Время координации усилий: эксперт — о формировании новых экономических структур, проблемах МСП и господдержке

Диалог как движущая сила

Для того чтобы развивать малый и средний бизнес, особенно в регионах, планируется создать Республиканский союз субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. В него войдут специалисты, которые не только знают, как поддерживать малый бизнес, но и как развивать его, делиться опытом с коллегами, разрабатывать предложения о совершенствовании субъектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса для внесения в законодательство. Основная идея — в эти непростые для страны времена, когда на нее оказывается такое мощное внешнее давление, представителям различных предпринимательских союзов нужно объединиться и «звучать единым голосом». Об этом «Р» рассказал генеральный директор закрытого акционерного общества «МАП  ЗАО» Сергей Найдович, который также является членом правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, входит в высший координационный совет союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства». Со специалистом мы поговорили о необходимости основания нового профессионального союза, Национальной платформе бизнеса Беларуси — 2022—2023, проблемах малого и среднего предпринимательства (МСП) и многом другом.

Уникальная форма взаимодействия

— Сергей Михайлович, насколько целесообразно создавать Республиканский союз субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства?

— Считаю, что сейчас самое время для того, чтобы скоординировать свои усилия, поддержать друг друга, объединиться. Мы недавно провели видеоконференцию, в которой участвовали руководители технопарков, бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимателей со всей страны. Обсуждали, как это сделать.

— Вы входите в совет по развитию предпринимательства при Минском облисполкоме и райисполкоме. Какие сейчас у бизнеса есть проблемы?

— Прежде всего отмечу, что в Беларуси создана уникальная форма — советы по развитию предпринимательства. Такой формы нигде не существует. То есть местная власть может услышать от бизнесменов все, что их волнует.

Например, одна из проблем касается так называемого неиспользуемого имущества и передачи его за одну базовую величину под создание рабочих мест. Предприниматели приобретают недвижимость и землю ровно по отмостку здания, а необходимо сделать еще подъездные пути, построить автостоянку и так далее. Для этого снова нужно подать заявку в райисполком для формирования нового земельного участка с дальнейшей его передачей на аукцион для проведения торгов. На это еще дополнительно может уйти много времени, вплоть до года. А бизнесмену еще нужно выполнять условия инвестиционного договора, в течение года-двух создать производство и рабочие места. То есть процедуру передачи имущества упростили, а процедуру изменения целевого назначения, уточнения границ участка оставили старую.

Или, допустим, человек купил здание под выращивание и переработку грибов, а это бывшая школа или поликлиника. В строении есть деревянные перекрытия. Он начинает делать проект, а проектировщики и другие службы ему говорят, что оно под производство не подходит, нужны бетонные перекрытия. Устроить их невозможно — здание старое, фундамент не рассчитан на такие нагрузки. В итоге человек не выполняет договорные обязательства, получает штраф.

Подобные вопросы на совет к нам и попадают. Мы обсуждаем. Но, к сожалению, требования действующих нормативных документов для тех, кто начинает свое дело или хочет заняться производством, очень сложные.

Развивать свое дело можно в любой географической точке страны. И государство этому только способствует.

— Как санкции сказываются на МСП?

— Проблемы у предпринимателей были связаны и с пандемией коронавируса, и с изменениями Налогового кодекса. К этому, конечно же, добавились санкции. Многие цепочки взаимоотношений, которые были выстроены, сейчас изменяются: как привезти, оплатить, поставить, какая форма отношений между потребителем и поставщиком. Но у нас появилась возможность работать вместе на белорусском рынке. Главная особенность этого времени по сравнению, например, с 1990-ми, что мы не испытываем дефицита в настоящий момент. Пока все есть, можем оценить свои возможности для перестройки бизнеса.

Китай ранее тоже сделал ставку на мелких производителей (предпринимателей). Да, они разными способами получали технологии, вступали в кооперационные связи с европейскими и американскими компаниями, но в основе лежало желание людей что-то делать, и сейчас мы видим результат. В Беларуси также много инициативных людей, которые готовы повторить китайский опыт и не допустить возможного дефицита товаров и услуг.

Навстречу друг другу

— Какие, на ваш взгляд, государство должно предпринять шаги, чтобы помочь предпринимателю?

— Первое — это не забывать про те механизмы, которые уже наработаны. Это диалог между государством и бизнесом. Сейчас после пандемии COVID-19 диалог возрождается. Понятно, что появились новые формы — общение через Zoom. Но живого общения не заменишь. Встречи представителей бизнеса и власти крайне необходимы. Потому что нужна поддержка не только материальная, бизнес должен слышать от власти: «Вы нам нужны, помогайте, включайтесь!»

Второе — это субконтрактация, или кооперация между крупными и малыми предприятиями как стратегическая политика государства. Это уже делается Минэкономики в лице Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Так, например, нет необходимости в формировании большого детализированного производства, выпускающего готовое изделие, начиная от болтов и гаек. Надо просто подобрать малые партнерские предприятия, которых в Беларуси достаточно, и включить их в производственную цепочку.

Мы за то, чтобы эта технология субконтрактации (промышленной кооперации) возрождалась и использовалась повсеместно. И об этом говорил Президент: давайте в каждом регионе создавать инновационные предприятия — по одному-два — те, которые будут партнерами наших крупных сборочных производств.

Третье — это формирование новых экономических структур, таких как кластеры. Кластерную модель я сравниваю с Млечным путем — много звезд, которые имеют разный вес, но взаимодействуют друг с другом, и это состояние устойчивое при различных внешних воздействиях. Проще говоря, кластерная модель отражает взаимодействие власти, бизнеса и науки. И этот союз работает на благо общества и государства.



Рост есть

— Много ли новых предпринимателей появляется в последнее время?

— Недавно разговаривал с отделом регистрации Минского района. Узнал, что на протяжении 2020 и 2021 годов количество созданных и ликвидированных предприятий было одинаковым. Но в 2022-м мы видим прирост — в квартал плюс 65 созданных предприятий по отношению к ликвидированным. Люди услышали те посылы, которые государство сделало, ни в чем не разочарованы, надеются на себя, создают свои бизнесы.

К нам часто обращаются из других стран и задают вопросы о том, как в Беларуси можно организовать бизнес, какие условия. Благо сейчас есть цифровые платформы, на которых можно увидеть всю Беларусь в регионах с субъектами инфраструктуры поддержки предпринимательства и получить ответы на возникающие вопросы у желающих начать бизнес в Беларуси.

— Вы являетесь членом высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства, которая в настоящее время формирует Национальную платформу бизнеса — 2022—2023. Что в нее закладывается?

— Есть намерение отразить те вызовы, с которыми столкнулись предприниматели в последние годы и сейчас. Приходим к выводу, что главнейшей движущей силой становится диалог между властью и бизнесом на всех уровнях. Инструментами являются бизнес-союзы и советы по развитию предпринимательства в исполкомах. 

Диалог, который сейчас ведется между бизнесом и властью, происходит на различных уровнях государственного управления. Правила ведения бизнеса должны быть понятны, прозрачны и реализовываться во всех регионах. 

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter