Диалог во имя будущего. О чем говорил Президент на международном форуме «Минский диалог»

Мирные инициативы звучат из Минска со все большей настойчивостью. Мы призываем к вдумчивому диалогу самый широкий круг участников. А точнее, все страны, которым небезразличны судьбы планеты и человечества и которые готовы об этом говорить честно, откровенно, открыто. Именно поэтому чуть меньше года назад на открытии сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске Александр Лукашенко предложил начать масштабный международный диалог по вопросам безопасности с условным названием Хельсинки–2. Это предложение пока осмысливается потенциальными участниками. Но процесс обмена мнениями на месте не стоит, и мы всегда для этого готовы предоставить удобную площадку. Очередной раунд дискуссии состоялся в Минске на международной экспертной конференции «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех». Она прошла в контексте форума «Минский диалог». В мероприятии принял участие Президент, объяснив в своем выступлении мотивы белорусских мирных устремлений:

— Треть государств нашей планеты так или иначе вовлечены в боевые действия. По большому счету, это превышает количество стран — участниц Второй мировой войны. Однако мы не можем безучастно ждать, пока полыхнет пожар третьей. Это было бы непростительной беспечностью, и белорусы как никто понимают ее последствия.

фото белта

Очевидно, что «Минский диалог» — это еще не пролог и даже не предисловие к потенциальному Хельсинки–2. Но вот прообразом масштабной дискуссии о судьбах мира он вполне может стать. Если не по форме, не по формату участия и уровню представительства, то как минимум по содержанию. Здесь в полемике сошлись порой диаметральные мнения. Противоречия иной раз озвучиваются на первый взгляд непримиримые. Но они озвучиваются открыто, и это уже большое дело. Ведь именно с четкого изложения позиций и их обоснования начинается движение навстречу. А оно крайне необходимо, о чем убедительно в своем выступлении говорил Президент:

— Происходящие в последние годы конфликты только подтверждают наши худшие опасения насчет развития ситуации в мире. Великие державы, призванные быть надежными гарантами стабильности, сегодня не могут прийти к единому мнению ни по одному из серьезнейших вопросов.

Увы, это факт, подтвержденный многочисленными горячими точками от Ближнего Востока до соседней Украины. Даже разность экспертных мнений, звучащих сегодня в Минске, иллюстрирует очень запутанное сплетение противоречий в мировой политике. Но каждый озвученный тезис — это нить, найдя которую легче распутать весь клубок. И Александр Лукашенко говорил об этом, еще раз вернувшись к теме потенциального процесса Хельсинки–2:

— Он должен быть направлен на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях государств на общем пространстве Евроатлантики и Евразии.

ФОТО БЕЛТА

Президент уверен:

— Не имеет значения, как он будет называться — Новый Хельсинкский процесс, Хельсинки–2 или еще как–то. Важно, чтобы такой диалог начался и его результатом стало реальное укрепление международной безопасности. 

Крупным геополитическим игрокам пора задуматься о состоянии современных международных отношений, которые уж очень напоминают ситуацию перед Первой мировой войной... В условиях нынешних глобальных геополитических и экономических трансформаций в мире принципиальные противоречия между государствами накапливаются и принимают острую форму. На авансцену вновь выходит стратегическое соперничество, конкуренция между ведущими странами. Снова, пусть и под благовидными предлогами, они делают ставку на силу, в том числе военную, как один из видов продвижения своих интересов.

Призывая к честному разговору, Александр Лукашенко и сам откровенно говорит о наиболее острых проблемах современности. Одна из самых опасных — противоборство между Западом и Россией. Напряженность между США, ЕС и Россией нарастает, и в этот процесс вовлекается еще и Китай. Президент разделяет мнения многих экспертов о том, что нынешнее противостояние еще острее, чем во времена холодной войны. Для него очевидно:

— Многие прежние рецепты глобального и регионального управления, преодоления конфликтов и естественных противоречий уже не годятся. Они часто не срабатывают, а новые еще пока не выработаны. К сожалению, в этих условиях мировые игроки не готовы к остановке спирали конфронтации и даже к компромиссам. Мы видим, что ни одна международная проблема реально не решается.

ФОТО БЕЛТА

Примеры на виду. Это Ближний Восток, Сирия, Украина. Отчасти Северная Корея. Иран. Последствия процессов, протекающих в этих регионах, предсказать просто невозможно. Взаимосвязь далеких конфликтов и европейских проблем вплоть до роста угрозы терроризма все более очевидна. А нас не может не беспокоить ситуация в соседней Украине. Ведь, как обратил внимание Президент, ни один пункт минских соглашений в полной мере до сих пор не выполнен. Минск поддержит любой формат переговоров, нацеленных на полное урегулирование конфликта. При этом не претендует ни на статус, ни на лавры миротворца. Вот что сказал Президент:

— У нас своих проблем больше чем достаточно. Но я уже говорил о нашей заинтересованности в спокойствии в Украине. Если в Украине не будет мира, будет жарко не только нам, но и всем вам. Этот конфликт как можно раньше нужно не просто погасить — ликвидировать. И в этом вы можете на нас рассчитывать. Мы сделаем все, о чем договорятся конфликтующие стороны.

Если в чем Минск и несет миротворческую миссию в широком смысле, так это в том, что категорически не стремится встать на какую–либо из сторон глобального противостояния. Более того, не устает говорить о пагубности деления мира на своих и чужих. Президент определяет это конкретно:

— Беларусь — суверенное государство и четко осознает свое положение на международной оси координат. Мы не с Россией против Европы и не с Европой против России. Для нас в принципе неприемлем вопрос, с кем мы. Наши союзнические отношения с Россией, ориентация на интеграцию в рамках Евразийского экономического союза ни в коей мере не ущемляют интересов стран Европы. И наоборот — развитие отношений с ЕС, США, Западом не противоречит динамике нашего тесного взаимодействия на Востоке, а служит созданию зоны доверия.

С этих позиций отлично просматривается логика белорусских внешнеполитических инициатив, заключенных в краткой формуле «интеграции интеграций». А мотив заинтересованности в этом движении тоже прост:

— Для Беларуси одним из ключевых компонентов безопасности был и остается экономический. Этот подход мы целенаправленно продвигаем на всех уровнях. Для обеспечения неконфронтационного и устойчивого развития нашего региона на фоне растущего геополитического противостояния многие государства недооценивают реализацию многоуровневых интеграционных проектов. Находясь на стыке Евразийского и Европейского союзов, Беларусь особо заинтересована в их взаимном сближении. Нужно переходить от абстрактных разговоров к конкретному взаимодействию.

Александр Лукашенко убежден, что точек соприкосновения чрезвычайно много. Они в экономике, энергетике, экологии, гуманитарном сотрудничестве, транспорте и логистике. В борьбе с нелегальной миграцией, трансграничной преступностью, на многих других направлениях:

— Именно через них шаг за шагом может выстраиваться модель сближения двух крупнейших интеграционных образований и нарабатываться взаимное доверие. Полагаем, что это несeт огромные выгоды для всего континента — от Атлантики до Тихого океана. Не должны появляться новые разделительные линии, а урегулирование затяжных конфликтов может происходить посредством многостороннего экономического сотрудничества. Такую логику необходимо противопоставлять тем, кто распространяет мнение, что Запад и Восток не нужны друг другу. Надо снова научиться слушать и слышать аргументы друг друга, быть готовыми к разумным компромиссам. Говорю и о российских, и о европейских, и об американских, и о китайских партнерах. О больших и малых странах, ближних и дальних соседях.

Очевидно, что тезис о расширении представительства стран в глобальном диалоге на фоне неспособности больших игроков к компромиссам обретает особую актуальность. Минск предлагает развивать это направление на площадке ОБСЕ. Президент озвучил такое предложение:

— Необходимо постепенно расширять формат диалога в рамках ОБСЕ. Привлекать к нему таких игроков, как Индия, Япония и, конечно, Китай, который благодаря реализации своей инициативы «Один пояс и один путь» постепенно превращается в фактор европейской политики. 

По словам А.Лукашенко, сейчас как никогда велика потребность в государствах–единомышленниках, заинтересованных в конструктивном обсуждении всего комплекса накопившихся проблем:

— В силу непримиримости позиций ключевых игроков именно средние и малые страны получают уникальную возможность инициировать предложения по диалогу и мерам доверия. Необходимо ею воспользоваться, а не играть роль «статистов» или союзников по военно–политическим блокам.

По большому счету, в идее глобального диалога ничего сверхнового нет. После Второй мировой войны лидеры стран–победительниц смогли снять противоречия, создав ООН. 40 лет назад в Хельсинки был отчасти снижен градус противостояния в холодной войне. Мир умеет договариваться. Исторические примеры есть. Нужна воля и осознание ответственности за будущее. Президент сказал так:

— Сегодня всем государствам — большим и малым, всем политикам, экспертам нужно задуматься о том, что мы оставим в наследство будущим поколениям.

Если конференция в Минске станет для таких размышлений побудительным мотивом, значит, свою главную задачу она выполнила.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter