Какой общественный транспорт просыпается в Минске раньше всех?
08.09.2016 22:17:53
В чьих квартирах раньше всех включается свет по утрам? Правильно, в домах, где живут водители общественного транспорта. Они первыми выходят на улицы Минска, чтобы быстрее добраться в парк, сесть за руль своей техники и развезти пассажиров. Вы вообще в курсе, какой транспорт, под каким номером и в каком направлении в городе выезжает раньше всех? Корреспонденты «Р» узнали ответ на этот вопрос и поговорили с пассажирами-«жаворонками».
Водители троллейбусов, не замечая моросящего дождя, в аккуратных рубашках и жилетах с символикой предприятия, надевают перчатки, лихо запрыгивают на лестницу своей техники, поправляют «рожки», ставя их на контактные пути, а потом ныряют в кабины — скоро старт. Троллейбус № 32 начнет работу в будний день раньше всех. Водитель 1-го класса Дмитрий Гигель еще раз оглядывает салон и, убедившись, что все в порядке, приглашает в машину.
— А где ваш кофе? — недоумеваю я, оглядывая кабину водителя. Бодрый не по часам Дмитрий, улыбаясь, говорит, что уже выпил свой кофе в три утра — когда проснулся. На табло в кабине Дмитрия — 4 часа и 48 минут, а это значит, что первый в городе общественный транспорт должен выходить из парка. На улице еще темно, никого на первых трех остановках нет. Эй, где люди?!
— Погодите, — улыбается Дмитрий. — В направлении ДС «Малиновка-4» мало кто так рано едет. А вот когда двинемся в сторону станции метро «Петровщина», вот тогда уж и яблоку негде будет падать в салоне.
Дмитрий только год работает водителем троллейбуса в Минске. Он был и автослесарем, и дорожным строителем, и даже дальнобойщиком. Потом решил водить троллейбус. Четыре года откатал в родном Витебске, а после того как в Минске с напарником дважды выиграл конкурс профессионального мастерства по вождению троллейбуса, был приглашен на работу сюда. Первое, чему он научился, став водителем троллейбуса, — следить за двумя дорогами: снизу обычная и сверху электрическая, а еще тому, что тормоз — на левой педали. «Дорога не прощает ошибок, поэтому тут надо быть предельно внимательным и сдержанным. Людей я везу много, все хотят ехать по делам быстрее. Но нужно еще и безопасно», — серьезно говорит Дмитрий Гигель.
Сегодняшняя его смена — почти десять часов. А обед знаете во сколько? В девять утра! «У нас есть неплохой буфет на каждой конечной остановке. Правда, он еще закрыт. В девять откроется. Где кофе выпить? В автомате диспетчерской можно. Только она открывается в шесть».
Дождь все усиливается, рассвета не видать, и становится как-то грустно, а Дмитрию хоть бы хны. Рассказывает истории про пассажиров-старичков, что к остановке еле-еле идут, а как увидят троллейбус, так палочку под мышку и быстрее марафонца бегут. А еще про свой талисман: единственное, что выделяется в кабине водителя, — это цепочки, на которых висят несколько десятков мобильных сим-карт, все они из дальнобойщицкого прошлого. Дмитрия их бренчание успокаивает, говорит, на шуршание листвы похоже. Вешает он их на зеркало каждое утро и надеется, что день пройдет хорошо.
— Я люблю весну. Светает красиво, город меняется, а девушки раздеваются, — шутит наш водитель. — Зимой, конечно, сложно. Вот мы сейчас едем на 20-метровом троллейбусе. Хвост носит, нужно хорошо держать дистанцию и плюс время — мы должны укладываться в расписание. Другие участники дорожного движения не всегда думают об этом. Хотя заметил, что люди на дорогих авто всегда уступают нам и подмигивают фарами.
Слева от руля Дмитрия находится навигация. На табло видно, где и во сколько мы должны быть. Сверху, у зеркала дальнего вида, маленький телевизор показывает результаты работы четырех камер видеонаблюдения. А в новых троллейбусах вообще восемь камер. Одна из них направлена на водителя: мало ли чем он тут занимается.
Остановились в депо на три минуты — и в дорогу. Вот тут-то и началось: что ни остановка — много людей. «Все они едут к метро. Кстати, ровно к 5.30 — к открытию — мы их и подвезем. Думаю, все они рабочие люди».
В лицо Дмитрий мало кого из них знает. В Витебске, говорит, каждое утро с ним здоровались пассажиры, а в Минске — все очень серьезные, правда, что его радует, так это то, что многие на выходе говорят спасибо. Подхожу к двум женщинам лет по пятьдесят — Любови и Евдокии. Они работают уборщицами и каждое утро встречаются у одного подъезда в 5.05 утра, чтобы вместе сесть в троллейбус. Любовь рассказывает: «Всех уже знаем в троллейбусе. Но у нас тут есть негласное правило — здороваемся только на остановках. В самом троллейбусе молчим». Тяжело ли так рано вставать?«Я с 20 лет рано всегда просыпалась. Вообще, знаете, жизнь всему учит. Хотя я вот темноты всегда боялась, так с Евдокией по утрам зимой не страшно».
Многие пассажиры не настроены на разговоры. Еще бы — пять утра! Кто в окно на самого себя смотрит, кто музыку слушает, а кто-то и прикорнул. Вот и 30-летний Владимир говорит: «Пока на работу еду, могу в троллейбусе немного и поспать».
Приезжаем на конечную — станцию метро «Петровщина» — и все выходят. Итак, 42 минутки круга прошли. Снова отправляемся в путь. Как мне показалось, многие пассажиры утром хмурые, но Дмитрий уверяет, что я ошибаюсь: «Люди все разные. Вообще, мне нравится моя работа, потому что я каждое утро встаю с мыслью: меня ждут, во мне нуждаются».
А вот наши новые пассажиры. Мужчина в годах, с дипломатом — Владимир — в хорошем настроении едет к метро, а потом на улицу Уральскую. Работает инженером на заводе имени Козлова. Улыбаясь, говорит, что он «жаворонок», и на прощание весело желает: «Хорошего вам дня!» Тут же заходят две милые дамочки — соседки по площадке. «Едем до Уручья. Мы штукатуры. На работу к 7.15. Не тяжело просыпаться! На сборы 20 минут! Правда, без кофе никак. О чем думаем, когда едем?..» — женщины подрываются и, выбегая из троллейбуса, кричат мне: «Думаем, что сейчас мы заболтались!» Объясню причину их спешки: зашли контролеры…
Мы едем уже четвертый круг, на часах 7.40 утра. А у Дмитрия впереди еще 7 таких кругов. В сумме за день откатает около 150 км! В салоне, кстати, находится и замдиректора парка № 3 Николай Кривой, он в это утро занимался анализом работы парка: «Вот вы не заметили, а был момент, когда 64-й и 32-й троллейбусы сходились по времени на остановках, хотя идут практически к одному месту — метро. Значит, моя задача — пересмотреть расписание, сделать так, чтобы шли не один за другим, чтобы пассажирам было комфортно. Ведь мы за месяц провозим 5 миллионов пассажиров».
Мы снова в парке. У Дмитрия семь минут, чтобы перекусить, выпить кофе. Мы прощаемся, и он говорит: «Водитель троллейбуса — это такая профессия, в которой все отработано до секунды. Я никогда не опаздываю на работу, потому что понимаю: на заводе вовремя должен заработать станок, открыться магазин или файл в компьютере. Мы нужны тысячам людей в этом городе и очень стараемся их не подвести».
alinakasel@gmail.com