сырья и рационом головная боль не утихает. Аналитики КГК Брестской области понимают, что корень проблемы нужно искать в том числе в экономике процесса. Ведь не всегда фактические цены на продукты соответствуют выделенным на питание средствам, что, вероятно, является импульсом делать не по правилам, но при этом сохранять бюджет.

К слову, КГК уже рассмотрел вопросы организации питания в учреждениях общего среднего образования на коллегии. Осталось сделать выводы и выстроить систему работы на будущее.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Вот каким боком директор школы должен отвечать за питание школьников,а не шеф-повар школьной столовой,который лично руководит всем процессом  от приёмки  сырых продуктов,полуфабрикатов,до приготовления готовых блюд??? Я давно задаюсь этим вопросом,с тех самых времён,когда моя дочь принесла из школы булочку,пахнущую бензином. Почему за такое должен отвечать директор школы,а не шеф-повар столовой или заведующий столовой???
Diogen
Надо есть - чтобы жить, а не жить - чтобы есть.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?