Дискуссию о патриотизме завершает профессор С.Солодовников

Доктрина гуманизма

Продолжается большой разговор о патриотизме, начатый Государственным секретарем Совета Безопасности Станиславом Засем («СБ» от 18.10.2018 г., «Есть такая нравственная ценность»). Заведующий кафедрой «Экономика и право» БНТУ взглянул на проблему патриотической идеологии с точки зрения ученого–экономиста.

Без государственной идеологии, основанной на патриотизме, не может быть социальной стабильности и эффективной экономики. Если государственная идеология не разделяется большинством населения, то такое государство и политическое устройство теряют свою гражданскую легитимность и быстро уходят с исторической арены. Достаточно, например, вспомнить бескровное изгнание британских колонизаторов из Индии (политика ненасилия «Махатма» Ганди — сатьяграха) и распад Советского Союза. Если в первом случае сформировавшийся в начале ХХ века патриотизм индусов привел к созданию независимой Индии, то во втором случае на фоне резкого снижения патриотизма советского народа и формирования устойчивого дефицита предложения в горбачевскую эпоху произошла величайшая геополитическая катастрофа — распад СССР, — приведшая к десяткам миллионов искалеченных судеб.

При выборе модели хозяйствования приоритетной является господствующая идеологическая доктрина. Выбор между гуманистической идеологией, в основе которой лежит такой критерий общественного прогресса, как снижение социального каннибализма, и идеологией рыночного либерализма, в основе которой лежит социальный каннибализм, — именно это формирует принципы хозяйственной жизни любого государства.

Начало 90–х годов характеризуется практически полным самоустранением государства от управления экономикой и отсутствием государственной идеологии. В Беларуси и других постсоветских странах начинается экономический кризис, который сопровождается значительным абсолютным снижением ВВП на душу населения, отставанием по этому показателю даже от некоторых стран «третьего мира», а также увеличением технологического разрыва с индустриально развитыми государствами. Резко ухудшились социальные и материальные условия жизни людей, у большинства из которых пропала вера в завтрашний день.

Сформировавшееся у большинства населения к 1994 году неприятие либерально–рыночного пути социально–экономического и политического развития, по которому пошла страна в начале 90–х годов, обеспечило избрание первым Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко. Это, в свою очередь, предопределило изменения социального и экономического курса страны. Новая экономическая стратегия заключалась в создании социального государства, обеспечивающего всем своим гражданам базовые социальные и экономические гарантии. Этот путь развития соответствовал сложившейся социально–экономической ситуации, чаяньям белорусского народа, белорусской культуре и базовым институтам, обеспечил устойчивый рост экономики, улучшение ее структуры, повышение уровня жизни большинства населения.

У белорусов развивается чувство патриотизма, формируется государственная идеология, национальная модель хозяйствования доказывает свою эффективность и устойчивость. На этом фоне важно отметить следующее: внешние дестабилизирующие силы начинают все активнее применять против нашей страны информационное оружие. Последнее сегодня главным образом направлено на снижение политико–экономической «конкурентоспособности» нашей страны за счет неудачных (но повторяющихся) попыток разрушения единства нации, государственной идеологии, чувства патриотизма путем навязывания чуждой нам либерально–рыночной идеологии.

Некоторые ученые–экономисты, а вслед за ними ряд представителей СМИ и некоторые политики предлагали автоматически принимать постулаты западных «экономиксов» и надеяться, что свободная конкуренция так же автоматически решит наши непростые проблемы. Как результат — в экономической теории начали возникать работы, исследующие не реальные, а виртуальные социально–экономические отношения. Пропагандировались модели экономического роста, ориентированные на рост потребления и вещного накопления без учета необходимости поддержания экологического равновесия, социальной справедливости и устойчивости инновационного развития в целом.

Мое мнение, что разделение всех существующих сегодня экономических научных школ и направлений необходимо проводить не по критерию «план или рынок», а по тому, какие они исследуют объекты: реальные социально–экономические процессы или виртуальные (идеальные) модели. Как раз вторые зачастую используются как идеологическое оружие. Нам важно не дать себя обмануть.

Сергей СОЛОДОВНИКОВ, доктор экономических наук, профессор.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter