Директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН объяснил, почему нет способа создать вакцину от рака

Несмотря на очевидные научные достижения в лечении злокачественных новообразований, которые сегодня отмечаются как в Беларуси, так и во многих других странах, человечество ждет ответа на вопрос: когда, наконец, появится вакцина от рака? Почему есть возможность прививаться от полиомиелита, гриппа, ковида, коклюша и т. д., но нет даже призрачной возможности благодаря чудодейственной инъекции убить в зародыше неконтролируемое деление клеток в организме.

Фото Pixabay

Громкий заголовок российских СМИ: «В ближайшее время в РФ начнутся клинические испытания вакцины против рака». Ученые надеются, что этот препарат значительно увеличит продолжительность жизни пациентов с онкологическими заболеваниями и поможет избежать рецидивов. Правда, в интервью Лента.ру директор научно-исследовательского института экспериментальной диагностики и терапии опухолей Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Блохина кандидат биологических наук Вячеслав Косоруков поясняет:

— Важно понимать, что это вовсе не панацея. Некоторые думают, что речь идет о чудодейственном средстве, которое может вылечить всё. Однако это не так. Вакцина будет эффективна только при определенных видах рака, для которых показано применение иммунотерапии. Препарат будет создаваться индивидуально для каждого пациента на основе его генома и генома его опухоли. После операции такая вакцина будет выполнять роль лекарственного средства, то есть станет терапевтической вакциной.

— В том-то всё и дело, что на современном этапе развития науки мы можем вести речь только о создании лекарственного средства, но не вакцины в понимании профилактики болезни, — говорит директор Института биофизики и клеточной инженерии Национальной академии наук Беларуси кандидат медицинских наук Андрей Гончаров. — Скорее всего, такие препараты условно называют вакцинами потому, что они нацелены на стимуляцию иммунитета и его активацию на борьбу с новообразованием.

Возбудители большинства инфекционных заболеваний со временем почти не меняются. Когда создается вакцина против, к примеру, дифтерии, ее компоненты нацелены на конкретные белки, конкретные антигены, которые хорошо известны медикам. Поэтому мы можем привить огромное количество людей одним и тем же препаратом. А вот с онкологическими заболеваниями все намного сложнее: у каждого пациента свой набор антигенов (их принято называть неоантигены), свои мутации, иногда многочисленные. Да, есть случаи, когда присутствуют какие-то общие мутации, формирующиеся у многих пациентов, но это скорее исключение из правил. Поэтому сегодня перед наукой стоит задача идентифицировать неоантигены каждого конкретного пациента, на основе полученных данных создать индивидуальное лекарственное средство и ввести его в организм. Это будет способствовать более успешному лечению. Что же касается общей профилактической вакцины от рака — пока этот вопрос остается открытым.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter