Сколько зарабатывает мини-автошкола, специализирующая на подготовке водителей только одной категории?

Действуем по плану «B»

Личный автомобиль — всегда удобно и практично. В Беларуси, по данным Национального статистического комитета, у каждого третьего жителя имеется легковой транспорт. Причем с каждым годом показатель растет, что, соответственно, повышает востребованность в получении водительского удостоверения. В Минске будущих водителей сегодня обучают около 80 государственных и частных автошкол. Многие из них за годы заработали серьезный авторитет и теперь заставляют малый бизнес существовать в условиях жесткой конкуренции. Андрей Радашковец вместе с компаньоном открыл автошколу для подготовки водителей категории «В» полтора года назад, однако планирует расширение в связи с особенностями сезонности.

Летом в автошколе наступает спад, что заставляет задуматься о расширении.

Рули, студент!


Как и любая сфера услуг, автошкола постоянно зависит от потока клиентов. В 2014 году автошколы были переполнены: все боялись повышения цен. Тогда учиться шли в основном взрослые. В последние годы первоочередными клиентами всех автошкол являются студенты – 95 процентов обучающихся на категорию «В». Логично, что не каждый молодой человек способен оплатить учебу самостоятельно. Выбор автошколы напрямую зависит от предпочтения того, кто за услугу будет платить, — родителей. В первую очередь клиенты обращают внимание на стоимость обучения и борются с дилеммой — либо выигрывать в цене, либо в качестве.

Люди постарше опираются на опыт и авторитет автошколы, читают отзывы в интернете, прислушиваются к мнению знакомых, а иногда отправляют детей учиться туда же, где когда-то они, счастливые, получили заветное водительское удостоверение. Нередко на стоимость обучения менее 500 рублей смотрят косо: лучше переплатить, но стать уверенным водителем.



Определяющую роль играет расположение. Помещение для учебного класса и офиса Андрей и его соучредитель выбирали в центре города и в шаговой близости от метро. На руку пришлось нахождение рядом двух университетов — пусть и незначительно, но повышает привлекательность школы. В предпочтениях клиентов также значатся практические занятия в городе по маршрутам, частично сходным с ГАИ.

Нынче становятся в очередь за правами не только владельцы машин. Некоторые в ближайшем будущем и не планируют приобретать собственный транспорт. А идут учиться на водителя, чтобы повысить шансы при трудоустройстве. «Корочка» категории «В» все чаще значится у работодателей в желательных или даже обязательных требованиях для сотрудников. Поэтому средний возраст учеников — 18—25 лет.

Парты, стулья, два компьютера


В городе из всех автошкол 15 процентов работают только с категорией «В». Предоставлять сразу комплексную услугу трудозатратно, если нет серьезного стартового капитала, поэтому Андрей начал работу с одного направления: «Сложно было вначале, когда не знали многих подводных камней, на собственном опыте постигали различные нюансы. Наш бизнес — один из видов деятельности, который обязательно подлежит сертификации. Организация помещения четко подчиняется нормативной документации, где прописаны основные требования — в классе должны быть плакаты, мультимедийные системы, компьютеры с соответствующим ПО, которые производят контроль знаний, телевизор, доска; на автодроме — разграничительные элементы».

Студенты — 95 процентов обучающихся на категорию «B».

Единственный класс, в котором проходят теоретические занятия, небольшой, примерно 16 квадратных метров. Помещение выглядит уютно и компактно — в два ряда стоят парты, есть два компьютера с лицензионными программами – на них принимают зачеты, и один преподавательский. Все рассчитано на то, чтобы уместить до 15 человек.

Для практических занятий закупили четыре автомобиля. В нерабочее время они должны находиться на охраняемой стоянке. Место, где арендуется помещение, как раз предоставляет такую возможность. Если загруженность у школы большая, Андрей обращается к услугам аренды автомобиля с инструктором, которого официально устраивает на работу. Аренда автодрома недалеко от станции метро «Институт культуры» для занятий обходится в 400 рублей — 100 за одну машину в месяц. В общей сложности для старта бизнеса партнерам понадобилось около 30 тысяч рублей. 

Чтобы выйти в плюс, необходимо одновременно обучать минимум 30 человек. Программа рассчитана на 220 часов, из которых 50 — практических, длится три месяца, но чаще продолжается все четыре. Опять же из-за особенностей занятости клиентов, а порой и безответственности.

Клиент всегда платит


В начальную цену обучения клиентом вкладывается предоплата за топливо. Автомобили по своим конструктивным особенностям разные. Исходя из того, на каких автомобилях и сколько проехал ученик, высчитывается конечная цена. Из суммы, за которую закупается топливо, с автошколы высчитывается пятипроцентный налог. В среднем на одного ученика расходуется 60—70 литров за все практические занятия.



С мая по сентябрь в автошколе наступает спад. Основные клиенты – студенты. А в это время у них сессии, экзамены, каникулы, отдых. «В это время упор стоит делать на переподготовку на более высокие категории. Межсезонье второй год заставляет задуматься о расширении», — признается Андрей. 

Самое сложное, по мнению директора, арендовать автодром по выгодной цене для грузовых автомобилей массой более 3,5 тонны. Также непросто найти и транспортное средство. Выкупить машину труда не составит, проблема в переоборудовании ее для обучения на станциях технического обслуживания – обходится приблизительно в 1000 рублей. Кстати, важное значение как для клиентов, так и для автошколы имеют внешний вид и технические характеристики авто. 

Для того чтобы раскрутить предприятие, нужен, как минимум, год. По наблюдениям владельца автошколы, клиентов легче найти через группы в социальных сетях, дать рекламу на сайт и другие интернет-площадки.

Андрей уверен, что если бы не 15-летний опыт преподавания в автошколах, открывать бизнес не стал бы. «Иногда хочется повысить голос на занятиях, обвинить в безответственности, однако делать этого нельзя: жди негативный отзыв в интернете», — рассказывает директор.

Примерно после пяти лет работы автошколы клиенты приходят по «наводкам» и советам друзей, знакомых или родственников. Естественно, если качество образования на высшем уровне. 

Только цифры

средняя прибыль в месяц – 2000 рублей

стоимость обучения – 375 рублей

стоимость аренды помещения с коммунальными услугами – 700 рублей

стоимость аренды автодрома – 400 рублей

налог – 5 процентов от выручки

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter