
Полеты — не при любой погоде. Необходимы особые условия — среднесуточная температура воздуха плюс пять градусов и ниже, без осадков, отсутствие повышенной влажности. Облет на высоте не менее 650 метров. В этом году выдалась аномально теплая зима и такую погоду «словить» крайне сложно. Всю первую половину субботы облака стелились ниже этой высоты. Наконец долгожданный звонок от спасателей:
— Через час вылетаем, наши метеорологи подтвердили, появились удачные погодные условия.
Полетим на Ми-8. Этот вертолет — надежный универсальный работник: тушит пожары, доставляет грузы, спасателей, медиков и даже трансплантационные материалы для операций. И для нынешней задачи он единственно подходящий летательный аппарат. Беспилотник с такой задачей не справится: продолжительный четырехчасовой полет по сложному маршруту, на заданной высоте. Да и по закону любым беспилотникам запрещены полеты над населенными пунктами.

Экипаж — пять человек. Командир вертолета, второй пилот, бортинженер и двое гражданских специалистов: штурман-оператор — он контролирует выдерживание согласованного маршрута, что зачастую в условиях сильного ветра не так легко, и просто оператор, который следит за показаниями тепловизора. Все полеты над Минском запрещены, но нынешний — исключение, учитывая, что иным способом выявление утечек будет сложнее и дороже. Маршруты МЧС согласовывали с Мингорисполкомом и другими компетентными структурами.
До взлета специалисты инженерно-авиационной службы авиации МЧС провели полную подготовку вертолета к вылету, заправили его. Оператор тепловизора положил под язык конфету. Я надел наушники, авиационные двигатели не автомобильные, громко гудят. Город облетаем по намеченным квадратам, каждый по несколько раз. Чтобы ничего не пропустить — угол обзора тепловизора относительно небольшой. Идем на скорости до 160 километров в час. Это вовсе и не предел для Ми-8, да только быстрее тепловизор не поспеет соображать.

Летим от Чижовки в сторону Уручья. Пробилось солнце из-за туч, лучи легли на промышленные просторы. Знакомые места с непривычного ракурса сразу и не признаешь. Живописный вид открывается на Национальную библиотеку, стадион «Динамо». Жилые районы: дома до самого горизонта. Вот суетится вечно беспокойная площадь Бангалор, а безмятежная Свислочь огибает Троицкое предместье, колесо обозрения в парке Горького, оказывается, не так и велико. В полете слегка укачивает, да и кислорода на высоте меньше, на что нормальная реакция организма — тянет в дрем.
Город стреляет в ночь дробью огней. Отлетали равно четыре часа. Оператор тепловизора уточнил:
— Уже сейчас могу сказать, несколько мест утечек тепла нашел.

Дозаправка — и ночная смена. В небо поднимается новый экипаж.
Такие облеты города авиация МЧС проводит уже третий раз. Система отлажена, поэтому сделали всю работу оперативно. Всего за 14 часов отсканировали весь Минск. Тут показали работу опытные пилоты и хорошая погода помогла. Если бы даже существовали специализированные дроны, то подобная работа заняла бы месяцы, а пешком — целую вечность. После расшифровки собранной информации готовая карта «разведданных» поступит на вооружение коммунальных служб города.
ikras@sb.by